Темы: Воспитание детей, Сгула, Молитва
Мы живем в бурные времена, и нет необходимости приводить примеры: каждый видит бури разных мощностей и вокруг себя, где бы он ни жил, и в новостях.
Параллельно с катастрофами, войнами, выборами, локдаунами, демонстрациями, терактами идут процессы, которые, как правило, не находят отражения в новостях. Это два противоположных движения душ во всем мире: к Б-гу, к познанию Истины и Света; и от Б-га, в темноту материальности.
Родителей, выросших в Торе, так же, как и родителей, нашедших для себя Тору, беспокоит судьба их детей не зря. Изменения вокруг происходят со скоростью, еще полвека назад неслыханной, и методы воспитания, веками зарекомендовавшие себя как надежные, почему-то перестают работать. Дети даже из крепких религиозных семей соблазняются яркими фантиками светского мира и утекают в его пустоту.
Как остановить этот поток, что можно сделать? Как не потерять своих детей? Может быть, есть какое-то золотое правило, сгула, волшебный ключик? С этими вопросами люди постоянно обращаются к духовному руководителю поколения раву Хаиму Каневскому. Вот выдержки из его ответов.
— Когда начинается возраст воспитания ребенка, гиль хинух?
— Раби Симха Зисель зацал сказал, что в тот момент, когда рождается его отец. Очень важно воспитывать в детях любовь к Торе. Мы делаем это, рассказывая им истории о праведниках. Мой отец зацаль тоже рассказывал мне такие истории. А лет с семи можно уже учить книги по Мусару — например, «Орхот цадиким». И даже еще раньше. Мой отец иногда помогал маме и укачивал меня в люльке. В те моменты он просто повторял наизусть названия разделов Мишны…
— До какого возраста отец обязан учить своего сына Торе?
— Мой отец учил со мной Тору всю свою жизнь — и был вынужден прекратить эти занятия за месяц до своей кончины. Видимо, он был убежден, что возможность исполнить заповедь «и научи его…» никогда не заканчивается.
— Есть мальчики, учащиеся ешив, которые слишком переживают из-за оценок на экзаменах, и это отнимает у них вкус к учебе…
— Главное — это старание в учебе, а не отметка. Когда я учился в ешива-ктана, пришел к нам как-то Хазон Иш, проверять наши знания «Элу мециёт», и я не мог ответить, у меня мысли путались от присутствия такого великого мудреца и праведника. Это бывает.
— Многие дети оставляют в наше время Тору. Почему так происходит?
— Тому есть две основные причины: лашон ара (злоязычие) и пренебрежение мудрецами и праведниками. Об этом писал еще Хазон Иш. Тот, кто будет уберегаться от злословия и остережется пренебрежительно думать и говорить о духовных лидерах, мудрецах и праведниках — удостоится вырастить достойных детей — так написано в Гмаре (Шабат, 22:1)
— Есть ли какая-то особенная сгула, чтобы вырастить детей, которые будут крепко держаться за Тору и заповеди?
— Нет сгулот — мы только должны молиться. Особенно молитву ШЛА — каждый день, и особенно накануне новомесячья Сивана. И всегда можно и нужно говорить с Вс-вышним и просить Его своими словами, «как сын с отцом» — так пишет Мишна Брура. Можно просить обо всём — в том числе, и о нахат (родительской радости) — от детей.
Смотрите также на сайте: Молитва Шла аКадош за себя и за детей, чтобы они шли прямыми путями
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»