Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжая свою напутственную речь, Моше-рабейну призывает евреев скрупулезно исполнять даже «мелкие» заповеди, которыми часто пренебрегают, и обещает им в награду национальное благоденствие. Завоевание страны Ханаан, продолжает Моше, будет проходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы опустевшую территорию не заняли дикие животные и у сынов Израиля было достаточно времени для ее организованного заселения

В нашей главе Экев Моше говорит о том, что Б-г хочет от еврейского народа: «А теперь, Израиль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего, чтобы следовать всем путям Его и чтобы любить Его, и чтобы служить Господу, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею. Чтобы соблюдать заповеди Господа и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне для твоего же блага» (Дварим 10, 12-13). Здесь упоминаются две духовные основы служения Б-гу — страх перед Б-гом и любовь к Нему. Для полноценного служения обязательно нужны обе основы — любовь к Б-гу и страх перед Ним.

Поговорим о страхе перед Б-гом. Что это означает? Известно, что есть два различных уровня страха. Есть страх наказания. Это значит, что человек знает и ощущает, что Б-г правит миром и за нарушение Его воли раньше или позже неминуемо придёт расплата. Второй уровень — человек ощущает везде и всегда присутствие Б-га — и как можно в Его присутствии вести себя недостойно?! Вопрос даже не в наказании, но — как можно так себя вести в Его присутствии?! Это глубокое внутреннее ощущение уважения к Б-гу и трепета перед Ним.

Чтобы достичь первого уровня, человек должен знать о Б-ге, о том, что Он руководит миром, знает все, что происходит, и есть награда за исполнение Его воли и наказание за её нарушение, и размышлять об этом до тех пор, пока не начнёт ощущать это и жить этим. Для достижения второго уровня — трепета, благоговения перед Б-гом — требуется, конечно, намного больше работы над собой.

Безусловно, любовь — высокая духовная основа, она выше, чем страх, но её одной недостаточно. Трепет перед Всевышним — выше, чем страх наказания. Но и страх перед наказанием — очень важная основа, стержень, который держит человека, охраняет его в любой ситуации. В испытаниях человека «держит» именно страх: «Как можно нарушить приказ?!» В любви бывают перепады — человек в какие-то периоды любит больше, в какие-то — меньше, а в момент испытания может вовсе не ощущать любви. А страх — более внутреннее чувство, которое никогда не пропадает.

В книге о рабби Моше Файнштейне зацал рассказывается, как он относился к соблюдению Закона: всё, что установлено Торой и мудрецами, было для него непосредственной реальностью. Однажды на многолюдном собрании Рав Файнштейн пробирался к выходу, чтобы встретиться с несколькими раввинами, и неожиданно остановился. Перед ним стоял человек, погруженный в чтение молитвы Амида (нельзя проходить перед тем, кто читает эту молитву). Другого пути к двери не было. Прошло немало времени, а человек все молился. Спутник Рава Файнштейна напомнил, что время уже позднее. «Что можно сделать? — ответил Рав Файнштейн. — Ведь передо мной стена!» Для Рава Моше Файнштейна нарушить запрет было так же невозможно, как пройти сквозь стену.

Рассказывают о Раве Исраэле-Яакове Каневском зацал: однажды он собирался выпить чаю, поднес уже стакан ко рту, но кто-то из семьи заметил, что в чай попали мошки. Рав ужаснулся и поблагодарил того, кто уберег его от нарушения. И на следующее утро сказал, что ночью не мог заснуть от страха: что было бы, если бы его не предупредили. Ведь тогда он обязательно нарушил бы Закон! У разных людей разные уровни благоговения перед Б-гом. Поднять наш уровень — в наших возможностях.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»