Количество трублений необходимое для исполнения заповеди
О количестве трублений в Рош ашана, необходимом для исполнения заповеди пишет Рамбам (законы Шофара 3:1-3): сколько трублений человек обязан послушать в праздник Рош ашана? Девять трублений. Поскольку трижды сказано в Торе слово «труа» — прерывистое трубление…, а перед каждым прерывистым звуком и после него есть непрерывный звук «ткия»… . Получается, что должно быть три серии, каждая из которых состоит из трёх звуков: «ткия труа ткия», и так трижды. Однако, поскольку уже во времена Талмуда, из-за многих лет, прошедших с момента Дарования Торы, и множеств изгнаний, выпавших на долю народа, вследствие чего не могли спокойно изучать Тору, начал сомневаться раби Абау (трактат Рош ашана 34) каков тот, прерывистый звук, о котором сказано в Торе: должен ли быть таким как плач и рыдания женщин, рыдающих при оплакивании, или как вздохи человека, беспокоящегося и опечаленного из-за какой-то большой проблемы, и вздыхающем раз за разом, или же и то и другое, вздыхание и плач, который обычно наступает вслед за вздохами, все вместе называется «труа», так как поступает обычно беспокоящийся о чём-то человек: сначала вздыхает, а потом начинает плакать — поэтому мы делаем всё. Мы называем плачущий звук — «труа», а звук вздыхания, раз за разом — это то, что мы называем тремя «шварим». Получается, что порядок трубления таков: благословляют на заповедь и трубит «ткия», затем трижды «шварим», вслед за этим «труа» (девять коротких звуков) и завершает серию «ткия». Серия в этом порядке повторяется трижды. Затем трубит «ткия», после этого трижды «шварим», и завершает «ткия». Так же и эта серия в этом порядке повторяется трижды. Потом снова трубит «ткия», после этого девять коротких «труа» и снова «ткия». И эта серия повторяется трижды. Общее число трублений равняется тридцати, чтобы избежать сомнения в том, выполнена ли заповедь.
Вышеописанное трубление происходит после завершения чтения свитка Торы, после того как занесли его на место, перед дополнительной молитвой «мусаф». Однако, при повторении кантором этой молитвы, при завершении каждого из трёх благословлений «малкийот»(рассказывающего о воцарении Б-га), «зихронот» (напоминаниях, рассказывающего о том, что Всевышний помнит поступки праотцов, народа, и каждого человека) и «шофарот» (рассказывающего о ситуациях, в которых применяется шофар), то есть соответственно после четвёртого, пятого и шестого благословления молитвы «мусаф» в Рош ашана — трубят после окончания каждого благословления, как об этом сказано в мишне (трактат Рош ашана 32).
Количество трублений в молитве
Рабейну Ицхак Альфаси (Риф, Рош ашана 10-11) пишет, что достаточно при завершении благословления «малкийот» протрубить только одну серию, состоящую из «ткия», затем трижды «шварим», вслед за этим «труа» (девять коротких звуков) и завершить серию «ткия». Не повторяя серию трижды. Затем при окончании благословления «зихронот» трубит только одну серию «ткия», после этого трижды «шварим», и завершает «ткия». Так же и эту серию не повторяя трижды. После завершения благословления «шофарот» также, трубит только одну серию, состоящую из «ткия», после этого девять коротких «труа» и снова «ткия». И хотя здесь тоже было бы необходимо после каждого благословления трубить каждую из трёх серий трижды, как это делается перд молитвой, однако, поскольку уже выполнили заповедь шофара по закону Торы, в трублениях произведённых до начала молитвы, поэтому чтобы не утруждать общество достаточно протрубить на каждое благословление по одной из возможных серий. Риф написал, что таков обычай в двух вавилонских ешивах (Сура и Пумбедита), и во всём мире. Так считают и другие комментаторы: Рамбам (законы Шофара 3:10-12), Тосфот (Рош ашана 33). И так установлено Шулхан арухом в качестве закона (п.592:1). Таким образом получается, что по этому мнению добавилось еще 10 трублений, производимых во время молитвы. В общей сложности 40 звуков.
