Это рассуждение включает в себя три основных аспекта поиска путей обретения веры:
1. Любое явление следует постигать из развития заложенной в нем мудрости, причин и следствий. Так разум его легко воспринимает, и «С возрастом знание мудрецов Торы все более упрочается»[1]. Б-жественное Учение раскрывается перед ними благодаря последовательному постижению содержащейся в нем мудрости и воспринимается в виде цепочек причин и следствий. Это приближает мудреца к трепетному соблюдению и исполнению заповедей Торы, ибо, поняв суть явления, душа начинает к нему тяготеть, а телесные силы завершают необходимые деяния. Так происходит с восприятием зла, вводящим в заблуждение, — и тем более это относится к постижению добра, истинность которого подтверждается его первопричиной. Задумайтесь над тем, сколь это удивительно!
2. Для изучения любого явления следует сначала распознать его основу, из которой развивается заложенная в нем мудрость, и на ней возводить многочисленные логические построения.
3. Прежние искаженные впечатления накладывают свой отпечаток на все знание, которое человек получает в дальнейшем на протяжении всей своей жизни; и это происходит даже с величайшим мудрецом, если только тот не приложит множества усилий для их полного искоренения. В этом нас убеждает пример судьи, которому запрещено выслушивать истца в отсутствие ответчика. Как бы судья не старался быть объективным, в нем все же остаются всевозможные пристрастности, даже в вопросах, далеких от влияния страстей и жажды наживы. И причина этому — воздействие более ранних впечатлений. А что произойдет, если воспринятое прежде усугубится желанием наживы и бушеванием страстей? Это действительно будет ужасно[2]!
И вот, если человек хорошо поймет три основных аспекта этого рассуждения, он будет чрезвычайно потрясен. Горе нам в День Суда, горе нам в День Упрека, — ведь все поступки в этом мире мы совершаем под воздействием всевозможных внутренних пристрастностей! Это и имели в виду наши мудрецы, благословенной памяти: «Когда в будущем Всевышний станет упрекать каждого праведника согласно его личным качествам, кто сможет устоять перед Его укором?»[3] Выражение Мидраша — «согласно его личным качествам» — не очень понятно, но наш подход его хорошо разъясняет. Всевышний обращается к каждому праведнику с упреком, в точности соответствующим изначально дарованным ему качествам, свободным от воздействия впечатлений, заложенных дурным побуждением и его многочисленными посланниками, глубоко укоренившихся в его сердце, то есть скверных склонностей, приводящих к ошибкам в мышлении.
Поэтому мудрецы Талмуда сказали: «Тора сохраняется только в том, кто умерщвляет себя (свое приниженное естество) ради нее»[4]. Необходимо целиком и полностью искоренить воздействие на себя ранних искаженных впечатлений, и только так можно стать настоящим мудрецом, правильно и верно понимающим каждый закон Торы. Таким и должен быть судья, чтобы он мог выносить справедливые решения.
Итак, мы полностью убедились в том, что только постижение мудрости явления в виде цепочки причин и следствий будет постоянно придавать человеку сил и могущества, делая его «дерзким, как тигр и могучим, как лев — исполнить волю своего Отца, Который на Небесах»[5]. Лишь так можно обрести силу для трепетного и возвышенного служения и «изучения Торы, которое равноценно соблюдению всех заповедей»[6]. Мы привели некоторые примеры, привычные нам с самого детства, и увидели, что для совершения правильного действия необходимо как можно глубже понять суть происходящих событий, ведь даже малейшая ошибка уводит в сторону от ожидаемого результата. Тем более это относится к природе полностью духовного мира чудес. Нам следует обращать все свое внимание только на Того, Кто по лишь Ему известным причинам вложил в природу возможность чуда. Мы узнали, что, согласно путям мудрости, и природа чудесного, и человек, осуществляющий свои деяния, подчиняются только Б-жественным повелениям.
Этого достаточно, чтобы пробудить в людях желание трепетно исполнять заповеди Торы, сути которых не поняли философы народов мира и полностью отказались от их соблюдения, проявив тем самым ограниченность своего мышления. Нам следует гордиться тем, что даже самая заурядная личность в народе Израиля намного превосходит известных философов и с легкостью докажет несостоятельность их воззрений благодаря высшему знанию, дарованному нам Торой.
Теперь же рассмотрим развитие недугов души в виде цепочек причин и следствий, чтобы знать, как от них уберечься, — ведь даже самые великие в Израиле испытывали в этом преткновения. И Тора раскрывает нашему разуму как их распознавать и избегать.
Всем известно, что любая болезнь, как телесная, так и духовная, лечится ее же противоположностью. Например, черствый и жесткий человек может исцелить своею душу, развивая в себе милосердие. Если некто слишком нетерпелив, лечением для него будет стремление к умеренности. Но если человек не желает работать над собой, его болезнь с каждой секундой будет только осложняться. Испытывающий влечение к материальному должен лечить свою душу, развивая в себе безразличие к преходящим земным ценностям.
Мы разъяснили, сколь велика сила прежнего впечатления, даже если оно полностью свободно от влияния страстей. Оно влечет людей к злу, воздействуя на их души всей своей приземленной мощью. И кому по силам искоренить свои пристрастности? Для этого существует только один способ: устремляться от привычной крайности к ее полной противоположности. И вот, когда Первый человек согрешил, вкусив от плода Древа Познания добра и зла, Всевышний обязал его прилагать все свои силы, чтобы обеспечивать себя средствами к существованию, и тяжесть этого труда соответствует силе зла, укоренившегося в нем под воздействием ранних впечатлений: «В поте лица своего будешь есть хлеб…»[7] Это означает, что дурная природная склонность властвует над людьми. Поэтому необходимо воздействовать на каждую недостойную черту характера ее противоположностью, как в поступках, так и в мыслях. В поступках: не следует отводить материальному слишком много времени, чтобы из-за этого не пострадало служение Небесам. И уж тем более непозволительно тратить, упаси Б-г, на мирские дела время, отведенное для изучения Торы. Напротив, пребывая в спокойствии духа, надо посвятить этому все свое внимание. В мыслях: никогда не забывать, что к успеху в материальных делах ведут не усердие и старания, а исключительно чудо. И было бы заблуждением полагать, что результаты определяются нашими расчетами. Мы объяснили эту мысль, когда говорили о пророке Элише, который приложил свои уста к устам умершего ребенка, дабы вернуть его к жизни[8], что дает наглядное представление о том, как чудо облачается в одеяния природы[9].
И вот, это две полных противоположности в одном вопросе. Человеку следует тщательно продумывать ведение своих материальных дел, напрягать все силы, намечать различные планы, взвешивая на весах разума всевозможные варианты, — но при этом он должен понимать, что его успех — это исключительное чудо, лишь облаченное в одеяние природы. К этому нас ведет путь веры, ибо неслучайно нам заповедовала Тора: «И скажешь ты в сердце своем: сила моя и мощь моей руки принесли мне это богатство. Но помни Г-спода, Б-га твоего, ибо это Он дает тебе силу приобрести богатство»[10]. Этими словами Тора полностью подтверждает наше рассуждение. Отсюда следует, что все в жизни человека зависит от его видения картины мира — а кто сможет задержать полет мысли, приказав ей: остановись, дойдя до этой черты? И, подводя итог, мы скажем: чудо и законы природы тесно связаны между собой, но при этом одно не проникает в область другого даже на толщину волоска.
Вдумайтесь, мои ученые братья, насколько самозабвенно каждый в народе Израиля обязан служить своему Царю! Все должны следовать путем веры, что невозможно без постоянного и тяжкого труда.
Я полагаю, что данное рассуждение поможет понять слова наших мудрецов: «За то, что Йосеф обратился к главному виночерпию: “и вспомни обо мне”[11], ему были добавлены два года заключения в темнице»[12]. Мне всегда было непонятно: разве запрещено прибегать к возможностям, предоставляемым материальным миром, для решения поставленных перед собой задач? Ведь сказали мудрецы: «Может быть, человеку следует пребывать в покое и воздерживаться от любого деяния? Однако сказано в Торе[13]: дабы благословил тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком деле твоей руки, которое ты будешь делать[14]». Наш праотец Яаков тоже использовал законы природы для получения потомства овец нужной расцветки, поставив перед стадами скота прутья, сплетенные определенным образом, но при этом он обладал глубочайшей верой. И наше рассуждение делает это понятным. Действительно, очень трудно прийти к истинной вере, а уж тем более следовать ей в жизни. И только узрев мудрость в путях веры, человек понимает, где проходят границы между законами природы и чудом, чтобы они переплетались между собой и не разделялись, но при этом одно даже на толщину волоска не нарушало бы пределов другого. И, возможно, десять лет, проведенных в тюрьме, были для Йосефа столь невыносимы, что он — единственный раз в жизни — позволил природе лишь на толщину волоска проникнуть в область чуда, за что и был наказан двумя дополнительными годами заточения в темнице.
И теперь, мои ученые братья, задумайтесь, сколь велико служение, которого наш Б-г, Царь всего мира, ожидает от каждого в народе Израиля! На нас возложена задача, трудновыполнимая даже для самого великого человека! Почему же мы медлим и не укрепляем нашу веру, обращаясь к Торе и Мусару? Ведь мы должны научиться совмещать два противоположных принципа, как будто перед нами стоит задача «одновременно лечить укусы осы и скорпиона»: законы природы, которая не является чудом, и чудо, которое выходит за рамки природы. Каждый, кто осознает всю тяжесть этой работы, будет потрясен! Какая надежда остается человеку, в отчаянии опустившему свои руки? Разве найдется снадобье для излечения его болезни?!
