Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В субботу на этой неделе будут читать главу Ваелех. Речь Моше перед еврейским народом, произнесенная им на сороковом году пребывания евреев в Синайской пустыне и продолжавшаяся месяц и неделю, подходит к концу. Слова, приведенные в главе Ваелех («И пошел»), Моше произнес в последний день жизни, седьмого адара. Б-г является Моше и Йеошуа и велит Моше записать в Тору песнь о сынах Израиля и научить ей евреев (сама песнь приводится в следующей главе — Аазину). На следующей неделе будет Йом-Кипур — наиболее святой день у еврейского народа. В этот день запрещено делать работу, как в шабат, и в этот день мы постимся: не едим и не пьем.

Возможность тшувы — дар Всевышнего человеку. Удивительная возможность полного обновления существует только в духовном мире. Вообразите, что вы разбили прекрасный хрустальный кубок. Вы глубоко сожалеете об этом. Вы говорите: всем сердцем я раскаиваюсь в том, что сделал, и впредь беру на себя обязательство всегда быть очень осторожным. Превратятся ли осколки снова в кубок? А дурной поступок, в котором человек раскаивается, стирается из «истории» его души так, как будто его никогда не было. Рав Эльхонон Вассерман зацал задал интересный вопрос. Если тшува — возможность исправить дурные действия — это особый подарок Б-га, то как понять гемару в Кидушин 40 б, где сказано: если человек совершал мицвот, а потом говорит: «Как жалко, что я это делал. Зачем мне понадобилось это делать?», он теряет свои заслуги за эти добрые дела. Это уже определённо мера Правосудия, а не подарок от Б-га. Почему же возможность тшувы — это именно подарок Б-га? Почему с нарушениями это не работает так же: если человек сожалеет о нарушениях, которые совершил, он теряет свою связь с ними?

Мне кажется, что можно ответить на это очень простым и ясным примером. Давайте сравним это с материальными приобретениями человека. Он трудился, заработал большие деньги, выстроил красивый дом, купил хорошую машину, красивую мебель и т.д. И в один прекрасный момент этот человек говорит: он не хочет иметь никакого отношения к своему имуществу! Он может объявить его ничейным, имеет полное право на это. То же самое и с духовными приобретениями: человек, который сожалеет о совершённых им добрых делах, теряет свою связь с ними. По-видимому, его добрые дела не «теряются», а переходят в общую копилку еврейского народа. А он лично теряет своё право на них. А нарушения можно уподобить чему-то совсем другому... Человек крушил всё вокруг, бил окна, ломал мебель, взрывал машины, поджигал и разрушал, набирал ссуды в банке и у частных лиц и т.д. В один прекрасный день он заявит: я не хочу иметь никакого отношения к ущербу, который причинил, и к долгам, которые набрал! Естественно, никто серьёзно к такому заявлению не отнесётся. Ущерб надо возмещать, а долги возвращать…

То же самое — и с нарушениями, которые человек совершает в духовной сфере. Согласно мере Правосудия, прошлое невозможно исправить. Особый подарок Б-га — что Он принимает наше исправление — сожаление о прошлом и решение не поступать так в будущем. Б-г засчитывает нам «аннулирование» желания как «аннулирование» самого действия! Мы сейчас находимся в середине особого периода — десяти дней, отделяющих Рош а-Шана от Йом-Кипура. Это десять дней возвращения к Б-гу. В эти дни Б-г особенно близок к нам. Исправление лучше принимается в эти дни. Да в эти дни есть и особая сила, особый потенциал исправления, особая духовная атмосфера в мире, помогающая нам исправить и изменить свои действия. Намного большей особой силой обладает Йом-Кипур. Это ощущают даже евреи, далёкие от соблюдения мицвот. Большинство евреев Израиля постятся в Йом-Кипур, на дорогах не видно машин. Сила этого дня — изменение и исправление. Как замечательно каждый из нас может её использовать!

Рассказывают, когда основывали поселение Петах-Тиква (в 1878 году; оно было основано богобоязненными евреями), территорию приобрели следующим образом. Карт и чёткого размежевания не было, поэтому договорились так. Араб, тогдашний владелец этой земли, сказал: за сумму, которую я получаю, ты приобретаешь участок земли, который сможешь обойти, начиная с раннего утра и до захода солнца. Рав Йеошуа Штемпфер — покупатель — в тот день помолился очень рано и отправился в путь с восходом солнца. Араб-продавец ехал рядом на осле. Рав быстро шагал, дорог там не было, он шел по пересеченной местности, поднимался на холмы, спускался в овраги, продирался через кусты и т.д. Солнце нещадно палило, пот заливал глаза, но рав не останавливался ни на секунду. А он тогда был уже немолодым человеком. Люди пытались с ним заговорить, но он не отвечал. Продавец устал и попросил остановиться передохнуть, но рав не ответил и ему. Когда солнце уже заходило, рав из последних сил побежал и с заходом солнца упал в обморок от усталости. Вся эта терр итория перешла к нему и ко всему поселению Петах-Тиква…

Поучимся у этого человека, как использовать оставшиеся нам дни и сам особый день — Йом-Кипур.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.