Рабейну Там (приведено в Тосфот, трактат Рош ашана 33) считает, что в таком обычае есть внутреннее противоречие, ведь правильна одна из трёх серий, поэтому необходимо трубить на каждое из трёх благословлений каждую из трёх возможных серий. Поэтому, чтобы не утруждать общество, с одной стороны, но с другой стороны, протрубить на каждое из трёх благословлений все возможные комбинациии, Рабейну Там ввёл обычай трубить на каждое из трёх благословлений молитвы серию, состоящую из «ткия», затем трижды «шварим», вслед за этим «труа» (девять коротких звуков) и завершить серию «ткия». Поскольку в этой серии есть все три возможные комбинации (есть и «шварим-труа» посредине, а если не правильно, тогда есть «шварим» посредине, а если не правильно, тогда есть «труа» посредине). Однако проблема в том, что если один из них прерывистых звуков не правилен, тогда получается, что либо в начале, либо в конце, правильный прерывистый звук прерван не правильным, из-за чего он не соприкасается с непрерывным звуком «ткия», который производится в начале и в конце. Поэтому только из-за того, чтобы не утруждать общество Рабейну Там ограничился этой серией в молитве, поскольку основную заповедь уже выполнили до начала молитвы, протрубив все возможные комбинации, причем каждую из них трижды. Получается, что по мнению Рабейну Там, во время молитвы добавлялось 12 звуков шофара. В общей сложности 42 звука. Это мнение было принятым в его время в разных общинах Франции. И так приводит Рамо в примечаниях на Шулхан арух, как обычай ашкеназких евреев.
Сейчас, среди всех еврейских общин распространился обычай трубить 100 звуков: 30 — перед молитвой, 30 во время молитвы, то есть после каждого из трёх благословлений три серии, состоящие из трех возможных комбинации, то есть десять звуков после каждого из трёх благословлений. Итого, всего за время молитвы 30 звуков. Ещё 30 звуков трубят после чтения «Алейну», и еще десять в самом конце. Наподобие этого обычая упомянуто Тосфотом от имени книги «Арух», и был введён Шла (Рош ашана 57) в Йерусалиме в ашкеназких общинах. Этот обычай приводится и в книге «Мишна брура» (592:4). Сейчас так принято во всем народе Израиль. Одно из возможных объяснений этому обычаю в том, что поскольку Рош ашана — это день рождения Человека, так как он был сотворён 1 Тишрея, а в мидраше (Танхума, гл. Тазрия, 4) сказано, что женщина при родах кричит сто раз, 99 из них ожидая смерти, и только в последний раз в ожидании жизни. То есть этим намекают на то, что сейчас рождается человек.
Запутывание сатаны
В геморе (трактат Рош ашана 16) приводится объяснение раби Ицхака тому, зачем трубят и когда «сидят», то есть первый раз — перед молитвой, и еще раз, тогда, когда «стоят» — то есть во время молитвы? Ответил раби Ицхак: для того, чтобы запутать сатану и не дать ему обвинять. Существуют разные объяснения в комментаторов — ришоним, в чем именно заключается запутывание.
Раши поясняет, что видя насколько народ Израиля любит заповеди, и не довольствуясь минимумом необходимым для исполнения заповеди трубления, повторяют трубление снова, то сатане становится, нечего сказать. Ведь в этом и было его обвинение: народ Израиля не любит заповеди. Теперь же ему, нечего сказать.
Тосфот, от имени автора книги «Арух», приводит объяснение (которое в свою очередь написано в Йерусалимском Талмуде). Сказано, что в будущем Б-г уничтожит смерть, то есть сатану, который одновременно является соблазнителем — злым началом, обвинителем за совершённое злодеяние, и ангелом смерти (то есть палачом). Как сказано в стихе: «уничтожится смерть навечно». Это случится тогда, когда протрубит Великий Шофар и возвестит о приходе времени уничтожения зла на земле. Как сказано: «и будет в день тот — и протрубит Великий Шофар». Поэтому, когда трубят в шофар в Рош-аШана, услышав первое трубление, сатана начинает волноваться, но когда он слышит повторное трубление, то он думает, что пришло его время, и пугается, и не может сосредоточится на обвинении. (Получается, что ему есть что сказать, в отличие от объяснения Раши, однако, он боится за себя и не может этого сделать).
