Темы: Христианство, Ассимиляция, Антисемитизм, Новый год, Погромы, Батшева Эскин
Украшенная елка, нарядные витрины, огоньки и гирлянды… Веками евреи, наблюдая за приготовлениями к одному из самых веселых праздников, испытывали не умиление, а страх. Так было заведено в христианских странах, где поколениями вынуждены были проживать евреи: в дни Пасхи их ждали кровавые наветы, а в дни рождества — погромы. И повелось это еще до возникновения христианства.
Известно, что с введением христианства многие языческие праздники и традиции с их атрибутами остались на своих местах, получив лишь новые «одежды». Так друидский обычай развешивать на деревьях кишки и другие внутренности принесенных в жертву животных и людей (как известно из письма Гая Юлия Цезаря Римскому Сенату — пленных врагов) преобразовался в обычай украшать елку гирляндами и шарами.
Римский праздник Сатурналии, отмечавшийся в середине декабря, христианами был запрещен, а вместо него стали праздновать рождество. Но так же, как в дни сатурналий обычные моральные правила не действовали, так же продолжалось и после того, как римляне стали исповедовать христианство. Веселье и подарки остались, а пышные оргии были заменены на более «невинные» забавы.
Одним из популярных развлечений римлян было заставлять евреев бегать голыми по улицам и со смехом наблюдать за их позором. Нет ничего более стойкого, чем народная традиция: спустя полтора тысячелетия, а именно, в 1836 году еврейская община Рима направила письмо папе Григорию XVI, умоляя его прекратить насилие над еврейской общиной на рождество. Папа отказался вмешаться, и еще несколько десятилетий, вплоть до падения римского гетто в 1870-м году, раз в году римляне обряжали раввинов в клоунские наряды и заставляли их бегать по улицам под хохот зрителей, швыряющих в них разные предметы.
С той же языческой радостью веселились в конце декабря банды Петлюры под начальством атамана Козырь-Зирки в городе Овруч в 1918 году. Козырь-Зирка, правда, едва ли соотносил свои действия с какими бы то ни было праздниками, а только приступил к расправе над евреями сразу же после своего прибытия в город в конце декабря. За три недели, пока его не вытеснила Красная Армия, отряд вырезал более 80 человек и разграбил свыше 1200 домов. В этот же период совершился первый Житомирский погром. В дни 7-10 января пострадали Черняхов, Бердичев и много окрестных мелких пунктов.
Погромщикам времен гражданской войны было без разницы, в какой день выплескивать свою ярость на еврейских жителей Украины. Тысячу лет назад, в эпоху крестовых походов, дни христианских праздников выбирались не случайно для усиленной борьбы с теми, кто не признавал крест.
25 декабря 1099 года князь Боэмунд Антиохийский и князь Бодуэн Эдесский пришли в Святую Землю с десятитысячной армией, убивая и грабя по дороге еврейские общины, попадавшиеся им на пути. Дойдя до Иерусалима, крестоносцы опустошили его, перебив тысячи евреев и мусульман. На рождество следующего, 1100 года, Бодуэн был помазан на царство как первый король Иерусалимский.
25 декабря — 1января 1235г: еще один крестовый поход — и очередной кровавый навет в германском городе Фульда, где евреев обвинили в убийстве пятерых мальчиков, после чего 34 еврея Фульды были убиты.
В 1312 году 25 декабря вспыхнули антиеврейские беспорядки в некоторых германских землях, и снова пролилась еврейская кровь.
В 1369 году король Сицилии Фридрих III приурочил именно к рождеству свой указ, согласно которому все евреи в его королевстве должны были носить отличительный красный знак.
Евреи никогда не забывали страшных дней декабря, но если одни старались обезопасить себя доступными им способами, продолжая держаться за то единственное, что по-настоящему могло их спасти, — за Тору, то другие, соблазнившись идеями эпохи Просвещения, были готовы отказаться от всего, связывающего их с их народом, лишь бы не потерять своего, с таким трудом обретенного, статуса.
Начиная с конца XVIII века представители еврейской элиты европейских стран бросились с таким пылом наряжать елки и фотографироваться всем семейством на их фоне, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: вот кто является неотъемлемой частью светского общества! Кто же еще?
Одной их первых евреек, поставивших елку в своем доме, стала хозяйка популярного салона в Вене Фанни фон Арнштейн (1758-1818). За нею потянулись и другие, так что к тому моменту, что нарядил елку у себя дома и самый главный сионист Теодор Герцль — это стало почти обычным делом. Разве что раввинам еще огни рождественской елки слишком резали глаза…
Сам Герцль записал в своем дневнике, что 24 декабря 1895-го года его посетил один из значительных раввинов Вены Мориц Гюдеманн как раз в то время, что он зажигал свечи на елке для своих детей. Рав Гюдеман упрекнул Герцля в том, что тот соблюдает христианский обычай, на что Герцль ответил: «Пусть называют это хоть Ханукальным деревом, хоть зимним солнцестоянием — мне всё равно».
