Темы: Дарование Торы, Заповеди, Вера, 10 Заповедей, Мордехай Кульвянский
«Я Г-сподь Б-г твой…» — первые слова Десяти Заповедей, записанных на Скрижалях Завета. За этими словами в форме прямых требований следует изложение ряда запретов и предписаний: запрет идолопоклонства, ложной клятвы, заповедь соблюдать Субботу и другие.
Слова «Я Г-сподь Б-г твой…» — звучат не как требование, а как сообщение. Вс-вышний, открываясь народу Израиля, представляет себя как Творца и господина всего сущего. Именно таков смысл его непроизносимого имени «йуд-гэй-вав-гэй», переводимого как Г-сподь. Последующие слова «Б-г твой» указывают на особое отношение Творца, освободившего евреев из египетского рабства для служения Ему, к народу Израиля.
Однако Рамбам (Маймонид) считает эти первые слова Первой заповедью, то есть речением Вс-вышнего, содержащим предписание. «Основа основ и начало мудрости, говорит он, — знать, что есть Первое Сущее, которое дает существование всему, что существует на небесах и на земле…и знать это заповедано, ибо сказано: “Я Г-сподь Б-г твой…”»
Безусловно соглашаясь с тем, что первые слова Десяти заповедей являются основой основ и началом мудрости Торы, многие комментаторы, однако, полагают, что вера в Творца не может быть заповедана по двум соображениям. Во-первых, знание или вера во что бы то ни было не зависит от воли человека и потому не может быть предметом заповеди. Во-вторых, по их мнению, Дающий заповедь не может заповедать признать Его Дающим заповедь. Как говорят мудрецы, царь не может издать указ о признании себя царем.
Соглашаясь с Рамбамом в том, что это заповедь, Рамбан (Нахманид) так объясняет ее смысл:
— Правильным будет считать «Я Г-сподь Б-г твой…» заповедью, как сказал Учитель (Рамбам). И есть у меня доказательство этому из слов мудрецов в Мехильте, в комментарии на вторую книгу Торы «Шмот»: «Почему Десять заповедей не сказаны в начале Торы? Потому что у человека, который пришел в страну и заявил ее жителям, что будет у них царем, непременно спросят: “Что ты сделал для нас, чтобы царствовать над нами?” В ответ он строит в этой стране дома, проводит воду, воюет за ее народ, а потом снова говорит: “Я буду царствовать над вами”. И ему отвечают: “Да”».
Так и Вс-вышний. Он вывел еврейский народ из Египта, рассек ради народа море, давал ему манн и воду в пустыне, защищал его от врагов, а потом сказал евреям: «Я буду царствовать над вами». И ему ответили: «Да». Таким ответом евреи признали над собой власть Вс-вышнего и обязались хранить Ему верность. Это и есть выполнение Первой заповеди, выраженной словами: «Я, Г-сподь Б-г твой».
Нетрудно заметить различие в трактовке Первой заповеди Рамбамом и Рамбаном. Рамбам говорит о знании или об убеждении, основанном на познании Творца, а Рамбан — прежде всего о признании и верности. Этим он устраняет первое возражение комментаторов, говоривших, что вера не зависит от воли человека, так как известно, что признание и верность относятся к сфере долга и зависят от воли человека.
В цитате из Мехильты, приведенной Рамбаном, есть ответ и на второе возражение, утверждающее, что Дающий заповедь не может назначить себя Дающим заповедь. По мнению мудрецов в Мехильте, обязанность служения Творцу возникает в первую очередь не из обращения Вс-вышнего к Израилю, а из принятия евреями того, что Он дает им. Дарованная Творцом жизнь и постоянная поддержка обязывает народ, обладающий таким достоинством как признательность, хранить верность Творцу.
Рав Иерухам Лейвович, духовный руководитель ешивы «Мир» в период между двумя мировыми войнами, излагая мнение Рамбана, говорил:
— Суть выхода из Египта в том, что (евреи) вышли из-под власти фараона и приняли на себя власть Вс-вышнего. «Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства». (Раши комментирует: это освобождение стоит того, чтобы вы служили Мне) … Ошибкой было бы считать, что целью выхода из Египта (и великих чудес, благодаря которым это произошло) являлось приобретение только веры… ибо смысл веры в том, чтобы она приводила к служению.
Несомненно, Рамбам согласился бы с тем, что сказал Рамбан, от первого до последнего слова. Признание над собой власти Вс-вышнего и обязательство служения Ему — первое и необходимое условие для всякого соблюдающего заповеди Торы. Но вряд ли он посчитал бы это достаточным. Также как служение Вс-вышнему требует познания Его воли, выраженной в Торе, так и все, что сказано в Торе о Вс-вышнем, требует правильного понимания.
Разумной части души присуще заблуждение, поэтому, как говорит Рамбам, «относится к ней понятие заповеди и греха, а именно — следование истине и отклонение от нее». Источник заблуждения души — различные побуждения и аффекты, присущие природе человека, поэтому следование истине требует постоянного усилия воли. Таким образом, познание Вс-вышнего является заповедью, а заблуждение в этом ведет к тому, что служение совершается не во Имя Вс-вышнего. Ибо, как говорит Рамбам, «вера — это не понятие, выражаемое словесно, а убеждение, созданное в душе».
Читайте: тема Запреты и предписания иудаизма
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»