Темы: Йеуда, Ваехи, Недельная глава, Еврейские качества, Рав Бенцион Зильбер, Цари Израиля
Благословляя Иеуду перед смертью, Яаков говорит ему: «…тебя восхвалят братья твои!.. Поклонятся тебе сыны твоего отца»(Берешит, 49:8). Что это значит — очевидно. Иеуда будет главным среди братьев, все братья признают его первенство. Завершая благословение, Яаков говорит: «Не отойдет скипетр [власти] от Иеуды и предписание закона от потомков его, пока не придет Шило», т.е. Машиах (Берешит, 49:10). «Не отойдет скипетр [власти] от Иеуды» — цари Израиля будут происходить из колена Иеуды, от потомка Иеуды царя Давида и далее, до глав еврейского народа в изгнании, в Вавилоне, и до прихода Машиаха, царя-помазанника. «Не отойдет… предписание закона от потомков его» — из колена Иеуды произойдут и еврейские мудрецы, которые облечены духовной властью над сынами Израиля. Это тоже понятно. Но вот почему Иеуда удостаивается столь высокого статуса — это менее понятно. За что Иеуда получает власть, становится родоначальником царской династии и мудрецов Израиля?
На этот счет существует несколько мнений. Одно из них опирается на слова Яакова в стихе: «Молодой лев Иеуда, от растерзания, сын мой, ты устранился» (49:9). Что это значит? Какой поступок Иеуды здесь подразумевается?
Мы знаем, что братья приговорили Иосефа к смерти за, как им казалось, стремление узурпировать власть в семье и тем помешать созданию еврейского народа. Иеуда не дал осуществиться этому приговору. Не споря с братьями и не вступая с ними в открытый конфликт, он сказал: что нам пользы от этого убийства? Мы судили Иосефа, мы приговорили его к смерти, но ведь нам придется скрыть его кровь. А суд, который не берет на себя ответственности за выполнение своего приговора, не может быть судом. Так что, если мы можем достичь той же цели (разрушить «козни» Иосефа), не убивая, то лучше не убивать, а продать его в рабство. Так Иеуда спасает жизнь Иосефу.
По другому мнению, поступок Иеуды, который делает его достойным трона, — это эпизод с Биньямином. Когда Иосеф требует отдать ему в рабы Биньямина (см. предыдущую главу — «Ваигаш»), Иеуда предлагает себя в рабы вместо младшего брата. Иеуда немолод, ему уже за сорок, рабство, которое ему предстоит, это рабство пожизненное. Лишаясь свободы, Иеуда оставляет без помощи и руководства свою большую семью, расстается с любимыми людьми. Но он полон решимости сделать этот нелегкий шаг.
Есть мнение, что Иеуда удостоился чести стать основателем царской династии за его поступок с его невесткой Тамар. Тамар, вдова одного из сыновей Иеуды, вышла замуж за другого его сына и также овдовела. Детей у нее не было, Иеуда обещал взять ее в жены третьему сыну, но не выполнил обещания. Встретив Тамар на перекрестке дорог (где Тамар оказалась не случайно), не узнав ее и приняв за блудницу, Иеуда отправился к ней. Тамар забеременела, и об этом все заговорили. Иеуда, глава колена, человек очень высокого общественного положения, публично признал себя отцом будущего ребенка.
Итак, причины были. Возникает вопрос: можно ли считать, что Иеуда получает право на царствование в награду за эти поступки или за один из этих поступков? И если в награду, то почему именно такую? В одной из своих бесед с ешиботниками «Мира» этот вопрос задал рав Хаим Шмулевич.
Год назад, говоря о благословении, полученном Шимоном и Леви, мы отмечали: о душевных качествах человека мы узнаем по его поступкам.
Отвечая на свой вопрос, рав Хаим Шмулевич говорит: царский трон для Иеуды — не просто награда за доброе дело. Мудрецы ссылаются на его поступки не потому, что он сделал что-то хорошее и тем заслужил награду. Они ссылаются на его поступки потому, что проявленные Иеудой при этом качества соответствуют тому, что требуется от человека, стоящего во главе других людей.
Нет для человека ответственности большей, чем ответственность руководителя. Он отвечает за благополучие всех вместе и каждого в отдельности, за каждое слово, которое он произносит или не произносит, за каждое решение что-то предпринять или чего-то не предпринимать. В эпизоде, связанном с Иосефом, Иеуда проявляет безупречное чувство ответственности. Таким образом, по мнению, которое ссылается на этот эпизод, чувство ответственности — основное качество, необходимое руководителю.
По мнению, опирающемуся на эпизод с Биньямином, качества, которые делают Иеуду пригодным для роли лидера, — это самоотверженность, полное отсутствие себялюбия. Иеуда дал отцу гарантию за Биньямина и готов платить за свои гарантии.
И, наконец, мудрецы Талмуда, ссылающиеся на эпизод с Тамар, считают качеством, необходимым для руководителя, способность признавать свои ошибки, брать на себя ответственность за них. Помню, как рав Хаим Шмулевич говорил: мужество руководителя состоит в том, чтобы признать свою ошибку и исправить ее.
Почему это так важно? Потому что человеку, не обладающему таким мужеством, приходится, скрывая «исходную» ошибку, совершать для этого следующий неверный поступок, за ним — следующий, и так далее. И вся его деятельность превращается в нагромождение ошибок. Это справедливо для любого человека, но в случае, когда так действует руководитель, за его малодушие расплачивается все общество.
Можно сказать, что если совершенство Всевышнего состоит в том, что Он не делает ошибок, то совершенство человека состоит в том, что он способен их осознать. Быть руководителем не значит властно утверждать личное превосходство, убедительно говорить с трибуны или эффектно позировать перед объективом. Руководить может только тот, кто способен взять на себя ответственность, признавать свои ошибки и исправлять их.
В сущности, все приведенные выше эпизоды демонстрируют различные аспекты чувства ответственности, которым Иеуда обладает в полной мере. Вот почему его колено получает навеки царский скипетр, от Иеуды происходит царь Давид и в будущем произойдет Машиах.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.