Далее в геморе сказано, что всякий год, когда не трубили в его начале — случаются беды в его конце, поскольку сатана не был запутан, и сумел обвинить в День Суда — в Рош ашана. Тосфот (от имени автора «Алахот Гдолот») пишет, что это касается всех случаев, кроме того, когда праздник Рош ашана выпал на субботу и не трубили из-за заперта мудрецов, запретивших трубить в Субботу. Запрет связан с тем, что человек забыв, что сегодня Суббота, может вынести шофар из дома в общественное владение и пронести его там, нарушив тем самым запрет Торы — запрет выноса в субботу вещей из одного владения в другое и запрет переноса вещей по общественному владению. Получается, что раз в этом случае сатана не обвиняет, несмотря на то, что не трубили в шофар в этот Рош ашана, выпавший на Субботу, следовательно, достигается тот же эффект — сатана запутывается и без трубления, и не обвиняет. Можно объяснить это в соответствии с причинами, указанными выше, почему сатана запутывается и не может обвинять слыша трубление в шофар.
По Раши ему нечего сказать, когда он видит насколько Израиль любит заповеди и поэтому трубят дважды — здесь же наоборот, Израиль не трубит в Субботу именно из-за того, что любит заповеди — чтобы не нарушить Святую Субботу. И несмотря на то, что может быть подвергнут нападкам со стороны сатаны, тем не менее, готов на это ради соблюдения Субботы. Само это является причиной, по которой сатане, нечего сказать. Исходя из причины, названной Тосфотом, что сатана думает, что пришло время быть уничтоженным, и уже трубит Великий Шофар, и пугаясь не обвиняет. А как известно, Суббота подобна миру грядущему, и поэтому наступление самой Субботы должно его напугать, так как ему кажется, что уже пришло это время.
Итак, и по объяснению Раши и по объяснению Тосфот, первый раз трубят, чтобы исполнить заповедь, а второй, чтобы запутать сатану. Однако, Рабейну Нисим считает наоборот, что трубление ради исполнения заповеди, то есть основное — это трубление во время повторения молитвы мусаф и произнесения благословлений молитвы, трубление же перед началом молитвы — это трубления для того, чтобы запутать сатану. Дело в том, что запутывание сатаны происходит, по его мнению — смирением злого начала, которое и является сатаной, а звук шофара вызывает смирение, как сказано в пророке (Амос 3): «разве может раздастся звук шофара в городе, а народ не испугается?» Рабейну Нисим добавляет, что в принципе более правильно было начать с основного трубления, производимого для исполнения заповеди, а только потом для запутывания сатаны, однако, начали с запутывания сатаны, потому что если было бы иначе, то возможно люди не дослушали бы трубления, которые только для запутывания сатаны. Теперь же, когда трубления запутывающие сатану происходят прежде, и только потом трубление ради исполнения заповеди, можно быть уверенным, что уж основного трубления люди дождутся. Тур (п.585) согласен с Рабейну Нисимом, что основным трублением является второе, однако указывает другую причину того, что прежде трубят для запутывания сатаны. Он пишет, что это делается для того, чтобы запутать его ещё до начала молитвы, чтобы не обвинял во время неё.
Спор комментаторов о том, первое или второе трубление делается для заповеди и является основным.
Итак, как было сказано выше, по мнению Рабейну Нисима и Тура, основным трублением является то, которое делается во время молитвы. Так же следует из слов Тосфот (трактат Псахим 115), поясняющего то, почему благословление, сказанное на заповедь шофара произносится на первое трубление, хотя заповедь выполняется позже, при трублении во время молитвы.
Однако, из сказанного Рабейну Ицхаком Альфаси, Рамбамом (законы Шофара, 3:12) следует, что заповедь Торы уже выполнили во время первого трубления. Также считает Рамбан («Милхамот Ашем», 34) и другие. Также и Ритва (в комментариях на трактат Рош ашана, 16, 34) написал, что заповедь шофара была уже выполнена до молитвы, а трубление во время молитвы — только для того, чтобы запутать сатану.
