Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Иосиф, Фараон, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И послал, и позвал всех мудрецов … но не было никого, кто истолковал бы их фараону»[1].
Написано в Мидраше[2]: «Были те, кто пытались истолковать фараону его сны, но он не принял ни одного толкования. Вот как толковали его сны: “Семь тучных коров означают, что у тебя родится семь дочерей; семь налитых колосьев означают, что ты захватишь семь государств” и т.д. Про это сказано: “Неразумный искал мудрость в сердце своем (когда была необходимость — прим.), и не нашел.”[3] — это мудрецы и колдуны фараона, — “… а смышленому она далась легко” — это Йосеф».
Надо понять, что хотели сказать этим мудрецы. Ведь Тора назвала советников фараона мудрецами, а Мидраш приводит о них стих, говорящий, что они глупцы. Приведем для этого притчу.
Притча.
У одного великого царя был единственный, не очень умный и изнеженный сын. Однажды царь задумался: «Когда-нибудь мой сын сядет на трон вместо меня, но у него нет для этого ни мудрости, ни знаний», и решил отправить его учиться. Принц провел в академии несколько лет и многому научился. Тогда он послал отцу письмо, в котором просил забрать его домой, так как он уже обладает достаточными знаниями. Царь послал за ним самых высокопоставленных министров, и те привезли принца домой. На радостях царь устроил огромный пир, и когда гости немного выпили, один из министров решил проверить, чему научился принц, и набрался ли он мудрости. Министр взял кольцо, положил в ладонь и сжал руку в кулак. Затем он попросил принца угадать, что у него в руке. Принц подумал и заявил, что в руке у министра круглый предмет, с дыркой в середине. Министр был поражен, и сказал: «Вы правы, но можете ли Вы назвать этот предмет?» Принц ответил: «Полученные мной знания дают мне возможность понять, круглый ли предмет у тебя в руке или квадратный, целый или с дырой. Но они не дают возможности определить, какой именно это предмет!» Министр возразил: «Но все-таки можно довольно легко догадаться, что это!» Принц призадумался и сказал: «Круглый предмет с дырой посередине, это, наверное, жернов!» Этим своим ответом принц доказал, что он хотя и набрался знаний, но не поумнел. Он не приобрел умения делать выводы самостоятельно, а только научился применять правила, а сам остался глупым. Ведь умный человек это тот, кто обладает врожденными умственными способностями, приобретенных знаний недостаточно. (Притча намекает, что есть умный, обладающий знаниями и умеющий эти знания использовать, — это колдуны фараона. А есть умный — сообразительный и смекалистый, таких людей не много, — это Йосеф — прим.)
Смысл этой притчи в том, что мудрецы фараона умели толковать сны согласно выученному — что означает во сне то-то, а что означает то-то. Но, как в вышеприведенной притче, они знали только общие правила: семь тучных коров означают семь хороших вещей, и так же семь полных колосьев. А тощие коровы, наоборот, означают семь плохих вещей, и т.д. Их толкование, что семь колосьев намекают на семь государств, было их личным выводом. Но они должны были хорошенько взвесить и понять, на какую хорошую вещь указывают семь тучных коров и семь полных колосьев. Наиболее логично было предположить, что они указывают на хороший урожай и изобилие. Раши, да будет благословенна память о нем, писал, что в годы изобилия все творения хорошо выглядят. Египетские мудрецы не смогли сделать правильный вывод на основе имевшихся у них знаний. Это и имеет в виду Мидраш: «Неразумный искал мудрость, и не нашел…» — это мудрецы фараона, — «… а смышленому она далась легко» — это Йосеф.
[1] Берешит 41:8
[2] Мидраш Берешит Раба 89:6
[3] Мишлей 14:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.