Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли приглашать на субботнюю трапезу гостей, которые не соблюдают заповеди, зная, что они ради этого, возможно, нарушат Шабат?

На прошлой неделе тысячи евреев приняли участие в «Shabbat Project» — инициативе, которая зародилась в ЮАР в 2013 году и быстро распространилась по всему миру. От ортодоксальных семей, принимающих участие в проекте, ожидается что они будут приглашать к себе домой несоблюдающих гостей, чтобы познакомить их с Шабатом.

Согласно их сайту, «Shabbat Project» является всемирным массовым движением, которое уже объединило вокруг соблюдения Шабата свыше миллиона евреев. Для тех их нас кого вдохновляют волшебство, величие и красота Шабата, и кто уже ощутил на себе тепло его объятий, абсолютно естественно хотеть поделиться этим опытом с другими. Но можно ли приглашать евреев, которые не соблюдают заповеди, на субботнюю трапезу, зная, что они, возможно, нарушат Шабат для того чтобы воспользоваться вашим приглашением? Запрещено создавать другому еврею возможность нарушения запрета. Тора (Ваикра 19:14) гласит: «…И перед слепым не ставь преткновения». Талмуд («Авода Зара» 6a-б) в связи с этим приводит пример с «назиром»[1], который стоит на одном берегу ручья, и другим человеком, который стоит на другом берегу и протягивает через ручей свою руку, чтобы дать «назиру» вино. Идея здесь в том, что в данный момент «назир» не смог бы нарушить свой обет без этого человека. И мы считаем этого человека прямым виновником нарушения. Рамбам (комм. к Мишне, «Швиит» 5.6) считает, что Тора запрещает даже «содействовать» ближнему в нарушении, которое он мог бы совершить и по-другому, запрещено Торой. Но большинство авторитетов предполагает, что «содействие» — это запрет мудрецов (например, см. комм. Тосафот к трактату «Шабат» 3a).

Раву Моше Файнштейну был задан вопрос («Игрот Моше» «Орах Хаим» 1.99), позволено ли раввину призывать прихожан на шабатние молитвы, прекрасно понимая, что они приедут в синагогу на машинах? Рав Файнштейн постановил, что подобного рода приглашение нарушает запрет Торы «и перед слепым не ставь преткновения». Рав Файнштейн пошел еще дальше, сочтя приглашающего виновным в нарушении смертного греха «подстрекательства» (Дварим 13:7-12). И хотя технически этот запрет Торы относится только к ситуации, когда еврей подговаривает ближнего служить идолам, рав Моше, основываясь на словах Талмуда («Санэдрин» 29a), включает в сферу действия данного запрета подстрекательство к любому нарушению Торы.

Рав Моше Штернбух придерживается более мягкого подхода, ставя под сомнение сам корень запрета ставить «преткновение перед слепым». Отвечая на вопрос «бааль тшува»[2], который хотел бы пригласить в гости на Шабат своих родителей, рав Штернбух постановил, что тот может их пригласить. Он написал: «Если намерение человека исключительно хорошее, то это не называется “преткновением”. Скорее, [приглашающего] можно сравнить с хирургом, которого не называют “нанесшим рану ближнему”. Аналогичным образом, в этой ситуации его намерение не ко злу и не в том, чтобы дать неправильный совет — скорее, с помощью этого [приглашения] он надеется направить их и приблизить их к истинному пути… Здесь нет нарушения “И перед слепым [не ставь преткновения]”, поскольку он не говорил им приезжать на машине — наоборот, он довел до их сведения, что это причиняет ему боль» («Тшувот ве-анагот» 1.358).

В Мишне («Швиит» 5.6) определено, какой сельскохозяйственный инвентарь нельзя продавать еврею, подозреваемому в работе на земле в год Шмиты[3], а какие виды инвентаря могут быть проданы такому еврею: «Вот инструменты, которые ремесленник не может продать в Швиит: плуг и все его принадлежности, ярмо, грабли и мотыга Но можно продать серп, косу, повозку и все ее принадлежности. Правило таково: все [инструменты], предназначенные исключительно для совершения запрещенных действий, запрещено [продавать]. [Все инструменты, которые могут быть использованы для того, что] запрещено или разрешено — разрешено [продавать]». Итак, процитированная мишна разрешает продавать другому еврею инвентарь, который может быть или не быть использован для выполнения запрещенных в год Шмиты сельскохозяйственных работ. При этом покупатель сам решает, как ему использовать приобретаемые инструменты, а продавец освобождается от какой бы то ни было ответственности (см. комм. Ритва к трактату «Авода Зара» 15б). Аналогичным образом, приглашая гостей на Шабат, человек должен обеспечить им возможность остаться переночевать и не нарушить Субботу.

Рав Шломо Залман Ойербах постановил, что можно пригласить несоблюдающего еврея, который живет далеко от синагоги, и предложить ему возможность переночевать, даже если гость отклонит это предложение («Минхат Шломо» 2.4; «Ривевот Эфраим» 7.402).

Многие законоучителя современности согласны с данным подходом и считают, что можно приглашать гостей приезжать до наступления Шабата, и предлагать им место чтобы разместиться на ночь. Если они отклонят предложение — это их дело, и приглашающая сторона не будет считаться ответственной за соучастие в осквернении Шабата. Данное разрешение позволяет приглашать гостей чтобы поделиться с ними красотой Шабата, не преступая запрета создавать условия или помогать ближнему в нарушении Торы.


[1] «Назир» — букв. «отреченный» — принявший на себя особый обет, называемый «назирут». Данный добровольный обет регламентирован Торой. Назиру запрещено было пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты, полученные из винограда. Он не должен стричь волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей. В завершение «назирута» нужно было приносить жертвы в Храме, поэтому в наши дни данный обет невозможно завершить и принимать его не принято. — прим. пер.

[2] Досл. «хозяин возвращения» — в данном случае имеется в виду еврей, который был светским, но «вернулся» к соблюдению заповедей. — прим. пер.

[3] Швиит, Шмита — седьмой год календарного цикла в Земле Израиля, когда запрещено коммерческое использование земли: ее не обрабатывают и не засевают, а все, что на ней выросло само, считается общим.

Автор: Рав Шимшон Надель, раввин общины «Зихрон Йосеф», Иерусалим
Перевод Гавриэля Фельдмана

Из журнала «Мир Торы»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»