Темы: Евреи, Антисемитизм, Америка, Адольф Гитлер, Холокост, Единство еврейского народа
В современном мире каждый мало-мальски известный человек, высказав непопулярное мнение, тут же подвергается шеймингу. Уж Вупи Голдберг точно должна была об этом знать — со своими двумя «Оскарами», двумя «Грэмми», тремя «Золотыми глобусами» и еще парой десятков разных наград. Но нельзя же быть ведущей одного из самых рейтинговых шоу The View («Взгляд») и говорить там одни банальности. Вот она и высказалась «оригинально»: мол, Холокост не имеет отношения к расе.
После того, как на Вупи Голдберг набросились с обвинениями в антисемитизме, она попыталась исправить положение, выступив в шоу Стивена Колберта, но на самом деле только всё испортила: «…Нацисты были белыми людьми, и большинство людей, на которых они нападали, были белыми людьми. Поэтому я думаю: “Как вы можете сказать, что речь идет о расе, если вы сражаетесь друг с другом?”»
Интересно, что такое невежество показывает женщина, сознательно выбравшая себе в качестве псевдонима еврейскую фамилию Голдберг. Первые годы своей жизни девочка прожила как Кэрин Элейн Джонсон, и только приняв решение делать карьеру в области кино, она, по предложению матери, взяла такую фамилию, которая «больше подходит для звезды», хотя никаких еврейских корней у Вупи нет.
И вот женщина с «фамилией» Голдберг заявляет, что виновные в массовом уничтожении евреев — расистами не являются. Вупи, наверное, даже не подозревает о том, что в мире существуют сотни тысяч цветных евреев — йеменцев, эфиопов, сефардских евреев из многих стран, а также прозелитов с темным цветом кожи — но это частность. А вот как получилось, что в ее понимании Катастрофа еврейства — это не более, чем «одни белые люди убивают других белых людей»?
Планом Гитлера было избавить арийское немецкое население от его еврейских жителей, а затем сделать то же в остальном мире, и в основе этого плана лежала расовая теория. Весь смысл Холокоста заключался в том, чтобы искоренить еврейскую «расу» с земли. Гитлер неоднократно говорил: «Евреи, несомненно, раса, но они не люди».
В Мемориале жертв Холокоста «Яд Вашем» демонстрируется «нацистская расовая пирамида», где арийцы возвышаются над другими, «низшими» расовыми группами. Евреев в этой пирамиде нет: они не заслужили даже нижней ступени, потому что, как объяснили нацисты, «включить евреев в пирамиду было бы все равно, что дать тараканам место за обеденным столом». Евреи просто не считались людьми.
Вупи наверное бы удивилась, узнав, что презрение определенных кругов белокожих людей к чернокожим и презрение «арийцев» к евреям получили «научную» подоплеку благодаря одному человеку — а именно, французскому писателю XIX века Жозефу Артюру де Гобино и его книге «Эссе о неравенстве человеческих рас». Это Гобино расположил людей с белой, желтой и черной кожей на трёхступенчатой иерархической лестнице и внутри белой расы выделил так называемых «арийцев», которые не в пример здоровее, красивее, упорнее и умнее всех прочих рас.
Во Франции идеи Гобино не пользовались популярностью, а в Германии XX века упали на благодатную почву и в дальнейшем развивались нацистскими идеологами, в конечном итоге став базой для геноцида евреев.
Прошло несколько дней после выступления Вупи Голдберг, а скандал всё не утихает. Уж она и извинение опубликовала, и призналась в своей любви к евреям, и высказала сожаление о боли, которую она причинила своими неосторожными словами, — уже поздно, ящик Пандоры открылся.
ABC Network отстранила Вупи от ведения программы The View на две недели. Яд Вашем, израильский национальный мемориал Катастрофы, пригласил ее посетить мемориал и узнать, что же такое Холокост. СМИ продолжают муссировать вопрос: правильно ли было отстранять ведущую популярного шоу от работы после того, как она принесла свои извинения. Но это ли главный вопрос, достойный обсуждения?
Вряд ли Вупи Голдберг приедет в Израиль специально для того, чтобы посетить Яд Вашем. Нет, она не антисемитка. Ей просто всё это неинтересно — точно так же, как всё это неинтересно большинству населения земного шара. Евреи? Холокост? Газовые камеры? Нам-то какое дело до всего этого? Ну, было и было. А может, и не было. Какая разница?
Главная проблема, которую на самом деле выявила история с Вупи — это тотальная безграмотность людей. Парадоксально, но эта безграмотность только прогрессирует, несмотря на кажущееся обилие информации вокруг нас. Терабайты информации поглощаются потребителями СМИ и Интернета, но большая часть этой информации — развлечения, игры, шоу, бессмысленные ролики, реклама, сериалы и тому подобное.
При кажущейся доступности всевозможных энциклопедий, лекций уважаемых университетов и научных исследований миллионы людей продолжают, подобно Вупи Голдберг, жить в полном неведении относительно истории, науки, религии и других по-настоящему важных вещей.
В этом наивном неведении, к сожалению, пребывают и многие евреи, которые за века рассеяния потеряли то самое главное знание о себе, без которого еврейский народ не может выживать. Еврейский народ — не раса и не религия, а совокупность душ — или даже нечто еще более объединенное: одна общая душа, как учат Мудрецы Скрытой Торы.
Да, у этой огромной общей души есть составляющие ее части — так же, как и тело состоит из множества клеток. Но когда даже малая часть клеток повреждается — всё тело ощущает боль. Вот почему евреи всего мира не просто сопереживают евреям, раненым в терактах, взятым в заложники, подвергающимся нападениям и оскорблениям. Мы ощущаем эту боль совершенно как свою, мы чувствуем, что это на нас нападают, нас оскорбляют, нас ранят, мы погибаем.
Поэтому главная опасность, угрожающая нашей коллективной душе, — не антисемитизм. Ни тот, что проявляется в открытой форме, ни тот, что маскируется под анти-сионизм или безразличие. Главная опасность исходит от нас самих — от нашего невежества, от нашего непонимания, кто мы, что значит быть евреем, какова наша миссия в мире, и насколько губительно для нас разъединение.
Вупи Голдберг, наверное, выучит что-то про Холокост и евреев.
А что выучим мы?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»