Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ушла из жизни учительница р. Бенциона Зильбера, помогавшая семье Зильбер соблюдать Шабат в Советском Союзе

В субботу 2 Ава (вечером 2 августа) ушла из жизни Мария Яковлевна Розой, учительница, которая в Казани помогала нашей семье соблюдать Шабат. Я учился у нее в третьем и четвертом классах — 57-59 годы. Согласившись принять в школу ребенка, который будет пропускать каждую субботу, она серьезно рисковала: если бы это стало известно, она, как минимум, лишилась бы работы.

Вот что о ней пишет мой отец рав Ицхак Зильбер («Чтобы ты остался евреем», с. 227-228):

«Когда сыну исполнилось восемь, я стал искать школу, где бы “не замечали” его пропусков в субботу. Нашел. И мы всей семьей молились, чтобы его туда приняли. С учительницей всё было договорено… Но директор? Но Гороно? Детям полагалось учиться в школах по месту жительства, а мы мало того, что просились не в свой район, так еще хотели попасть сразу в третий класс, где преподавала “наша” учительница Мария Яковлевна Розой. Читать и считать по-русски Бенцион умел, а вот писать — нет. Но Марию Яковлевну это не пугало…

Мы обратились к директору школы с просьбой принять “развитого любознательного мальчика” сразу в третий класс. Директор проверил Бенциона. Как сейчас помню, Бенциона попросили умножить одиннадцать на одиннадцать, и он с этим справился. А согласие учительницы принять мальчика к себе в класс довершило дело. Мы пошли в Гороно, и там решение утвердили».

Когда был напечатан фельетон «Кто же они?» о нашей семье, были упомянуты — с осуждением — обе учительницы: учительница моей сестры Сары Берта Моисеевна и моя учительница Мария Яковлевна. Но интересно, что они обе, слава Б-гу, не пострадали. Берта Моисеевна часто болела и пропускала, и она сказала: «Я пропускала часто и не обратила внимания, когда девочка отсутствует, а во внутренний мир девочки я не входила». А с Марьей Яковлевной получилось по-другому. Как раз в ту зиму она упала, сломала ногу и долгое время не была в школе. Когда она вернулась на работу, уже все забыли о фельетоне. Так получилось, что они обе не пострадали.

После перестройки отец был в Казани, он получил там адрес Марии Яковлевны, мы переписывались и прислали ей вызов. Она приехала в Израиль, мы поддерживали связь, я навещал ее время от времени.

Пусть будет благословенна ее память…


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.