И теперь, мои мыслящие и ученые братья, обратите внимание на следующее. Мы уже сказали, как велико воздействие ранних впечатлений, даже не связанных со страстями и желаниями, а тем более — если они пробуждают такие сильные чувства, как влечение к материальному, самым действенным образом влияющее на всю жизнь человека. Как тяжело искоренить искаженные прежние впечатления, в особенности если постоянные занятия человека усиливают в нем склонность к злу, подобно врачу, ежедневно практикующему болезненные способы лечения своих пациентов. Тора повелевает нам каждое мгновение преодолевать отрицательные склонности, дабы обрести противоположные им — положительные. И, конечно же, корыстному человеку не по силам противодействовать укоренившимся в нем прежним впечатлениям, которые с неумолимой настойчивостью изгоняют из его разума спасительную мысль о сосуществовании природы и чуда и возвращают его на привычную стезю, ведущую в никуда.
Обрести такое видение картины мира очень трудно, и если бы повеление об этом в явном виде не содержалось в Торе, мы бы посчитали, что оно по силам лишь небесным ангелам, — тогда как в действительности это возложено на каждого в Израиле. Однако единственная причина, по которой нам так сложно следовать данному пути, — это грех вкушения от плода Древа Познания добра и зла. Нам доступно некоторое понимание того, почему такое случилось и из-за чего эта задача возложена на нас для нашего же блага, однако не стоит продолжать это размышление и переходить на другие темы.
И вот, хотя это рассуждение о ведении материальных дел и может показаться несколько затянутым, в действительности оно предельно кратко, — ведь об этом следовало бы напоминать ежеминутно. Итак, мы приближаемся к важнейшим выводам о поведении человека в целом и о каждом его качестве в отдельности. На Святом языке духовное качество называется «מידה» — «размер», потому что строго соответствует уровню человека. Например, милосердие — это очень возвышенная черта характера, что всем известно и не нуждается в подтверждении. И все же царь Шауль — «избранник Г-спода»[15] — утратил право царствовать именно из-за своего чрезмерного милосердия. Гнев приводит ко многим грехам, и над тем, кому свойственен этот порок властвуют все виды Геинома. И все же мудрецы Талмуда сказали: «Изливай свой гнев на учеников»[16], из чего следует, что в определенных ситуациях это уместно и допустимо. Смирение — это крайне похвальное качество, но не в случае, когда праведник отступает перед нечестивцем: «Загрязненный родник и непригодный источник — праведник, пошатнувшийся перед злодеем»[17]. Нет большего зла на земле, чем вознесенность, подчиненная пороку; и человеку, полному недостатков, следует проявлять к этому нетерпимость, но никак не принимать в смирении. Необходимо следить, чтобы каждое свойство души соответствовало уровню человека, не превышало меру и не выходило за отведенные ему пределы, вне которых оно незамедлительно превращается в свою полную противоположность, как разъяснено выше. Не перечислить всех граней этого принципа, и в этом очень полезно глубокое знание мудрецов Мусара — знатоков человеческой души, — мои же представления об этом скудны и неполны. И вот, мудрость нашего учителя, благословенной памяти, позволяла «одновременно лечить укусы осы и скорпиона». Это я и имел в виду, говоря, что моя болезнь — это воздаяние мне по принципу «мера за меру», ибо я не смог точно определить границы сил своей души.
Вдумайтесь, сколь тяжело возложенное на нас служение, и да явит нам Всевышний чудеса Своей Торы!
[1] Киним, гл. 3.
[2] «Постижение Творца должно осуществляться через нашу святую душу, созданную по Б-жественному образу и подобию, и ее следует освящать Торой, заповедями и добрыми делами, отдаляться от преступления и всего отвратительного, — и тогда наши души будут нести в себе образ Б-га, и мы сможем увидеть славу Шехины и святость благословенного Б-га не через исследование, а непосредственно в своей душе». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 97).
[3] Берешит Рабба 93.
[4] Брахот 63б.
[5] Авот 5:20.
[6] Пеа 1:1.
[7] Берешит 3:19.
[8] Цари (I) 4:34.
[9] См. гл. 47 этой книги.
[10] Дварим 8:17-18.
[11] Берешит 40:14.
[12] Берешит Рабба 89:2.
[13] Сифри, гл. Ръэ.
[14] Дварим 14:29.
[15] Шмуэль (II) 21:6.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»