Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Везот аБраха, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И оплакивали сыны Израиля Моше в степях Моава тридцать дней. И закончились дни траурного плача по Моше»[1].
Написано в Мидраше[2]: О Яакове сказано: «И прошли дни плача по нему», а о Моше сказано: «И закончились дни траурного плача». Дело в том, что Моше некому было оплакивать, и потому сказано: «И закончились дни». Яакова было кому оплакивать, и потому о нем сказано: «И прошли дни плача».
Разъяснение этому: после смерти Моше народ Израиля собрался пойти в прекрасную и просторную землю, и в их сердцах не было места для траура. Все их помыслы были о том, что вот-вот они, наконец, достигнут цели, и их ждет спокойная жизнь. После смерти Яакова все плакали, так как знали, что скоро наступит тяжелое порабощение (египтянами). Об этом сказано: «Потерян праведник, но никто не принимает это близко к сердцу»[3]. (Видимо, мудрецы хотят здесь преподнести нам урок, чтобы мы задумались: при жизни праведника вы видите в нем источник благополучия. Но теперь, когда он умер, как же вы не ощущаете эту потерю света Творца, который праведник приносил в это мир! — прим.)
Притча.
Когда умирает человек, подверженный какой-либо из страстей, его оплакивают. Если он обжора, то по нему плачут продавцы в лавках, где продают еду и напитки: «Ах, какого покупателя мы потеряли!» Тоже самое, если это страсть к одежде или драгоценностям. Его будут оплакивать хозяева таких лавок. Но совсем по-другому обстоит дело, когда умирает праведник, отвернувшийся от удовольствий этого мира ради Творца. Никто благодаря ему не зарабатывал, а потому некому его оплакивать — никому от его смерти нет ущерба.
Для обозначения «потерян» здесь используется слово авад. Мудрецы[4] заметили, что более правильно грамматически было бы сказать здесь нээвад — потерялся (то есть, авад — для себя, а нээвад — для других — прим.). Разъясним, почему все же использована первая форма.
Притча.
Если случится так, что отец должен был уехать далеко от сына, то по отношению к отцу мы скажем, что он потерял сына, а по отношению к сыну, что он потерял отца. Но если сына нисколько не заботит отсутствие отца, и он из-за этого не переживает, то уже не скажешь, что он потерял отца.
И как раз об этом сказано: «Потерян праведник…» (для себя) — поскольку: «.никто не принимает это близко к сердцу». И сказано дальше у пророка Йешаяу[5]: «Придет с миром. (умрет праведник и придет на свое место на том свете, и не увидит зла — прим.) А вы приблизьтесь сюда, сыновья колдуньи».
[1] Дварим 34:8
[2] Мидраш Берешит Раба 100
[3] Йешаяу 57:1
[4] Зоар, недельная глава Бешалах
[5] Йешаяу 57:2,3
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?