Темы: Песах, Антисемитизм, Еврейская история, Испания, Диаспора, Изгнание из Испании, Инквизиция
Объединив Испанию, король Фердинанд и королева Изабелла постановили, что отныне все граждане страны должны быть только католиками. 11 августа в 1492 году пришлось на день поста и траура Девятое Ава, и список трагических событий истории, случившихся в этот день, пополнился еще одной мрачной датой: изгнание евреев из Испании. Сотни тысяч евреев выстроились вдоль портов и гаваней, ожидая посадки на корабли, которые увезут их в неизвестность.
Многие из них были обмануты недобросовестными капитанами; некоторых продали в рабство или убили, как только корабль покинул испанские воды. Те, кто выжил, основали общины в Северной Африке, в Турции, в Италии…
Было немало евреев, которые решили остаться. Они публично крестились, но продолжали тайно соблюдать еврейские традиции. Католическая церковь была готова к разоблачению этих «коварных» евреев: испанская инквизиция была основана еще в 1478 году, и ей было поручено допрашивать, пытать и казнить евреев. Этим испанская инквизиция отличалась от своей предшественницы — папской инквизиции, которая в 13-м веке боролась не с евреями, а с многочисленными христианскими ересями и сектами.
Евреи знали, что их ждет, если инквизиторам станет известно об их «двойной жизни», и все же они продолжали держаться за свою еврейскую веру, соблюдали, как могли, еврейские праздники и не брали в рот некошерной еды.
Для справедливости следует отметить, что конверсо — новообращенные христиане — были не только среди евреев, но и среди мавров, которые также подвергались гонениям в Испании. Они господствовали там на протяжении многих веков, но к 1492 году на полуострове остался лишь один мусульманский эмират, Гранадский. Прежде чем капитулировать, Гранада подписала с королевством Испании договор, который гарантировал мусульманам свободу вероисповедования. Несмотря на то, что договор был одобрен самим Папой Римским, вскоре испанские власти начали его нарушать, принуждая мавров принимать католицизм — так же, как и евреев.
Многие мавры, подобно евреям, принимали крещение и продолжали тайно соблюдать обычаи своей веры и обучать своих детей арабскому языку. Новообращенных мавров испанцы называли морисками (маленькими маврами). Новообращенных евреев — еще более презрительно: марранами (свиньями). У самих евреев был для насильственно крещенных свой термин — анусим, принужденные, —который впервые стал использоваться еще в XI веке, когда германцы под страхом смерти заставляли евреев принимать крещение.
Власти инквизиции обратились к общественности с призывом наблюдать за своими соседями и доносить на них, если те будут делать что-то «еврейское». Домработниц отдельно просили быть внимательными к своим хозяевам и сообщать о любом подозрительном поведении церковным деятелям. Многие из этих свидетельств были собраны и задокументированы.
В каждом городе, где действовала инквизиция, она публиковала документ под названием «Эдикт благодати», в котором перечислялись «преступления» против христианской веры. Идея была такая, что любой еретик мог прийти и «покаяться» в течении 30 или 40 дней, и тогда его имущество не будет конфисковано, и он отделается «лишь» штрафом. Тысячи евреев в те годы совершили самооговор, о котором потом пожалели. Согласно одному местному эдикту, евреями были люди, которые:
… не готовят в субботу пищу на огне. Приготовляют в пятницу такую пищу, какая требуется для субботы, а в последнюю едят мясо, приготовленное таким образом в пятницу, как это принято у евреев… Не едят свинину, зайца, кролика, задушенных птиц… Не едят угрей и других бесчешуйчатых рыб, как это предусмотрено еврейским законом… Или те, кто празднует Праздник пресного хлеба (Песах), употребляя в эти дни салатные листы, сельдерей или другие горькие травы.
С годами тайным евреям Испании становилось все труднее и труднее передавать свое наследие детям. В отсутствие еврейских книг, написанный католиками Эдикт Благодати был фактически единственным руководством для тех евреев, которые хотели знать, чего требует от них еврейский Закон.
Судя по доносам слуг и соседей, главным праздником анусим в Испании был Йом Киппур, а следом шел Песах. Песах воспринимался тайными евреями как праздник особенно актуальный, праздник, в котором воплощалась их мечта о свободе открыто соблюдать Тору и заповеди и укреплялась их вера в то, что Вс-вышний рано или поздно выведет их из земли испанской, как раньше вывел из египетской.
В анналах инквизиции хранилось множество свидетельств слуг и соседей, обвиняющих евреев в тайном праздновании Песаха. Мало у кого из анусим была возможность вести еврейский календарь, поэтому некоторые фиксировали праздники по юлианскому календарю и начинали праздновать 1 апреля. Кто-то, руководствуясь луной, — праздновал на 14-день новой луны в марте, но большинство ориентировалось на католический календарь и полагало, что Песах празднуется с католического «чистого четверга до следующего четверга».
До некоторых анусим информация о еврейских праздниках дошла в совершенно искаженном виде. Так, например, в 1652 году некий Антонио Кардозо из Мадрида рассказал инквизиторам, что Песах длится 9 дней и наступает на 17-й день луны в сентябре. Вообще, точное число дней Песаха многим анусим было неизвестно, и оно варьировалось от четырех до десяти.
