Темы: Христианство, Антисемитизм, Кровавый навет, Англия, Симха Горелик
Церковь планирует формальный «акт покаяния» на следующий год, когда будет отмечаться 800-летие Оксфордского Синода — антисемитского клерикального собрания, породившего и разжигавшего ненависть к евреям.
С одной стороны, позиция церкви заслуживает уважения — в особенности по той причине, что в 1290-м году, когда евреи были изгнаны из Англии, англиканской церкви еще не существовало, она появилась только в XVI веке в результате Реформации. Церковь Англии готова признать, что антиеврейские указы, изданные 800 лет назад римско-католической церковью, в конечном итоге привели в 1290 году к изгнанию евреев из страны, которое длилось почти четыре века.
Никогда не поздно просить прощения. Но вот как быть с кровавым наветом, который, возникнув впервые в Европе именно в Англии, до сих пор никуда не исчез? И как быть с воинствующим антисемитским настроем англичан, который не утихает со средних веков до наших дней?
Официально еврейская община в Англии существует с 1066 года, когда Вильгельм Нормандский, победив короля Гарольда II в битве при Хастингсе, привез с собой евреев из Франции. Эти евреи — и последующие поколения евреев в Англии — считались собственностью короля.
Да, в средние века евреи в Англии существовали вне традиционной феодальной системы. Они не присягали на верность местному лорду, а принадлежали самому королю. Евреи должны были работать в сфере финансов, ссужая деньги и собирая средства для монарха.
В 1239 году король Генрих III потребовал у английских евреев, чтобы они выдали ему треть всей своей собственности. Те, которые не могли заплатить, были заключены в Тауэр, а их имущество — конфисковано. Следующие королевские указы требовали с евреев еще более непосильной дани, что привело к окончательному разрушению экономической основы еврейской общины и к падению ее ценности для короны.
В 1253 году был принят указ такого содержания: «Ни один еврей не остается в Англии, если он не служит королю, и с момента рождения каждый еврей, будь то мужчина или женщина, тем или иным образом служит Нам (монарху)».
Ненависть к евреям в Англии подогревалась с двух сторон: мало того, что они были врагами христиан, так еще и агентами королей! Теолог того времени Уильям Монтегю из английского города Линкольн называл евреев «кровопийцами христианских кошельков, с чьей помощью короли грабят бедняков».
Кровавый навет — клевета на евреев, что они якобы убивают христиан, чтобы использовать их кровь в ритуальных целях, — преследует еврейские общины на протяжении веков.
В Facebook время от времени появляются страницы, озаглавленные «Еврейское ритуальное убийство» — в 2014 году Антидиффамационная лига потребовала, чтобы одна из таких страниц была удалена. В 2020 году Комитет по точности в ближневосточной отчетности и анализе (CAMERA) указал в своем отчете, что популярный итальянский художник Джованни Гаспарро, чьи работы представлены в церквях и базиликах, разместил в социальных сетях карикатуру, где изображены евреи, готовящиеся убить христианского ребенка.
Впервые в Европе кровавый навет возник в английском городе Норвич в 1144 году, когда мальчик по имени Уильям был найден мертвым и с признаками насилия на теле. Местную еврейскую общину обвинили в убийстве мальчика, а сам Уильям был объявлен мучеником. Тогда евреи Норвича не пострадали, их отстоял местный шериф, но во время второго крестового похода, который начался спустя два года, крестоносцы воспользовались кровавым наветом, чтобы выместить свою ненависть на еврейских общинах.
Кровавый навет, постигший евреев английского города Линкольн в 1255 году, обернулся трагедией для евреев города. После обнаружения в колодце тела мальчика по имени Хью тут же появились «свидетели зверств евреев», которые якобы держали мальчика в плену, пытали и убили. Шериф Линкольна серьезно отнесся к обвинениям и арестовал более 90 местных евреев, 18 из них были казнены.
