Из цикла «Царица Суббота и ее подданные», темы: Александр Македонский, Злодей, Справедливость, Чтение для детей, Притчи, Рассказы, Жадность
Когда Александр Македонский завоевывал мир, попал он к одному африканскому племени, жившему на уединенном острове. Племя это никогда не воевало и не отнимало чужих земель. Великого полководца привели в шалаш вождя, и тот очень радушно принял гостя: поставил перед ним золотые финики, золотой инжир и лепешки из чистого золота.
— У вас едят золото? — спросил Александр.
— Нет, это специально для тебя, — ответил вождь. — Я уверен, что у вас в стране еды достаточно, так что за простой пищей ты не пришел бы, тебе, видать, золотая нужна, все завоеватели хотят золота.
— Не за золотом я сюда пришел, — сказал Александр. — Я хочу познакомиться с вашими обычаями и нравами.
— Так тому и быть, — сказал вождь. — Можешь посмотреть, какие у нас тут порядки. Видишь, вот пришли двое справедливости искать.
Первым приблизился к вождю тот, что был обижен:
— Великий вождь, купил я у этого человека кусок земли. Стал ее распахивать и нашел большой клад. Не мой он, я же покупал только землю. А бывший хозяин не хочет брать его обратно.
Тогда выступил обидчик:
— Совести у меня не меньше, чем у этого человека, и что хорошо, а что плохо, я понимаю не хуже его. Я продал ему землю вместе со всем, что к ней относится, значит, и клад отошел к нему.
Хорошенько все обдумал вождь и сказал, обращаясь к обиженному:
— У тебя, как я знаю, есть сын двадцати лет. Верно?
— Верно, — сказал тот.
— А у тебя, — обратился вождь к обидчику, — дочка лет шестнадцати. Так вот мое решение: пусть его сын женится на твоей дочери, и вы подарите им клад на свадьбу.
Крайне удивился Александр такому обороту дела:
— Какое странное решение ты принял! У нас в стране рассудили бы иначе.
— Тебе мой приговор показался несправедливым? — спросил вождь. — А как бы вы рассудили у себя в стране?
— По правде говоря, — ответил Александр, — я посадил бы обоих в темницу, отнял бы у них клад, и на эти деньги увеличил бы войско для новых завоеваний.
Хорошенько обдумал вождь его ответ, встал, сурово посмотрел на могущественного Александра и спросил:
— Над вашей страной сияет солнце?
— Конечно, — ответил тот. — Что за странный вопрос!
— А дожди идут, когда наступает их время?
— А как же! — сказал Александр, вконец озадаченный.
— Значит, у вас много домашних животных, которые пасутся на лугах, много зелени, много растений. Верно?
— Очень много. Всякого скота полно — и овец, и коров, и лошадей, — ответил Александр.
— Тогда все понятно, — сказал вождь. — Это для них, для невинных и безобидных животных, — и солнце, и дождь в той стране, где живут такие люди, как ты. Вы таких благ не заслуживаете.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»