После того как мы выяснили, что существует спор о том, какое трубление является основным, можно разобраться с тем, что является основным при трублении во время молитвы: благословления молитвы, сопровождаемые трублением в шофар, чтобы молитва поднялась ввысь, или наоборот, трубление в шофар — это главное, а благословления молитвы его сопровождают. Это зависит от сказанного выше: если основная заповедь трубления в шофар выполняется только во время молитвы, а целью первого трубления было запутать сатану, как считает Рабейну Нисим и Тур, тогда конечно благословления молитвы сопровождают трубление в шофар, а само трубление является основной заповедью, так как сейчас время её исполнения. Однако, если основное трубление было до молитвы, и заповедь Торы была выполнена уже тогда, так, как считают Рамбам, Ритва и др., вопрос всё еще остаётся открытым: что же происходит при трублении во время молитвы — производятся ли сейчас остатки трубления, или же происходит нечто иное — трубления, которые помогают молитве подняться, и в этом случае молитва является основной, а шофар второстепенным.
Прерывание между первым и вторым трублением
Практическое следствие поставленный выше вопрос находит в уже существующим споре комментаторов — ришоним о том, может ли человек прерываться для разговора между первым и вторым трублением. Об этом существует три мнения.
1. «Агаот Моймонийот» от имени Рабейну Симха (привдён в Бейт Йосефе, п.592:3) считает, что нельзя прерываться, и если прервался необходимо заново благословлять на заповедь шофар.
2. Тосфот Рид считает, наоборот, что можно разговаривать между первым и вторым трублениями.
3. И среднее мнение — это мнение Рабама (законы Шофара 3:11): изначально не прервётся, но если прервался — не нужно повторять благословление на заповедь. И это мнение принято на практике, и установлено в примечании на «Шулхан Арух» в качестве закона (п.592:3).
В чём суть этого спора?
Очевидно, что Рабейну Симха написавший, что нельзя прерываться, и если прервался, то необходимо заново благословлять на заповедь трубления — считает, как Рабейну Нисим, что основная заповедь трубления — во время молитвы, и если прервался после первого трубления, ещё до того, как выполнил основную заповедь трубдения — необходимо заново благословить на неё.
По мнению Тосфот Рид написавшего, что можно разговаривать между первым и вторым трублениями, очевидно, что заповедь трубления была выполнена ещё до молитвы. А трубления во время молитвы — сопровождают молитву и делаются с совершенно иной целью, и никак не связаны с заповедью трубления и поэтому можно прерываться между трублением до молитвы и во время неё. Нечто подобное написал и Ритва (в комментариях на трактат Рош ашана 34).
Или же наоборот, он считает, что благословления молитвы заменяют благословление на заповедь шофар, также как благословления перед чтением «Шма» заменяют благословления на заповедь чтения «Шма», и поэтому между трублением перед молитвой и трублением во время молитвы, обладающим самостоятельным благословлением, можно прерываться, так как на каждое из этих трублений есть своё собственное благословление (первое — непосредственно на заповедь шофара, а второе — благословления молитвы его заменяющие). Так написал Меири (Респонсы «Инъян Шмини»), нечто подобное написал и Ритва (Рош ашана 34). (Смотри Бааль аМеор, 10).
Рамбам считающий, что изначально не прервётся, но если прервался — не повторяет благословление, очевидно считает, что основная часть заповеди трубления, то есть заповедь по Торе была уже выполнена в первый раз, а во время молитвы осталось только та часть заповеди трубления, которую постановили мудрецы, в качестве завершения этой заповеди. И поскольку основная часть заповеди уже выполнена, поэтому если прервался нет необходимости благословлять на остатки. Однако, изначально нельзя прерываться, так как благословление на заповедь относится и к тем трублениям, которые производятся во время молитвы, так как они являются частью и завершением заповеди трубления. Нечто подобное написал и Ритва (Рош ашана 34).
Мнение «Бааль аМеор»
У Рабейну Зрахия аЛеви, автора комментария «Меор акатан», есть принципиально отличающееся от всех комментаторов мнение. Ведь по мнению большинства комментаторов первое трубление происходит перед молитвой мусаф, после короткого благословления на заповедь трубят 30 звуков, и называется в геморе «трублением тогда, когда сидят», поскольку в это время разрешено трубящим сидеть (хотя сейчас принято стоять во время этого трубления, как приведено в «Мишна брура» п.585:1), а во время молитвы мусаф, при повторении хазаном молитвы, трубят еще раз при завершении трёх благословлений «малкийот», «зихронот» и «шофарот». И это второе трубление называется трублением «тогда, когда стоят», поскольку стоят во время повторения молитвы. И как было сказано выше есть спор комментаторов о том, какое трубление является основным. Однако, автор «Меор акатан» считает, что первым трублением «сидя» было как раз трубление при повторении хазаном молитвы. И оно называется «сидя», поскольку можно сидеть во время повторения хазаном молитвы, хотя у нас и принято стоять. Вторым же трублением, трублением «стоя» было трубление после завершения молитвы, когда все уже вставали, чтобы разойтись. Как же назывались трубления перед молитвой? Никак не назывались, по его мнению,их просто не было. Обычай трубить, как у нас принято, перед молитвой мусаф, по мнению автора «Меор акатан» возник в еврейском народе после написания Талмуда. Так стало принято делать из-за больных и стариков, которым трудно ждать всю молитву мусаф, и для того, чтобы они не потеряли заповедь, возник обычай трубить перед молитвой. И поскольку уже протрубили перед молитвой, в соответствии с новым обычаем, перестали трубить после молитвы, как было принято прежде. Когда же они благословляли короткое благословление на заповедь шофара? Неужели во время молитвы, когда трубили первый раз? Во времена Талмуда, по его мнению, не произносили этого благословления, поскольку произносили благословления молитвы «малкиот», «зихронот» и «шофарот». Подобное этому мы находим в заповеди чтения «Шма», на которое мы не произносим какого-либо короткого благословления на заповедь. Его заменяют благословления перед чтением «Шма». И несмотря на то, что по сути они не являются благословлением на заповедь, а являются чем-то наподобие молитвы, тем не менее, они замещают и благословление на заповедь, поскольку не бывает двойных благословлений. Однако, из-за возникновения обычая трубить до молитвы, возникла необходимость в произнесении короткого благословления на заповедь. Следует отметить, что некоторые комментаторы, например, Равья, привёл доказательство определённого варианта текста короткого благословления на заповедь шофар из Йерусалимского Талмуда, следовательно, уже во времена Талмуда трубили перед молитвой произнося перед трублением короткое благословление на заповедь, что не соответствует мнению «Меор акатан», что во времена Талмуда не трубили перед молитвой. Однако, в имеющемся у нас Йерусалимском Талмуде, не встречается упоминание об этом коротком благословлении.
В чём заключается заповедь шофара: в трублении в него, или в том, чтобы слушать звук трубления?
Рабейну Ашер (Рош, Рош ашана, гл.4, п.10) приводит спор между Рабейну Там и Равья о том, как нужно благословлять на заповедь шофар. По мнению Рабейну Там, говорят «на трубление шофара», поскольку трубление является окончанием заповеданного действия. Равья считает, что в благословлении необходимо произнести слова «слушать голос шофара». Исходя из того, что они спорят о том, на что именно произносится благословление можно заключить, что они спорят и об определении самой заповеди: трубить или слушать. Ритва (в комментарии на трактат Рош ашана 34) считает, что произносится в благословлении «слушать голос шофара», поскольку именно слушание является основной частью заповеди шофара. Однако «Смаг» (заповедь 42) написал, что заповедь — трубить в шофар в Рош ашана. На практике в Шулхан арухе (п.585, п.2) установлено в качестве закона, что произносится в благословлении «слушать голос шофара».
Рамбам неоднократно подчеркивает, что заповедь именно в том, чтобы слушать голос шофара. Так он написал в законах Шофара (1:1): повелительная заповедь Торы «слушать» голос шофара в Рош ашана. Так следует и из сказанного им в других местах (законы Шофара 1:3), так же следует из сказанного им (2:1): все обязаны «слушать» звук шофара, коены, левиты, исраэлим, прозелиты и освобождённые рабы. Однако женщины, маленькие дети, рабы — освобождены от этой заповеди (прим. так как она связана со временем, однако на практике принято, что женщины тоже приходят, чтобы выполнить заповедь шофар). Наполовину раб — наполовину освобождённый, то есть если у него было два хозяина и один из них освободил раба, а другой нет — обязан из-за своей освобождённой половины. И ещё пишет Рамбам (законы шофара 3:1): сколько трублений должен «послушать» человек в праздник Рош ашана?… .И так следует из сказанного Рамбамом (законы Шофара 3:10): благословляет на заповедь — «слушать голос шофара».
По мнению тех, кто считает, что заповедь в том, чтобы трубить, получается, что каждый должен трубить в шофар, так же, как и по мнению тех, кто считает, что заповедь слушать — каждый должен послушать трубление. Однако на практике достаточно того, чтобы один протрубил для всех, для того чтобы засчиталось, что каждый протрубил. Так как все слушающие и намеревающиеся выполнить заповедь за счёт трубящего — как будто трубят сами. Так, как это происходит со всеми заповедями, связанными с речью: один произносит для всех, и считается, что как будто они сами сказали, из-за существующего правила — «шомеа кеоне», то есть слушающий и намеревающийся выполнить заповедь — он как сам произносящий. Так же и здесь — слушающий трубление, как сам трубящий.
Скорее всего, на самом деле, формулировка заповеди не такова, что это в чистом виде только слушать звук, или только трубить, а так, что по мнению тех, кто считает, что заповедь трубить, тем не менее условие исполнения заповеди — услышать. И наоборот, по тем мнениям, которые считают, что заповедь слушать, тем не менее, условие исполнения заповеди, чтобы слышимый звук был произведён человеком, обязанным в заповеди, или даже более того, необходимо чтобы слушающего вывели в трублении, поскольку условием исполнения заповеди является — трубление, произведённое самим исполняющим заповедь. Возможен ещё и третий вариант: заповедь состоит из двух составляющих — трубление и слушание звука.
Причины заповеди, соответствующие её формулировке
Итак, какова формулировка заповеди, трубить или слушать. Прежде, чем мы перейдём к доводам и контр доводам, в пользу того или другого мнения, необходимо пояснить возможные причины заповеди, которые могут меняться в зависимости от формулировки заповеди.
Рамбам (законы Тшувы, 3:4) пишет: несмотря на то, что трубление в шофар в Рош ашана — указание Писания, не имеющее рационального объяснения, тем не менее, намёк есть в нём. Как бы говорит: проснитесь спящие от сна вашего, и пробудитесь дремлющие от дремоты вашей, проверьте поступки ваши, и вернитесь с раскаянием, и вспомните Создателя вашего. Это те, кто забывает истину в суете времени, и проводит все годы свои в суете и пустоте, которая не поможет и не спасёт. Вглядитесь в души ваши, улучшите пути ваши и дела ваши, и оставит каждый из вас путь свой плохой, и мысль не хорошую. Таким образом, по Рамбаму, шофар намекает на призыв к раскаянию — и для того, чтобы пробудиться от его звука, прежде необходимо его послушать, затем осознать, и только после этого, осознание услышанного поможет привести к необходимому результату — раскаянию. Получается, что причина, указанная Рамбамом соотносится с его формулировкой заповеди — слушать и слышать.
И наоборот, если заповедь трубить, то следует найти причину заповеди, соответствующую этой формулировке. Итак, Всевышний сотворил Человека (Берейшит 2:7): «и сотворил Господь Б-г человека: прах из земли и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, — и стал человек душой живой». Человек был создан 1 числа месяца Тишрей, то есть в тот день, когда мы празднуем Рош ашана — начало года. Рош ашана — День Суда, когда Б-г судит человека соответствует ли тот, Его замыслу. Признавая, что Б-г создал человека и всё мироздание — человек трубит в шофар, выдыхая из себя то дыхание жизни, которое вдохнул в него Всевышний, говоря тем самым: я тот, кого Ты сотворил. Жизнь принадлежит Тебе.
Кроме того, трубление в шофар символизирует воцарение, так как таков обычай при возведении на престол — трубить возвещая о воцарении. Всевышний в этот день, проявляется как Царь, которому принадлежит всё мироздание, и судя в этот день, Он как бы «восходит» на престол. Возвещая о воцарении, человек подвергает себя опасности. Так как Всевышний может «сказать» ему: Я царь, а ты бунтарь, и не верноподданный, поскольку ты не очень тщательно выполняешь мои заповеди, и поэтому заслуживаешь смерти в этом году. Однако, человек, трубящий в шофар и провозглашающий о воцарении, понимает, что он подвергает свою жизнь опасности, и несмотря на это трубит и воцаряет — идёт на самопожертвование ради провозглашении о воцарении. Символом этого является выдыхание духа жизни, происходящего при трублении, символизирующее готовность умереть ради Всевышнего. Тем самым он заслуживает помилования, прощения и жизни. И поэтому мы просим Всевышнего вспомнить нам заслугу праотца Ицхака, который был готов пойти на жертвоприношение, потому что мы сами демонстрируем сейчас ту же готовность.
