Темы: Смысл жизни, Недельная глава, Грешник, Ваера, Хесед, Рав Бенцион Зильбер, Сдом
В нашей недельной главе рассказывается об уничтожении городов Сдома и Аморы. Всевышний пролил на них дождём серу и огонь, и они исчезли с лица земли. Там, где они были, сейчас находится Мёртвое море с очень высокой концентрацией соли.
За что Сдом был перевёрнут и уничтожен? Там совершалось множество преступлений, мы читаем о страшном разврате — части местного «гостеприимства». Но всё-таки основной причиной уничтожения стало не это. Говорит пророк Йехезкель (16, 49): «Вот в чём было беззаконие сестры твоей, Сдом: гордость, пресыщение хлебом, спокойствие было (свойственно) ей и дочерям её, и руки бедного и нищего она не поддерживала». Т.е. основной причиной уничтожения Сдома стало то, что там не помогали нуждающимся.
Мидраш говорит, что в Сдоме в законодательном порядке было запрещено помогать нуждающимся. Возникает вопрос: мы знаем, что Б-г дал всему человечеству семь заповедей — не убивать, не грабить, не поклоняться идолам и т.д. Повеление оказывать помощь нуждающимся, проявлять милосердие в число этих заповедей не входит!
Так за что же Сдому полагалось уничтожение? Чтобы дать ответ, приведём пример из жизни.
Одной маме многодетной семьи требовалась помощница, которая снимет с неё часть хозяйственных забот. Она наняла женщину, которая прекрасно справлялась с работой: быстро и качественно управлялась с текущей уборкой, стиркой, глажением, мытьём окон, экономно расходовала моющие и чистящие средства, аккуратно обращалась с бытовой техникой, кроме того, готовила вкуснейшие обеды и не отказывалась от мелких поручений. В доме воцарились чистота и уют. Всё убрано, всё блестит, всё сварено…
Но через некоторое время хозяйка замечает, что одно из её украшений пропало. И есть веские причины полагать, что в этом виновата домработница. Хозяйка начинает думать, что делать: с одной стороны, помощница прекрасно справляется с работой по хозяйству. С другой — обоснованное подозрение в воровстве… Может быть, следует на первый раз предупредить её? Может быть, уволить? А может быть, поместить все украшения в сейф, чтобы у домработницы не было к ним доступа? У такой помощницы по дому есть свои плюсы и свои минусы.
А представьте себе другую ситуацию. Хозяйка приглашает помощницу по дому. Приходит тихая, милая женщина, спокойно садится на стул, достаёт пачку газет, спокойно читает их с 11:00 до 17:00 и спокойно уходит. Ни о каком подозрении в воровстве и речи нет. Как вам кажется, хозяйка будет долго думать, оставить её или нет? Не о чем и думать: зачем ей нужна домработница, от которой никакой пользы?
Написано: «Мир милосердием строится…» (Тэилим 89, 3). Другими словами, весь мир существует благодаря тому, что люди делают добро друг другу. Есть народы, которые нарушают предписанные им законы: грабят, поклоняются идолам, не избегают разврата и т.д. Это преступления, и Б-г за это наказывает. Но, как правило, в каждой цивилизации существуют принципы и обычаи помощи ближнему.
Общество же, которое совершенно не делает добра и даже поставило добро вне закона, законодательно запретив помощь нуждающимся, как жители Сдома и Аморы, чуждо самой основе этого мира и теряет таким образом духовный корень своего существования. Уничтожение этих городов — даже не наказание. А просто: такое общество выпадает из мироздания, как что-то лишнее.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»