Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сборщик долгов и разные требования, которые он предъявлял к кредиторам

«И умолял я Б-га в то время, говоря так…»[1].

Написано в Мидраше[2]: Это то, что сказано: «наказанием за грех наставлял (Ты) человека, истлела как моль его приятность, как дуновение воздуха каждый человек.»[3]. Человек, — это Моше. «Истлела как моль его приятность» — то стремление войти в землю Израиля, которое было у Моше, привело к тому, что внутри у него все «истлело», как истлевает одежда, в которую забирается моль. «Приятность» — это земля Израиля. И если так произошло с праведником Моше, то тем более, что произойдет с другими творениями? Ведь их желания — пустота, дуновение воздуха. В конце их приводят на Небесный суд, но «. как дуновение воздуха человек.».

Эти слова мудрецов трудны для понимания, ведь уже сказано: «Тот, кто добавляет знание, увеличивает страдание»[4]. И еще сказано: «.и вокруг Него очень бурно»[5] (На святом языке здесь используется слово, у которого два значения: «буря» и «волос». То есть, с близких к Б-гу праведников взыскивают очень строго, за нюансы, тонкие как волос — прим.). Но следует понимать их в прямом смысле, и если не наберешься от него богобоязненности, наберешься скромности и осознания собственной ничтожности. Ведь ты поймешь, что с тебя Всевышний не взыскивает как с праведника за все, за что требуется взыскать. А это Он делает потому, что ты находишься на низком духовном уровне, ведь нет сомнения в том, что Он не наказал Моше больше, чем ему полагалось. А значит, с нас Всевышний просто не взыскивает за каждый проступок как должно.

Притча.

Один человек стал собирать долги со своих должников. Его требования отличаются в зависимости от возможностей должника. Один из них был известным бедняком, и кредитор не стал требовать от него немедленной выплаты долга. Бедняк стал хвалиться, что его оставили в покое. Тогда ему заметили: «Тебя оставили в покое только из-за твоей нищеты!»

Смысл этой притчи в том, что она как раз иллюстрирует приведенный выше Мидраш: «наказанием за грех наставлял (Ты) человека» — это Моше, который получил наказание строго по закону (не больше — прим.). Как мы можем учить от наказания Моше о других творениях? Если праведник Моше получил такое тяжкое наказание за небольшой грех, то уж какого наказания заслуживают остальные люди, за которыми водятся большие и тяжкие грехи?! «Но как дуновение воздуха (пустой) человек…» — и это его спасает, ведь что можно взыскать с нищего?

«Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и мощную руку Твою.»[6].

Можно разъяснить этот стих с помощью слов царя Давида: «Ведь великий, и делающий чудеса только Ты, Б-г!»[7].

Притча.

О человеке можно сказать: «Это великий человек», а можно сказать: «Этот человек мужественный, мудрый, богатый» и т.д. Но не встречается, чтобы сказали: «Этот человек велик и также мудр, богат и силен, ведь эти качества являются составляющими качества “великий”. То есть великий — это тот, кто обладает этими перечисленными качествами. Величие, — это не отдельное качество, и слово это имеет ценность только при наличии составляющих. Это как долговое письмо у человека — ценность представляет не сама бумага, а сумма долга, которая на ней указана. Так и человек. Сам по себе он прах и пепел, и величие его определяется его составляющими — теми качествами, которые он приобрел или развил. Но величие Всевышнего имеет сущность само по себе помимо Его качеств и действий. Об этом и сказано: “Ведь великий, и делающий чудеса Ты, Б-г, один” — Тебя одного можно назвать и великим и обладающим великими качествами. И разъяснял великий мудрец Пиго, да будет благословенна память о нем: “Правая рука Твоя, Б-г, полна могущества” — даже если это могущество не проявляется внешне. Поэтому и Моше говорит: “Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и мощную руку Твою.” (то есть упоминает и само величие, и его составляющие).


[1] Дварим 3:23

[2] Мидраш Дварим Раба 1:2

[3] Теилим 39:12

[4] Коэлет 1:18

[5] Теилим 50:3

[6] Дварим 3:24

[7] Теилим 86:10

[8] Теилим 145:10

[9] Теилим 92:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Корах и его сообщники поднял мятеж против Моше и Аарона. Действительно ли они жаждали справедливости, как гласили их лозунги, или же истинные, скрытые мотивы бунтовщиков носили иной характер? Читать дальше

Корах. Заслуги мудрых жен

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о мятеже против Моше и Аарона, поднятом Корахом. Корах — один из самых богатых людей в истории, еврей знатного происхождения, двоюродный брат Моше, знаток Торы — недовольный скромным положением, которое он занял в общине, обвинил Моше в узурпации власти и заявил, что все евреи равно святы и потому не только коэны, но все сыны Израиля имеют право на служение в Храме. К «борцу за справедливость» присоединилось двести пятьдесят человек. Моше предложил, чтобы Корах и его сторонники вознесли перед Всевышним воскурение, каждый — на своем совке, и чтобы то же сделал Аарон, а Б-г укажет, кто из них делает это по праву. Всевышний разгневался и хотел уничтожить всю общину, но благодаря мольбам Моше и Аарона наказание пало только на мятежников и их семьи.

Три причины выступления Кораха против Моше

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Кем-кем, а глупцом Корах не был. Что заставило уважаемого человека из хорошей семьи организовать бунт против лидеров еврейского народа?

Не поступай как Корах и его община. Корах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 41-45

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет наколок, шаатнез, выбривать виски...