Доказательства
Итак, сказано в мишне (трактат Рош ашана 27): трубящий в яму — не выполняет заповедь, поскольку слышит эхо, а не звук шофара. Поясняется в геморе (Рош ашана 28), что именно если трубящий стоит снаружи ямы и трубит в яму, то в этом случае, поскольку слышит звук эха — не выполняет заповедь. Однако, если он сам стоит в яме, или трубит для находящихся в ней, тогда если они слышали звук шофара прежде, чем услышали отражённый звук — выполнили заповедь.
Здесь сказано, что даже сам трубящий, если не услышал звук шофара — не выполнил заповедь. Если заповедь слушать — понятно то, почему он не исполнил заповедь, он не услышал звук шофара, а звук эха. Однако, если заповедь трубить, то почему он не выполнил заповедь, ведь он сам трубил, чего еще не хватает? Есть «ахароним» — комментаторы последних поколений, кто отвечает на этот вопрос так. Несмотря на то, что основная часть заповеди — трубление, тем не менее, заповедь выполняется только при условии, что был услышан звук. Наподобие того, как мы находим прецедент этому в геморе (трактат Брахот 15) о заповеди чтения «Шма». Заповедь заключается в прочтении отрывка, и тем не менее, есть мнение, что если прочитал так тихо, что сам себя не слышал — заповедь не выполняется, поскольку не выполнено условие — человек себя не слышал.
И наоборот, сказано в мишне (трактат Рош ашана 29), что услышавший звук трубления в шофар от маленького ребёнка, освобождённого от заповеди — не выполняет заповедь шофара. Если заповедь трубить, тогда понятно, почему в этом случае заповедь не выполняется, ведь с помощью того, что я слушаю звук, я как будто сам трублю, то есть это моё трубление, однако в случае, когда трубил не обязанный в заповеди человек, получается, что я протрубил с помощью не обязанного в заповеди, и поэтому её не выполнил. Однако, если заповедь слушать трубление, то не понятно почему заповедь не выполняется, ведь взрослый, обязанный в заповеди человек услышал звук шофара, почему он не выполнил заповедь, разве чего-то не хватает? «Лвуш», в комментарии на Шулхан арух (п.589), и многие другие комментаторы ответили на этот вопрос, сказав, что точно также, когда человек слышит не звук шофара, а звук пластинки — не выполняет заповедь, также человек услышавший звук шофара, произведённый тем, кто в заповеди не обязан — он не слышит звук заповеди шофара, а другой звук. Хотя разница между звуком пластинки и нашей ситуацией очевидна: слушая звук пластинки, человек действительно слышал другой звук, здесь же звук физически был тем же, только произвёл его тот, кто освобождён от заповеди. И тем не менее, по мнению этих комментаторов, это другой звук — не звук заповеди шофара, и слушая его заповедь не выполняется. Наподобие того, как считает Рабейну Там (приведён Тосфотом, в трактате Гитин 45), что человек освобождённый от заповеди не может создать предмет для исполнения заповеди.
Еще написано в геморе (Рош ашана 29), что несмотря на то, что наполовину раб-наполовину освобождённый — обязан в заповеди из-за своей свободной части, тем не менее, не может вывести сам себя, поскольку в трублении участвует и его освобождённая от заповеди часть. Он должен послушать трубление от другого. И так написал Рамбам (законы Шофара 2:3), несмотря на то, что он считает, что заповедь слушать, а не трубить. Здесь возникает тот же вопрос, что и в предыдущем случае, если заповедь трубить, тогда понятно, почему он не может протрубить сам себе, ведь в трублении участвует всё его тело, также и его не обязанная в заповеди половина, и поэтому это не годится, но если заповедь слушать, то не понятно, чем мешает то, что звук трубления слушает его обязанная в заповеди половина, вместе с освобождённой от неё половиной? Ответ на этот вопрос может быть таким же, как и в предыдущем случае — если он трубит сам себе, он не производит заповедованный звук шофара, и соответственно слышит не его, а некий другой звук.