Существуют и такие свидетельства: в тех городах, где и евреям, и инквизиторам была известна дата Песаха, некоторые еврейские семьи проводили пасхальный Седер на 2-3 дня позже, когда инквизиция уже не так внимательно следила за конверсос.
Есть и записи, которые указывают на то, что анусим не только знали, что следует делать на Песах, но и понимали (хотя и не всегда точно), каковы истоки тех или иных традиций. Так, в конце 15-го века инквизиторы записали такое признание: «Праздник опресноков празднуется в память о тех невзошедших лепешках, которые сыны Израиля несли на своих плечах, когда пересекали Красное море. Поскольку пересечение моря заняло 7 дней, они питались все эти дни теми лепешками. Поэтому евреи в праздник Пасхи едят только пресный хлеб — в память о тех событиях. Этот праздник также называется Песах — как указано в начале книге Йеошуа…»
В 1678 году инквизиция на Майорке выбила из одной женщины такое признание: «Весной, я не помню дату, но в прошлом году это был чистый четверг, был пост, мы не ели и не пили целый день. После этого наступил праздник Песах, который длится 7 дней. Мы закололи барашка, зажарили его целиком и пригласили родственников на трапезу. Кости барашка нужно сжечь в память жертвы, которую приносили по закону Моше. Все семь дней нужно есть только пресный хлеб и не иметь дома другого хлеба. Я готовила маленькие пресные лепешки и пекла их на огне, а во время трапезы раздавала их своим родственникам…»
Несмотря на постоянную слежку и доносы, некоторым евреям удавалось не только проводить пасхальные Седеры, но и приглашать на них других евреев. В марте 1500 года в Валенсии в доме купца Микеля Вивеса была обнаружена целая подпольная синагога, где множество евреев сидели за столом Седера: с мацой, горькими травами, свечами и лампами.
Хуан Санчес Экзарх предстал перед судом инквизиции в городе Теруэль в октябре 1484 года — еще до изгнания. Церковь в те годы всё настойчивее призывала евреев принять христианство, и Хуан Санчес был, по-видимому, одним из тех, кто поддался уговорам и публично принял христианство, но продолжал тайно вести еврейский образ жизни.
Обвинения против Хуана Санчеса выдвигались по пятидесяти трем пунктам, и празднование Песаха было одним из самых серьезных обвинений. «Он празднует Песах: в этот день ест мацу, сельдерей и салат, как это делают евреи», — писал инквизитор. — «Он получает пресный хлеб из еврейского квартала на Песах. Он покупает новую посуду на Песах. Он делает все остальное, что евреи делают на Песах… Он моет руки перед молитвой (как это принято на пасхальном седере и перед другими еврейскими трапезами)».
Два года длился суд над Хуаном Санчесом Экзархом. Суд окончился признанием его виновности и приговором: смертная казнь.
В 1492 году советник короля Хуана II Арагонского — Педро де ла Кабальерия — был допрошен инквизицией и обвинен в том, что он был тайным евреем. По словам другого тайного еврея, который был вынужден свидетельствовать против него, Педро де ла Кабальерия признался, что он тайно вел еврейский образ жизни: «Кто мешает мне, если я захочу, поститься в Йом Кипур и соблюдать (еврейские) праздники и все остальное? Теперь у меня есть полная свобода делать то, что мне нравится; те старые времена (когда его ограничивали, потому что он был евреем) прошли!»
Инквизиция в городе Алмазан зафиксировала несколько случаев, когда тайные евреи пекли мацу… или нечто подобное. Женщину по имени Анджелина обвинили в том, что она делала «тесто из муки и яиц и формировала несколько круглых лепешек с перцем, медом и маслом» и весной пекла эти лепешки. Как мы понимаем, мацой такие лепешки не являлись, но инквизиторам подобного доноса было вполне достаточно для заведения дела.
В 1505 году, также в Алмазане, одна христианка свидетельствовала инквизиции, что она сидела позади своей соседки, женщины по имени Беатрис, в церкви и наблюдала, как, неделя за неделей, Беатрис брала облатку причастия в рот, а затем незаметно выплевывала ее вместо того, чтобы есть. Во время суда, вероятно, под пытками, Беатрис призналась, что она и ее подруга «сделали несколько лепешек отдельно из другого теста, в котором не было закваски, и они замесили его белым вином и медом, гвоздикой и перцем, и они испекли около двадцати таких лепешек и хранили их в сундуке».
В течение нескольких поколений испанские евреи делали всё возможное, чтобы их дети не забыли, что они евреи. В условиях постоянной слежки и доносов, без еврейских книг, календарей, свитков Торы, раввинов, ешив и наставников полностью сохранить Традицию было невозможно — и тем не менее, они делали то, что было в их силах.
Соблюдение еврейских заповедей в Испании после изгнания всегда было связано со множеством трудностей и в любой момент могло стать причиной ареста, суда, пыток и смертной казни. И всё же из года в год они собирались за столом Седера, ели свой «хлеб бедности» с горькими травами и воздавали хвалу Творцу, Который вывел свой народ из рабства — на свободу.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»