Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваишлах, Яаков, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И послал Яаков впереди себя вестников к брату своему Эйсаву: у Лавана жил я и задержался доныне, и стали у меня быки, и ослы. и вот посылаю я сообщить господину моему, чтобы найти милость в глазах твоих»[1].
Многие комментаторы обратили внимание на фразу, включенную в послание Эйсаву: «У Лавана жил я», и разъясняли, для чего Яаков это сделал. И дальше он говорит: «И стали (eauhu) быки.». Эта фраза вообще непонятна. В Торе подобным образом говорится только о чем-то новом, что появилось в мире, как например, «И стал (eauhu) свет»[2], или о каком-то новом событии. Но о новом приобретении так не говорится, и Яакову следовало бы сказать: «И у меня есть быки…». Мне кажется, что для понимания этого следует сначала задать важный вопрос: почему Яаков думал, что обретет милость в глазах Эйсава, рассказав ему о своем большом богатстве?! Ведь это, наоборот, должно было привести к зависти со стороны Эйсава, ведь это богатство доказывало, что благословения Ицхака, которые Яаков забрал у Эйсава, выполняются. Следует вспомнить то, что уже говорилось ранее о двух видах провидения Б-га в мире: естественный путь и чудесный. Мы уже доказывали, что когда Яаков был вынужден бежать от Эйсава в другую страну, Ицхак дал ему благословение Авраама, то есть, благословил его, чтобы Б-г вел его путем, которым вел Авраама до его благословения — чудесным путем. И теперь можно понять при помощи притчи.
Притча.
Если бедный человек отправится за заработком в другую страну, и за несколько лет ему удастся заработать и скопить большое богатство, то мы скажем, что он нажил его естественным путем. Но если он вернется домой богатым за короткое время, то мы будем считать, что Всевышний сделал ему чудо — ему подвернулась драгоценная находка, и т.д. А еще может произойти так, что человек уехал, несколько лет пытался заработать денег, но у него ничего не получилось. Он уже собрался вернуться домой ни с чем, но вдруг в последний момент Всевышний послал ему огромное богатство. Когда этот человек вернется домой, люди, не зная обстоятельств, решат, что он разбогател естественным путем — трудился или торговал и скопил за эти годы большую сумму. Этот человек обязан рассказать людям, что произошло на самом деле, и как он в действительности разбогател, чтобы люди не захотели последовать его примеру и ехать в дальние страны, думая, что обязательно разбогатеют, а знали, что этого может не случиться, и чтобы не надеялись на чудо.
Смысл этой притчи в том, что Яаков задержался у Лавана очень долгое время, и возвращался домой с огромным стадом крупного и мелкого скота. Он не хотел, чтобы Эйсав увидев это, стал завидовать тому, что благословения отца («…от росы небесной…»181) сбылись с Яаковом. Ведь на самом деле богатство Яакова пришло к нему чудесным образом, как мы уже объясняли выше, и Яакову было важно уведомить Эйсава, что все, что он приобрел, не было приобретено естественным образом, благодаря благословению Ицхака, а только чудом. Ведь все время, пока он жил в доме Лавана, он ничего не заработал, и не было бы у него ничего «…если бы не Б-г Авраама… то сейчас отправился бы я пустым…»[3][4]. Значит, все богатство Яаков приобрел чудом, а потому у Эйсава нет повода его ненавидеть из-за полученных благословений. И это и говорит Яаков: «Так скажите господину моему Эйсаву, так сказал раб твой… с Лаваном жил я, и задержался до сих пор»[5] — задержался зря. Но: «…и стали у меня быки и ослы» — а только теперь я чудесным образом разбогател. Как мы уже писали выше: «…мучение мое… и рассудил вчера». Все мое богатство не от благословений, а благодаря чуду, поэтому: «…и послал я сказать моему господину, чтобы найти милость в твоих глазах»[6].
[1] Берешит 32:4-6
[2] Берешит 1:3
[3] Берешит 27:28
[4] Берешит 31:42
[5] Берешит 32:5
[6] Берешит 32:6
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»