Темы: Современность и Тора, Тора и психология, Интернет, Батшева Эскин
В последнее время пластические хирурги сообщают о беспрецедентном спросе на свои услуги. Хотя данные статистики станут доступны не раньше весны 2021 года, нет оснований не доверять личным свидетельствам профессионалов индустрии красоты.
Такой феномен может быть результатом нескольких факторов. Возможно, наплыв желающих «стать красивее» просто связан с тем, что несколько месяцев 2020 года клиники были закрыты. Возможно, тот факт, что отменены общественные мероприятия и собрания, в сочетании с необходимостью ношением масок в общественных местах, сделал пластическую хирургию такой популярной.
А возможно, причина в другом. Один американский косметический хирург, д-р Джон Мендельсон, сообщил, что в его клинике в конце 2020 года сделали на 90 процентов больше инъекционных процедур, таких как: биоревитализация, мезотерапия, плазмолифтинг и др. — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Когда его спросили, почему это так, он ответил: «Во время виртуальных консультаций 9 из 10 человек сказали, что обратили внимание на морщины и другие несовершенства своих лиц, пользуясь программой Zoom». Неожиданно? Не очень.
В последние девять месяцев почти все из нас потратили много времени на Zoom: кто-то в качестве слушателя, кто-то в качестве лектора, кто-то — для общения с близкими. В отличие от обычного разговора, лицом к лицу, в Zoom мы постоянно видим сами себя — гораздо чаще, чем привыкли. По-видимому, многим не нравится то, что они видят, и они предпочитают «улучшить картинку» с помощью той или иной косметической процедуры или инъекции.
Один из «побочных эффектов» идущих один за другим карантинов ощутили на себе почти все семейные люди: проводя с семьей гораздо больше часов в сутки, чем раньше, многие из нас сделали немалое число открытий. Кто-то обнаружил в себе силу, веру и стойкость, о которых они никогда не знали. Другие — терпение, спокойствие и способность видеть хорошее даже в плохом. Но кроме этого, почти все также нашли в себе недостатки, которые надо исправлять, или черты характера и качества, над которыми стоит поработать.
Взгляд на мир сквозь экран монитора может стать для каждого из нас взглядом либо в окно, либо в зеркало. Если это окно, то мы можем только показать другим, кем мы являемся на самом деле, а если это зеркало, мы можем узнать больше о себе, даже если это означает признать некоторые пятна и недостатки.
Если мы через Zoom что-то увидели в своем лице и это что-то нам не понравилось, то за некоторую сумму денег пластический хирург может всё исправить. Но если мы заглянем внутрь себя и захотим изменить что-то там, внутри, — это потребует гораздо больше усилий и работы.
Рав Ицхак Хутнер пишет (Пахад Ицхак, Йом Кипур 1:8): «Правда заключается в том, что сила изменений является величайшим творением — после чуда создания Неба и Земли». А Виленский Гаон говорит (Мишлей 4:13): «Человек живет, чтобы сломать качество, которое он еще не сломал до сих пор. Таким образом, человек всегда должен укреплять себя, чтобы работать над этим, потому что если он этого не делает, какой смысл жить?»
Не стоит отталкивать виртуальное зеркало из страха перед тем, что мы там увидим. То, что там «показывают» — всё наше, вместе с пятнами и шероховатостями. Мы живем не для того, чтобы отрицать то, над чем нам нужно работать, а для того, чтобы открыть для себя это, и укрепляем себя, чтобы работать над этим. Мы становимся партнерами Б-га в Творении, когда создаем себя заново, преображаясь.
В начале 1970-х годов в американском штате Мэриленд разрешили персонализированные номера для автомобилей. Можно было в качестве номера выбрать любую доступную комбинацию из четырех, пяти или даже шести букв. Директор еврейской религиозной молодежной организации NCSY — назовем его Яков — решил, что закажет себе номерной знак со словом «TORAH».
Яков так гордился этим номерным знаком! Часто какой-нибудь еврей тормозил на секунду, чтобы улыбнуться ему через стекло и приветственно посигналить: мол, эй, я тоже еврей, привет. Конечно, иногда сигналы и жесты проезжавших мимо имели ровно противоположную коннотацию — но что поделаешь, Америка…
Однажды в пятницу, когда день стремительно клонился к вечеру, а список дел укорачивался очень медленно, Яков искал парковку возле ресторана, где ему было необходимо забрать свой заказ. Свободных мест не было, он уже объехал весь квартал — и не представлял, что делать. В конце концов, он припарковался во втором ряду, включил аварийку и побежал забирать свой заказ.
Оказалось, что заказ был не полностью собран, нужно было несколько минут подождать. Когда Яков вернулся к машине, он нашел на своем лобовом стекле не одну, а целых две записки от двух разных людей, которые, словно сговорившись, упрекали владельца машины (а вернее владельца особенных номерных знаков!) в том, что он припарковался против правил и перекрыл движение, «а евреи Торы так не поступают!»
Всего неделю спустя Яков куда-то снова торопился, а перед ним ехала машина на такой низкой скорости, что даже ездой это нельзя был назвать — она просто ползла, как улитка! Вот эти мысли и отразились на лице Якова, когда он посмотрел в лицо неспешного водителя, обогнав его. Далеко Яков не уехал — через полсотни метров застрял на светофоре. А подъехавший «водитель улитки» остановился рядом с ним, опустил стекло и сказал: «Знаете, человек, представляющий Тору, должен иметь немного больше терпения…»
В тот же вечер жена Якова увидела, как муж снимает с машины номера, и спросила его, что он делает.
— Я собираюсь прикрутить свои старые номера с цифрами.
— Но почему? Тебе же так нравятся эти!
Яков рассказал жене о тех двух инцидентах, которые с ним произошли за последние дни, и поделился своими чувствами: горечи, разочарования, обиды… Но вместо того, чтобы успокоить мужа и поддержать его, жена спросила неожиданно:
— Так ты говоришь, что если тут надо что-то менять, так это номера? А не поведение?
Яков так и застыл с металлической пластиной, с которой смотрело на него слово «ТОРА». Хотя это он был директором еврейской организации, а не его жена, но именно ее слова заставили Якова увидеть и эту ситуацию, и всю свою жизнь совершенно с другой стороны. Он понял, что номер лучше будет прикрутить обратно и приступить к другим изменениям — тем, что не даются так просто и не стоят так дешево.
Психологи отмечают, что одним из самых больших препятствий для нормальных отношений в семье, на работе и с друзьями являются так называемые «слепые зоны», с которыми мы живем. Мы думаем, что видим себя и адекватно оцениваем свои поступки и свое поведение. И если окружающие реагируют на нас «не так», мы обвиняем их, вместо того, чтобы «посмотреть в зеркало» и увидеть, что нам надо изменить. И это отнюдь не номерные знаки. И не морщины.
Душа каждого человека стремится к внутренней красоте, мечтает о ней, желает её достичь. Если не мешать ей, то, увидев себя однажды краем глаза в зеркале или на экране своего монитора, мы больше не увидим ни морщин, ни покраснений кожи, ни синяков под глазами. Мы увидим то же, что будет видно и окружающим нас людям: прекрасную душу, которая освещает изнутри всё лицо.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»