И еще не понятно сказанное в мишне (Рош ашана 27): если имел ввиду слушающий выполнить заповедь за счёт трубления трубящего, а трубящий не имел ввиду протрубить для него, и наоборот, если имел ввиду трубящий протрубить для слушающего, но слушающий не имел ввиду, что трубящий трубит для него — слушающий не выполняет заповедь, пока оба не будут намереваться, один протрубить для слушающего и вывести его своим трублением, а другой, что трубят для него, и он выходит в этом трублении. Всё это приведено и Рамбамом (законы Шофара 2:4). И здесь так же, по мнению того, кто считает, что заповедь в трублении, понятно зачем необходимо намерение трубящего вывести слущающего в трублении — так как он трубит для него, так что считается будто сам слушающий трубит. Однако по мнению Рамбама, считавшего, что заповедь в слушании, непонятно зачем вообще необходимо намерение трубящего, если слушающий и так намеревался выполнить заповедь?
Автор респонсов «Хелкат Йоав» (раздел «Орех Хаим», п.33) ответил на вопросы, поставленные выше на мнение Рамбама, другим образом. Он считает, что поскольку сказано в Торе «день трубления будет вам», то отсюда следует, что трубление должно быть «вашим», то есть принадлежать вам, каждому из вас — каждый должен трубить. Наподобие того, как из слов «и возьмите вам в первый день (праздника Суккот) плод дерева великолепный, ветку пальмы …» учится (в трактате Сукка 27), что эти четыре вида растений, которыми заповедовано потрясать в праздник Суккот, должны быть ваши, то принадлежать вам, а с помощью одолженного невозможно выполнить заповедь. Так же и здесь, трубление должно принадлежать вам. Поэтому, несмотря на то, что заповедь заключается в том, чтобы слушать звук шофара, тем не менее, есть условие в этой заповеди: каждый должен самостоятельно произвести звук трубления, и он не должен быть произведённым другим человеком. И вместе с тем, другой человек всё-таки может вывести в трублении, и протрубить за него, потому что он является посланником для совершения этого действия так, что засчитывается это действие пославшему его, как будто он сам совершил его. Но поскольку закон о посланнике предполагает, что только тот, кто сам обязан в заповеди может стать посланником для её исполнения, поэтому все, кто сам не обязан в заповеди трубления — не могут быть посланниками для произведения действия.
На это объяснение есть несколько замечаний. Во-первых, невозможно сравнить требование юридической принадлежности четырех видов растений, где требование заключается в том, чтобы они принадлежали исполняющему заповедь, и требованию физической принадлежности, то есть чтобы звук принадлежал, в смысле, был произведён самим исполняющим заповедь. Во-вторых, о четырёх видах растений, что они должны быть «вашими» — принадлежащими вам, пояснено в Талмуде, а о звуке шофара такого пояснения в Талмуде нет, а такой закон необходимо было бы сказать, если бы он существовал в действительности.
Есть комментаторы, которые из-за существования доводов подтверждающих как то, что заповедь в том, чтобы трубить, так и то, что заповедь в том, чтобы слушать, пришли к выводу о том, что у заповеди есть две части: трубление и слушание. Так считает «Шаагат Арье» (п.6), Беер амелех (ч.5, законы Шофара).
Кроме того, можно объяснить принципиально по-другому: комментаторы первых поколений не спорили о формулировке заповеди, и по всем мнениям суть заповеди в том, чтобы слушать, а произведение звука является действием и средством, посредством которого заповедь совершается. Спор же о том, какие слова произносят в благословлении. По мнению Рабейну Там необходимо сказать «на трубление шофара», так как трубление является окончанием заповеданного действия. Другие комментаторы считают, что в благословлении необходимо произнести слова «слушать голос шофара». Однако, этот спор не связан с определением заповеди, а лишь с тем, на что именно следует благословить. Рабейну Там считает, что на совершение действия — на трубление, поскольку слушание происходит само собой и никакого действия уже не совершается. То же, что написал Рабейну Там, что трубление является окончанием заповеданного действия, он не имел ввиду сказать, что это окончание заповеди, а окончание действия — других действий больше нет, так как слушание происходит, само собой. По мнению Рамбама, следует благословлять на суть заповеди — на слушание, а не на действие, так как оно не является сутью заповеди, а средством её исполнения.
Читайте на сайте обзор Трубление в шофар
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»