Тем временем, во многих городах США еврейские семьи стали устраивать 24 декабря какой-то уже совсем абсурдный праздник, сочетающий рождественские и ханукальные символы: ханукия, елка, обмен подарками, носок в камине, дрейдл — всему там находилось место.
Репортаж о праздновании Хануки чикагской общиной «Синай», опубликованный 27 декабря 1878 в газете Chicago’s Jewish Advance начинался такими словами: «Красивая синагога была заполнена взрослыми и детьми. Ханукальное дерево было красиво иллюминировано восковыми свечами. Богослужение закончилось пением первой строфы ханукального гимна, исполненной хором учеников воскресной школы»…
Время показало, что ассимиляция и предательство веры своих отцов не спасает от наветов. В 1881 году в канун рождества в переполненной варшавской церкви случилась давка, в результате которой погибли десятки людей. Нашли виноватых: конечно, евреев, после чего толпы черни три дня бесчинствовали на улицах, нападая на евреев, насилуя еврейских женщин, громя еврейские магазины.
Небезызвестная расистская организация Ку-Клукс-Клан была создана 24 декабря 1865 года. На протяжении многих лет ее члены убивали и терроризировали бесчисленное количество евреев, а также афроамериканцев. После линчевания еврейского бизнесмена Лео Франка в Джорджии в 1915 году, более половины из 3000 еврейских жителей Джорджии были вынуждены бежать из штата.
24 декабря 1959 года синагога Ронштрассе в Кельне была разрисована свастиками и антисемитскими надписями, что всколыхнуло волну антиеврейской ненависти по всей Западной Германии, которая выразилась в осквернении других синагог и угрозах евреям.
На идиш рождественская ночь называется «Нитль» или «Ниттлнахт». Nacht на немецком и на идиш — это «ночь». Этимология же слова «нитль» неоднозначна. Сочельник по-французски — это noel, по-итальянски — natale, так что, видимо, отсюда слово пришло и в идиш — «нитль».
Но можно посмотреть и глубже. На армейском «нитуль» — это лишать, терять, и тогда это «потерянная для нас ночь, когда мы лишаемся учебы Торы». Вероятно, также, что слово «нитль» происходит от слова «нит» — «ничто», и тогда в самом слове заключается отношение евреев к самому празднику и его главному герою. В эту же сторону направляет наши мысли и соотнесение слова «нитль» и «нитлэ» (на иврите — повешенный).
Кроме того, можно прочитать «нитль» как аббревиатуру: «ништ идн торен лэрнен» (запрещено евреям учиться).
Украинские и бессарабские евреи называли Сочельник «а-блиндэ нахт» (слепая ночь), а белорусские — словом «хвориство», составленным из польского «риздво» (рождество) и белорусского «хворий» — больное.
Еврейские общины во всех христианских странах веками пытались оградить себя от опасности в эти страшные «праздничные» дни. Где-то принималось решение 24 и 25 декабря закрывать еврейские школы для безопасности учеников. В иных городах руководители общин запретили своим членам выходить на улицу в эти дни, во избежание нападений. Закрытые окна и ставни стали естественным атрибутом праздника.
В некоторых общинах люди приняли обычай не изучать Тору в ночь с 24 на 25 декабря. С одной стороны, это простая мера предосторожности: если прохожие не увидят свет в окнах, они решат, что дом пуст и не станут врываться и громить его. Но хасидские мудрецы толковали запрет изучать Тору в эту ночь мистически: изучение евреями Торы приносит в мир добро и порядок, а в тот день, когда молятся христиане, следует воздержаться от изучении Торы, чтобы не создалось ложное впечатление, что источник благодати — молитвы христиан.
Еще одно объяснение таково: чтобы христиане не решили, что евреи учат Тору в честь Йешу из Нацерета, чей день рождения они отмечают. А чтобы соседи уж точно не ошиблись, многие евреи садились в этот вечер за настольные игры — от карт до шахмат — а то и за подсчет налогов, как в некоторых хасидских общинах.
Один из хасидских обычаев — особое прочтение молитвы «Алейну лешабеах». Во все другие дни из боязни репрессий фразу проклятия врагам «чтобы их повергнуть ниц в тщете и пустоте» произносили шепотом, а в «нитль» было принято произносить вслух.
У вижницких хасидов до сих пор есть такой обычай: 24 декабря в полдень ложиться спать, а занятия Торы перенести на время после полуночи.
Необходимо отметить, что в общинах литовских евреев никогда не было подобного обычая. А Хазон Иш говорит, что в наше время, когда причины, по которым был установлен этот обычай, не так актуальны, стоит, наоборот, освещать мир светом Торы, усиленно изучая ее именно в эту темную ночь.
* * *
Хочется верить, что в наши дни нет необходимости просиживать нитльнахт за закрытыми ставнями. Но мы не имеем права забывать о том, сколько ужаса приносила эта ночь европейским евреям на протяжении долгих веков, когда они были вынуждены жить среди христиан, и когда «светлый праздник» соседей из года в год оборачивался для них издевательствами, нападениями, погромами и грабежами.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.