Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер
Даже после самой темной ночи наступает рассвет. И даже для самых крепко запертых дверей находятся ключи.

Когда Моти и его другу Ури не было и двадцати лет, у каждого из них была кипа на голове, гитара в чехле и внутреннее желание приносить людям радость. Поначалу Моти знал всего десяток аккордов, но это его не останавливало: он не боялся выступать перед людьми на улицах городов и отрабатывал свое мастерство прямо перед публикой.

Конечно, часто им бросали монеты в гитарные чехлы, но они катались по всему Израилю со своими импровизированными выступлениями не ради денег. Они заряжались энергией от слушателей. Они чувствовали, что музыка способна разрушать стены между людьми, открывать сердца, сближать и радовать.

Они ездили повсюду и выступали везде. На военных базах или перед группами молодежи в парках было совсем просто петь: слушатели уже ждали этой эмоциональной связи, которая возникала буквально с самых первых слов песни. В домах престарелых публика была глуховата, плохо различала слова, зато как же люди там были рады самому факту, что кто-то вообще вспомнил о них.

В некоторые вечера у Моти и Ури не было конкретного пункта назначения. Тогда они просто стучали в двери особняков и квартир.

Наверное, в этом было что-то вроде проверки самих себя на стойкость. Откроются ли перед ними двери в дома, двери в сердца — когда в их распоряжении, вместо ключа, только такая эфемерная и неосязаемая вещь, как та музыка, которую они играют?

— Кто там? — спрашивали из-за двери.

— Два музыканта с гитарами пытаются радовать людей.

— Должно быть, это ошибка, — говорили те, кого ребята пришли порадовать, — мы ничего не заказывали.

Или:

— Я уже сегодня жертвовал на благотворительность.

Или даже:

— Извините, у меня нет ключа.

В один вечер музыканты услышали этот ответ из всех шести квартир двухэтажного дома. Моти с ужасом представил себе целое здание людей, безнадежно запертых в своих квартирах без ключей. Он понимал, что люди просто придумывают отговорки, но он их ни в чем не винил. Он и сам был не уверен, что открыл бы в похожей ситуации. Но зато, когда кто-то открывал дверь — ох, целую книгу можно было бы написать про те «домашние концерты».

Однажды вечером они постучали в одну из дверей в жилом комплексе. Подождали. Еще постучали. Еще подождали, тихонько перебирая струны своих гитар, стоя на лестничной площадке. Наконец услышали из глубины квартиры печальный женский голос:

— Кто там?

Ури ответил их обычной формулой:

— Два музыканта с гитарами пытаются радовать людей.

Молчание. Они уже приготовились уходить, но тут послышались медленные тяжелые шаги, в замке зашуршало и дверь открылась. На пороге стояла женщина лет пятидесяти. Может быть, ей было и меньше, но седеющие волосы в неопрятном пучке и кое-как нацепленная одежда даже молодую женщину делают пятидесятилетней. Лицо женщины было мокрым от слез. Она молча посторонилась и махнула в сторону комнаты.

Ури и Моти приняли этот неопределенный жест за приглашение и вошли. В комнате был беспорядок. У Моти сразу возникло ощущение, что в этом доме недавно произошла какая-то трагедия.

Музыканты пели и играли для женщины пока, наконец, не увидели свет в ее глазах. Когда они закончили, она спросила дрожащим голосом:

— Вы уверены, что вы люди?

Они посмотрели на хозяйку вопросительно.

— У меня сейчас очень трудные времена. Депрессия? Да, это, наверное, так называется. Я просто лежу или сижу на диване часами и не могу пошевелиться. Только что я сидела вот здесь — и сказала Б-гу: «Если Ты действительно существуешь, сделай что-нибудь! Не могу так жить! Пошли ангела, чтобы принес хотя бы немного радости в мое сердце». А потом вы постучали. Так вы уверены, что вы люди, а не ангелы с Небес?!

Моти и Ури улыбнулись, переглянулись и сыграли еще одну песню. Им показалось, что, когда они уходили, в этой комнате что-то неуловимо изменилось. Светлее, стало, что ли? Наверное. Ведь даже после самой темной ночи наступает рассвет. И даже для самых крепко запертых дверей находятся ключи.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?