Газета Возрождение попросила выразить мнение читателей по вопросу, который был сформулирован так: Наверно, никто не будет спорить, что горско — еврейская община, в Израиле отстаёт от других общин, (грузинских, бухарских, марокканских, и т.д.), в плане своей причастности к религиозной жизни. Горские евреи меньше ходят в синагогу, их меньше в ешивах, и у них почти нет больших раввинов.
На наш призыв выразить свое мнение отозвались, вот один из ответов. Свое мнение выразил Игорь Шаулов из Нальчика, член религиозной общины горских евреев Кирьят Гата:
1.Согласны ли вы с этим утверждением? На первый вопрос — не буду утверждать голословно — больше, меньше. Статистических данных у меня нет. Я знаком лично со многими религиозными горскими евреями. Но одно, к сожалению, ясно — большинство горских евреев, как и большинство израильцев. — Далеки от настоящего еврейства.
2.Какова причина этой ситуации? В чём причина? Мы, горские евреи в Израиле, несём на себе результат антиеврейского давления двух гигантских машин: 70 лет советской власти, и последующей атмосферы вседозволенности и бездуховности в Израиле. И я думаю — что второй фактор «добил» нас так, как советская власть не сумела за 70 лет. Атмосфера распущенности, разврата и оскотинивания в Израиле — ужасающая. Я работал два года в США. Там в большинстве живут простые верующие в Б-га гои, которые не позволяют себе такой беспредел, как творится в Израиле. Стоит ли удивляться тому, что произошло с нашей молодёжью здесь. Если в Нальчике кто-то женился на гойке — это обсуждалось и осуждалось еврейским обществом, особенно пожилыми женщинами. Было давление. Здесь — гуляй, Вася. Наши молодые люди женятся на русских гойках и это в порядке вещей. Да ведь для «либеральных» израильцев не проблема выйти замуж за араба или женится на японке. Так здесь учат в школах: главное, правильно применять противозачаточные средства…. У нас там, в условиях советской власти, было сознание еврейской особенности. Мы и наши родители учили в школе про Сталина и про Ленина, но мы знали что мы — другие, евреи встречались на свадьбах, поминках, обрезаниях, это держало, это было в центре мироощущения. Мусульманское окружение способствовало скромности и принципиальной вере в Б-га. Израиль опустил горских евреев в бездну распущенности и полного духовного оскудения.
З.Когда можно ожидать, что горские евреи потянутся в сторону синагоги, Торы? Необходима кропотливая работа каждого религиозного горского еврея — со своими родными, близкими и знакомыми. Как с молодёжью, так и с растерянным старшим поколением, потерявшим жизненные ориентиры. Не отчаиваться встречая стену непонимания и бездуховности. Пробуждать искру еврейской гордости, которая ещё не угасла в душах наших евреев. Если наши религиозные люди «пойдут в народ», как это делают религиозные сефарадим в Израиле, и сумеют раздуть эту искру — горские евреи заполнят синагоги. Ходите ли вы лично в синагогу? Соблюдаете ли вы кашрут? Сам Я будучи религиозным, естественно хожу в синагогу и соблюдаю кашрут. Могу сказать, что среди нерелигиозных знакомых и родственников, в синагогу заходят все. Вопрос, когда и для чего: только чтобы помянуть умерших, и на Йом Кипур, а то и на Рош Ашана. Понятно, что о настоящем участии в молитве речи нет… Что касается кашрута — все горские евреи, которых я знаю, едят кошерные продукты. Но настоящий кашрут, разделение «шири-гушти» которое ещё соблюдали многие из живших в «еврейской колонке», — соблюдают лишь полностью религиозные люди. А ведь советская, формально нерелигиозная семья моей жены (они горские евреи и жили в Тбилиси) — соблюдали там настоящий кашрут.
газета Возрождение.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо