Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажа и покупка земли в Эрец-Исраэль оговорена законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, – в конце концов участки к ним возвращаются. Каждый седьмой год – это год шмиты, год отдыха земли, когда она не подвергается обработке, а плоды садов и виноградников принадлежат не хозяину, а всем в равной степени и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления. Каждый пятидесятый год – йовель – также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первым владельцам. Глава «Бехукотай» («Если по законам Моим будете поступать») развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

В главе Беар написано, что Б-г обещает: когда евреи будут соблюдать законы седьмого года (шмиты), Он пошлёт благословение: «А если скажете: “Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?”, Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит урожай на три года» (Ваикра 25:20-21). Звучит непонятно и странно: «Если вы спросите, что же мы будем есть, то Я пошлю Моё благословение». А если евреи ничего не будут спрашивать? Тогда Он благословения не пошлёт?

Сфорно объясняет это так: если евреи не спросят, понятно, что Всевышний пошлёт им благословение: урожай будет обычным, но этого будет вполне достаточно («Будет есть немного, и это прекрасно поддержит его организм»). Это благословение не «количественное», а «качественное». Если же люди не понимают, как обычный по количеству урожай сможет прокормить их в течение необычно долгого времени, сомневаются, то Всевышний снимет опасения и пошлёт «количественное» благословение. В этом случае никто не будет сомневаться в том, что зерна хватит.

Интересно, почему в Торе говорится о благословении именно в связи с соблюдением года шмиты? В исполнении каждой заповеди Всевышний помогает человеку. Сказано в Теилим 121:5: «…Г-сподь — твоя тень по правую руку от тебя». В соответствии с движениями человека движется и тень. Говорит мидраш: «Как твоя тень: ты ему улыбаешься — Он улыбается тебе, ты плачешь — Он плачет, ты Ему показываешь сердитое или приветливое лицо — так и Он показывает тебе. Б-г — твоя тень». Каково твоё отношение к заповедям Всевышнего, таково и отношение Б-га к тебе. Чем больше труда и самоотверженности требуется для выполнения заповеди, тем больше помощь от Б-га.

А соблюдать шмиту, когда основной доход — от земледелия, было очень трудно. Не напрасно мидраш называет человека, исполняющего заповедь седьмого года, гибор — «богатырь». Мидраш говорит: «Кто богатырь? Тот, кто соблюдает шмиту. Видит: пустует поле, пустует виноградник, и крепится, платит налоги и молчит — может ли быть герой сильнее его?»

Ведь чем больше самоотверженность при выполнении заповеди, тем больше помощь Всевышнего. Поэтому именно за соблюдение такой нелёгкой мицвы, как шмита, даётся особая помощь Б-га и особое обещание Торы.

Б-г ведёт себя по отношению к человеку так, как человек ведёт себя по отношению к Б-гу. Мы видели, что благословение может прийти к человеку двумя путями — «количественным» и «качественным». Это зависит от того, насколько человек полагается на Б-га. Соответственно этому приходит благословение. Если человек полностью полагается на Всевышнего — благословение приходит «качественное»: количество зерна остаётся неизменным, земледельцу не нужно вкладывать дополнительного труда в сбор урожая, не нужно строить новых хранилищ, и этого количества хватает на три года. Если же человек задаёт вопрос, но всё-таки выполняет заповедь, благословение ему посылают «количественное» — он должен будет больше трудиться, собирая урожай, строить дополнительные амбары и т.д.

Отношение Б-га к нам прямо соответствует нашему отношению к Нему и Его заповедям.

 

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»