Хью был не только канонизирован — истории этого «ритуального убийства» были посвящены стихи и песни! Причем как минимум одно из этих антисемитских произведений до сих пор изучается в рамках университетских курсов английской литературы по всему миру — ведь его автором был не кто иной как «отец английской поэзии» Джефри Чосер, который включил историю Хью в свои знаменитые «Кентерберийские рассказы».
В 1190 году, после коронации Ричарда I Львиное Сердце, еврейские погромы охватили многие английские города, включая Лондон, Норфолк и Норвич. Вскоре после того, как несколько евреев погибли в давке, распространилась весть о том, что новый король сам приказал убивать евреев.
Начались беспорядки, подстрекательства, народные волнения — и нашлись те, кто умело обратил недовольство народа против тех, которые и так были врагами, — против евреев. Дома самых богатых евреев Йорка — родом откуда был один из убитых в Лондоне — были разграблены и сожжены. Евреи какое-то время укрывались в Йоркской крепости, но это не спасло их: некоторые были вынуждены креститься, кто-то покончил жизнь самоубийством, других перерезала жаждущая крови толпа. По данным из разных источников, трагедия унесла жизни не менее 150 евреев.
Англия стала первой католической страной, которая заставила евреев носить отличительные знаки на одежде. Архиепископ Кентерберийский Стивен Лэнгтон был делегатом Четвертого Латеранского собора 1215 года. Совет принял ряд антиеврейских мер, в том числе предложил обязать евреев носить нашивки на одежде, чтобы никто никогда не мог принять еврея за нееврея. Однако ни в одной стране этот указ не выполнялся, пока Лэнгтон не призвал своих коллег-священников в Англии поспешить с исполнением этого и других антиеврейских указов.
Лэнгтон созвал Синод под Оксфордом в 1222 году, где английские католические лидеры приняли решение предписать евреям носить опознавательные знаки на одежде, а также запретили евреям смешанные браки, владение рабами и строительство новых синагог.
После 1275 года, в соответствии с законом, евреи могли жить только в тех английских городах, которые находились под королевским контролем, а еще через 5 лет, в день Девятого Ава, был издан первый в Европе указ об изгнании евреев из страны. Евреям не разрешалось продавать свое имущество, и все, чем они владели, становилось собственностью Короны. С 1 ноября 1290 года и до 1656-го года, когда Оливер Кромвель отменил суровый указ короля Эдуарда I, в Англии не было ни одного еврея.
Здесь уместно рассказать о двух Робертах, чье обращение в иудаизм могло оказать серьезное влияние на принятие решения об изгнании евреев из Англии.
Первый Роберт из Ридинга жил в первой половине 13-го века, был дьяконом и студентом иврита в Оксфорде, который прошел гиюр и женился на еврейке. После того, как стало известно о его обращении в иудаизм, Роберта доставили к архиепископу Кентерберийскому для выяснения истины.
Там оказалось, что дьякон обрезан и тверд в своей вере. Он вслух публично отрекся от Нового завета и отказался целовать крест. Роберта и его жену приговорили к казни. Роберт был обезглавлен, а его жене удалось скрыться.
Через несколько десятков лет на сцене истории появился еще один Роберт из Ридинга, также известный как Роберт де Реддинге, доминиканский монах. Одной из задач монаха было обращать евреев в христианство, и с этой целью в 1270-х годах он был отправлен изучать иврит.
План церкви, по-видимому, возымел обратный эффект, поскольку чем больше еврейских текстов осваивал Роберт, тем больше они его привлекали. В конце концов, он принял иудаизм и взял себе имя Хаггай.
Будучи привезен к архиепископу Кентерберийскому, Роберт «защищал свою новую веру с большой теплотой», как пишет историк Г. Грец. Этот Роберт так же был женат на еврейке, но вот что случилось с парой — доподлинно неизвестно: то ли им обоим удалось убежать в безопасное место, то ли Роберт умер в тюрьме.
Грец пишет в «Истории евреев», что доминиканцы были настолько поражены фактом гиюра и женитьбой Роберта на еврейской женщине, что немедленно обратились к «фанатичной, алчной королеве-матери Элеоноре, [которая] … сначала изгнала евреев из города Кембриджа, который принадлежал ей, и лично способствовала враждебным чувствам по отношению к ним по всей стране, особенно среди христианских купцов».
