Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему подростки ищут замены духовности в алкоголе и наркотиках?

О стереотипах и заболеваниях

Как известно, под пандемией подразумевают болезнь, принявшую массовый, повальный характер. Иногда эта повальность вызвана бактериями или вирусами, иногда — образом жизни, как в случае с ишемической болезнью сердца, инсультом, диабетом, гепатитом В, вич-инфекцией, которые уносят ежегодно миллионы жизней.

Некоторые эпидемии обязаны своим распространением явлению, которое трудно описать в научной статье и невозможно рассмотреть под микроскопом. Это явление — бездуховность.

О пандемии опиоидов (героина, опиума и т.д.) американские медики впервые заговорили в 2015-м году, когда количество смертей от передозировки наркотиков в США впервые превысило число убитых из огнестрельного оружия и почти сравнялось с числом погибших в результате автомобильных аварий.

Опасность любой эпидемии состоит в том, что она может превратиться в пандемию — и если нам кажется, что героин, как и перестрелки, убивает людей где-то там, на «диком Западе», то стоит присмотреться к статистике по наркотикам в любой стране — и тенденция станет очевидна.

В России наркозависимость ежегодно уносит жизни около 70 000 человек в возрасте от 9 до 50 лет. Около 8 миллионов граждан России имеют официальный статус наркозависимого.

Стереотип о наркомане устарел. Сейчас средний наркоман — это не обнищавший опустившийся безработный, лишенный поддержки семьи. «Новый наркоман» может принадлежать к любому классу общества, обладать любой профессией, жить в городе или в деревне, быть правым или левым, удачником или бездельником.

К. Х. живет в богатом районе. Ей 24 года, она закончила с отличием университет и обладает модельной внешностью. К 21 году она подсела на героин и «принимала дозу» до 5 раз в день: это был и героин, и кокаин и фентанил. Шесть раз ее увозили в больницу с передозировкой. Девять раз она проходила программу детоксикации.

Д. М. 43 года, он работает, женат, двое детей. Рос в интеллигентной семье. Начал с травки, перешел на более тяжелые наркотики. Три раза «завязывал», потом снова срывался, начинал выносить из дома и продавать те вещи, которые сам же покупал. Жена то поддерживает, то, отчаявшись, уходит.

Истории все разные — и все похожи. Одни наркоманы погибают, замерзая на морозе, получив передозировку, заразившись СПИД-ом через шприц — другие приходят на их место, начиная употреблять этот яд в 13 лет, в 12, в 9… В Израиле негодяи уже «обеспечивают» школьников наркотическими таблетками в виде ярких конфет. На очереди — детские сады?..

Через объектив науки

Можно ли остановить эту наркотическую эпидемию? Есть ли способ предотвратить ее разрушительные последствия? Психолог Лиза Миллер, доктор философии, профессор Колумбийского университета, утверждает, что есть. За полтора десятилетия научной работы она обнаружила ключевой фактор, защищающий молодых людей от наркомании, который, на первый взгляд, плохо поддается научному исследованию. Этот фактор — духовность.

В своем бестселлере «Духовное дитя» доктор Миллер делится результатами своих научных исследований. Оказывается, молодые люди, для которых духовность — не слово, а неотъемлемая часть жизни, на 40% реже используют наркотические вещества и имеют на 60% меньше шансов развить подростковую депрессию.

Кроме того, отвечая на вопросы тестов, они гораздо чаще своих «более современных» сверстников указывали на то, что в их жизни присутствуют смысл и цель, а также оказывались более успешными в учебе.

Исследование доктора Миллер — одно из первых после векового клеймения наукой духовности как «костыля» для психологически слабых. Фрейд называл религиозность неврозом. Из поколения в поколение «просвещенные» слои общества высмеивали духовность как устаревшую и эскапистскую. До сих каждому из нас приходится слышать в той или иной форме: «Н. вдарился в религию. Бедняга, наверняка у него психологические проблемы…»

Д-р Миллер решила использовать саму науку, чтобы найти истину в этом вопросе. Она пишет: «Наука — это объектив, способ понимания всего, включая, как выясняется, и духовности. Наука особенно сильна в расшифровке вещей, которые трудно увидеть невооруженным глазом, что сделало ее еще более ценной, когда мы ищем материальные доказательства для объяснения нашей связи с нематериальным миром».

Уже опубликованы исследования, которые показали зависимость между хорошим психическим здоровьем взрослых людей и их религиозностью. Среди религиозных людей меньше депрессий, симптомов посттравматического стресса, симптомов расстройства пищевого поведения, негативных симптомов шизофрении, психических расстройств, ниже риск самоубийств.

