Темы: Еврейская молитва, Кавана
Человек благословен чудодейственным средством, называющимся воображением. Люди в лагерях смерти каждый вечер, лежа на своих грязных лежанках, представляли себе любимый дом, субботние свечи, как мама благословляет их и закрывает свое лицо, субботний стол, чудесные песни и напевы. Точно так же люди в тюрьмах устанавливают для себя, чем занять свое воображение, и существует закон, установленный Бааль Шем Товом: о каком месте человек думает, там он и находится. Мыслям, вызванным воображением, нет предела, и благодаря им человек может бесконечно путешествовать; поэтому люди в тюрьмах представляют себе, как они продолжают гулять на природе и свободно наслаждаются красотой сотворенного, как они женятся и т. д. А также юноши и девушки, еще не вступившие в брак, представляют себе, как они будут стоять под хупой по зову сердца, с какой радостью, любовью и теплотой, представляют первую беременность, психологические приготовления к материнству, прекрасных детей, которые родятся. Всё это наполняет человека реальным удовольствием и радостью несмотря на то, что является плодом воображения далеким от реальности.
Этим чудодейственным средством мы должны воспользоваться, когда мы стоим и молимся. Образы, рисуемые воображением, могут быть плодом нашего собственного творчества, но не только: такие образы можно построить также, используя слова наших Святых пророков и других великих духовных лидеров Израиля. И когда это делают, образы, которые строит воображение, являются в высшей степени истинными. Ибо эти образы возникают на основе информации, раскрытой Святыми людьми, установившими благодаря своему опыту прочнейшую связь с Творцом, людьми, завершившими свое исправление и достигшими полного слияния с Владыкой миров. Мы должны заниматься по сочинениям, оставленным ими после себя, чтобы возвысить себя, ощутить сильные эмоции и начертать себе: «Знай, перед Кем ты стоишь[1]. Я стою перед Властителем всех деяний, Владыкой всех душ, Создателем всей Вселенной, планет и миллиардов звезд, Небес, Земли и всего, что в них; в один и тот же момент и период времени под властью Его Одного находятся миллиарды частностей присущих неживой природе, растительному миру, животному миру и миру говорящих; Он определяет все стези и пишет все сценарии жизни миллиардам сынов Адама. Он — Хозяин мой и всех стезей моих и помыслов моих, Он по Своему желанию расширяет и по Своему желанию сокращает, Он дал мне жизнь мою и всё, что в ней, и Он заберет у меня жизнь мою, не спросив, что я скажу. Он — мой Хозяин в этом мире и в Мире Грядущем. Владыка всего, с безграничной любовью я стою пред Тобой, полностью предавшись Тебе…»
Все эти слова должны войти в воображение, пробудить сильное желание, чтобы страстное желание зажглось ярким пламенем, ибо ничто не может устоять перед таким желанием. Желание — это наш сосуд, позволяющий нам притянуть Свет Творца, да будет Он восславлен, ибо сам Свет прост и не подвержен изменениям, а изменениям подвержен сосуд, и, правильно и эффективно сформировав сосуд как по размеру, так и качественно, мы притянем Высший Свет. И поэтому внимание должно быть приковано к развитию сосуда — желания. И это совершает молитва.
Перевод: Вениамин Захарин
Примечание переводчика
[1] И когда вы молитесь, знайте, перед Кем вы стоите — Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр. 28Б.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»