Были ли в действительности связаны эти два, такие нетипичные в средние века, факта обращения в иудаизм, с последующим изгнанием евреев из Англии? Большинство исторических источников никакой связи не видит.
Но у еврейских летописцев встречаем иной взгляд. Рабби Шломо ибн Вирга, который был в числе изгнанных из Испании евреев, в своем труде под названием «Шевет Йеуда» пишет:
«Был священник, который… желал очень красивую женщину… и он разговаривал с ней каждый день, [но] она сказала ему, что не выйдет замуж за необрезанного. Священник, который желал ее, любил ее, слушался ее, тайно принял иудаизм и женился на ней. Когда его [коллеги] услышали об этом, это было позором, что добавило им ненависти к евреям, и они потребовали причинить евреям вред…»
Рабби ибн Вирга далее описывает, как оскорбленные христиане обратились к матери короля, которая начала убеждать своего сына изгнать всех евреев из Англии, хотя его было не так легко поколебать — ведь он осознавал, насколько важны были евреи для его королевства.
Затем она отправилась к его министрам, чтобы попытаться повлиять на них. Они также понимали важность евреев для королевства, но боялись королевы-матери и согласились сотрудничать с ней. В конечном итоге, король уступил давлению министров и издал тот трагический указ, в результате которого Англия лишилась всех до единого евреев на срок без малого четыреста лет.
Выдающийся еврейский историк Раби Йосеф бар Йеошуа Акоэн рассказывает похожую историю в своей хронике «Эмек Абаха» («Долина плача»), где повествуется о страданиях и исторических бедствиях еврейского народа на протяжении лет изгнания. В этой версии священник даже одевается как еврей, чтобы иметь возможность общаться с объектом своего желания.
Сложно сказать, могла ли личная история одного монаха привести к изгнанию из страны целого народа, но несомненно то, что ненависть англичан после обращения в иудаизм и брака Роберта из Ридинга летом 1275 года возросла настолько, что изгнание евреев из Англии через 15 лет после этого события стало единственно возможным завершением пребывания еврейской общины в этой стране.
Еврейская община Англии в наши дни процветает, но это происходит на фоне растущего антисемитизма. Фонд общественной безопасности ежегодно регистрирует многие сотни антисемитских действий в Великобритании, включая оскорбительное поведение, повреждение имущества и нападения. Опрос 2018 года показал, что в Великобритании — самый высокий уровень обеспокоенности по поводу антисемитизма в Европе: 84% британских евреев считают, что антиеврейская ненависть представляет собой реальную проблему.
В последние годы англиканская церковь предпринимает шаги, чтобы загладить вину перед еврейской общиной за ненависть, которую она разжигала. В 2019 году Церковь выпустила документ, в котором признается, что христианский антисемитизм помог заложить основы Холокоста. В 2021 году нынешний архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби написал в Твиттере: «Не может быть оправдания ужасающему антисемитизму, который мы видим в Великобритании».
Если англиканская церковь хочет серьезно отнестись к прекращению антисемитизма, то одних заявлений мало — нужны действия. Она должна прекратить нападки на еврейское государство и прекратить сотрудничество с теми, кто клевещет на Израиль и сионистов.
А вместе с тем, недавний доклад Совета по социальной ответственности англиканской церкви содержал столь резкую критику Израиля, что она, кажется, не далеко ушла от антисемитских нападок и оскорблений со стороны церкви в средние века. Церковь обвиняет Израиль в конфликте с палестинцами, ее активисты объединяются с крайними антиизраильскими активистами Ближнего Востока — и в целом, просто заменив «евреи» на «Израиль» продолжает дело, начатое 800 лет назад, стараясь убедить англичан и весь мир в том, что Израиль — это средоточие зла.
Так не являются ли планирующиеся запоздалые извинения перед еврейским народом лишь прикрытием для антиизраильской политики англиканской церкви?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.