Д-р Лиза Миллер сосредоточила свои исследования на таких темах, как воздействие духовности на детей и подростков, а также влияние, которое на них оказывает общая духовность, передающаяся из поколения в поколение, — то есть то, что мы называем Традицией.

В психолого-педагогической практике есть такое понятие, как «дети группы риска», в которую включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов.

Доктор Миллер захотела выяснить, какие факторы могут влиять на подростков из группы риска настолько позитивно, что, несмотря на изначальный риск, они все же не скатываются в алкоголь, наркотики и ранние связи. Самым статистически надежным фактором оказался именно фактор общей духовности.

Если мать и сын или дочь оба сообщали об одинаковых личных отношениях с религией, наблюдаемый положительный эффект в этом случае был налицо: эта общая духовность делала семью более чем на 80 процентов лучше защищенной в выборке семей, которые по всем остальным параметрам находились явно в группе с очень высоким риском депрессии.

Ученые выяснили, что духовность (spirituality) является врожденным свойством людей, которое растет, когда ему уделяется внимание, и наоборот, уменьшается, если им пренебрегают. Подросток, в пору становления его личности, либо опирается на базовое чувство духовности, либо уходит в сторону алкоголя и наркотиков — если духовное развитие ребенка игнорируется, а его вопросы о вечном отрицаются.

Как бы мы ни старались ограждать своих детей от дурных влияний, они растут в современном мире, где зачастую главными ценностями становятся обогащение и пустая слава. И если родители не поддерживают детей в поисках духовных основ жизни, они неизбежно начинают искать замены духовности в алкоголе и наркотиках — ведь те, и правда, дают некое чувство трансцендентности. Оно мимолетно и иллюзорно, но нейроны головного мозга не знают разницы между фантазией и реальностью…

Наверное, в этом и состоял перевернутый смысл советской «мантры» о религии, которая является опиумом для народа. На самом деле, ее нужно читать так: «Опиум — это религия для народа, у которого отняли настоящую религию».

Духовность и «Нью-эйдж»

В последние десятилетия появилось множество верований, течений и движений, рискнувших обнаружить, что кроме материальной составляющей в мире есть и духовная. Все они объединены под общим названием «Нью-эйдж». Йога, психоделические практики, неоязычество, шаманизм, астральные полеты — всё это тоже духовность, поэтому тоже может защитить детей от наркомании? Становится ли такая «духовность» защитным фактором для тех подростков, которые по всем остальным показателям должны были бы оказаться в зоне риска, а точнее — экспериментировать с алкоголем и наркотиками?

Исследование, опубликованное в Журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии, показало, что защитным фактором становится только такая духовность, в центре которой — развитые личные отношения с Б-гом, то есть когда подросток говорит: «Я обращаюсь к Б-гу за руководством в трудные времена» или «Когда мне надо принять решение, я прошу Б-га научить меня, как поступить».

Доктор Миллер определяет «духовность» как внутреннее чувство отношения к Высшей силе, любящей и направляющей. Это определение — не что иное как перефразированная первая из Десяти Заповедей: «Я Господь, ваш Б-г, который вывел вас из земли Египетской, из дома рабства». Наши мудрецы объясняют, что это заповедь верить в Б-га, а именно, в Б-га, который вмешивается в человеческие дела — как на национальном, так и на личном уровне — для нашего конечного блага. Формирование отношений любви с этим Б-гом является сутью иудаизма.

Д-р Лиза Миллер приводит недавнее исследование, проведенное среди 6000 студентов университета. Для 85% из них их жизненные ориентиры (которые она определила, как сильные стороны и добродетели своего характера) закреплены в их вере в Б-га. Отношения с Б-гом дают молодому человеку якорь, который позволяет ему удержаться в бурном море современной жизни, где бушуют безудержное злоупотребление наркотиками, случайные связи, разрушение семей, а также неопределенность во всех сферах: социальной, финансовой и политической.

Медитация, йога и многие другие практики «Нью-эйдж» лишены личных отношений с любящим и направляющим Б-гом. Такая «духовность» не спасет человечество от наркотической пандемии, потому что не может удовлетворить потребности людей в связи со Всевышним. Человеческой душе мало осознанности, личностного роста, позитивного мышления, медитации. Ей необходима тесная связь с вечным, постоянным, непоколебимым, всемогущим — с Высшей Силой, которая любит и направляет.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше