1 мая 2018 года, темы: Политика, СМИ, Искусство, Конфликты, Арабо-израильский конфликт, Мирьям Нирман
В тот самый вечер, когда государство Израиль отмечало свое семидесятилетие, Натали Портман — голливудская звезда, рожденная в Израиле, объявила, что отказывается принять так называемую «Еврейскую Нобелевскую премию». «Берешит» («Genesis») — одна из самых престижных премий, которую государство Израиль ежегодно присуждает людям, получившим мировое признание и «воплощающим характер еврейского народа», за выдающиеся достижения в различных профессиональных областях, науке и искусстве.
Цель учреждения премии — способствовать укреплению национального самосознания миллионов молодых евреев во всем мире, которые, быстро ассимилируясь, теряют связь со своим народом и его бесценным наследием. Она была учреждена Михаилом Фридманом и рядом других российских евреев-бизнесменов при участии премьер-министра Израиля и Еврейского агентства. Первоначально финансовая часть премии составляла один миллион долларов, в нынешнем году она составила два миллиона. По традиции эти деньги передаются на благотворительные нужды от имени лауреата.
Премия «Берешит» была присуждена Натали Портман в ноябре прошлого года. Церемония вручения была намечена на июнь. Позднее актриса заявила, что недавние события в Израиле «заставили ее пересмотреть» свое решение и она больше не хочет приезжать в Израиль — страну, где родилась, — для получения премии. Не вдаваясь в детали, она, тем не менее, ясно дала понять, что не может «с чистой совестью» принять эту награду.
Официальные лица связывают поступок Н. Портман с последними событиями в Газе. Ее решение было поддержано антиизраильским движением BDS, цель которого — добиться международного бойкота Израиля, чтобы положить таким образом конец «израильскому апартеиду и колониализму». В ответ на это учредители фонда объявили об отмене церемонии и о том, что актриса не сможет влиять на распределение двух миллионов долларов, которые будут использованы для поддержки женских правозащитных организаций Израиля.
Министр культуры и спорта Израиля Мири Регев осудила решение Н. Портман отказаться от награды из политических соображений и отметила, что BDS повлияло на ее выбор. «Было грустно узнать, что Натали Портман упала как спелый плод в руки сторонников BDS. Натали — еврейка, рожденная в Израиле, — теперь с теми, кто называет успех и чудо возрождения Израиля “историей о мраке и тьме”». Мири Регев перефразировала название фильма «История о любви и тьме», поставленного Н. Портман в 2015 году. Этот фильм — экранизация романа Амоса Оза — снимался в Израиле и на иврите…
Лидеры BDS с радостью объяснили решение Портман ее возмущением тем, как Израиль обошелся с группой террористов, устраивавших провокации на границе.
Портман разъяснила свое высказывание в пятницу, заявив: «Мое решение не принимать участия в церемонии награждения было неверно интерпретировано. Позвольте мне говорить за себя: решение не участвовать в церемонии было связано с тем, что я не хочу, чтобы во мне видели сторонницу Биньямина Нэтаниягу, который должен был выступать на церемонии. Точно так же я не участвую в движении BDS и не поддерживаю его».
Однако ущерб уже нанесен: PAСBI — академическое и «культурное» ответвление BDS — получило возможность заявить: «Десятилетия вопиющего нарушения прав человека в отношении палестинских граждан и недавняя резня мирно протестующих граждан в Газе сделал бренд Израиля настолько токсичным, что даже такие известные израильско-американские деятели культуры, как Натали Портман, теперь отказываются культурно замазывать и обелять преступления Израиля и его политику апартеида».
Натали Портман, которая получила эту премию как выдающаяся актриса и человек, приверженный еврейским ценностям и воплощающий еврейский характер, только навлекла на себя позор. Никто не требует от нее полного принятия всех действий Израиля, ей разрешено чувствовать, что Израиль не совершенен. Но это не причина принимать решения, которые на руку врагам еврейского государства и расцениваются многими как отказ от своей страны.
Одним из предыдущих лауреатов премии Берешит был скрипач Ицхак Перлман. Он умеет справляться с «несовершенствами этого мира» иначе, чем Портман…
Рассказывают о его концерте 18 ноября 1995 года на сцене Avery Fisher Hall в Нью-Йoрке:
Аудитория сидела тихо, когда Перлман, перенесший в детстве полиомиелит, медленно шел по сцене на костылях и с шинами на ногах. Во время выступления что-то пошло не так. После нескольких взмахов смычка одна из струн со звоном лопнула. Все понимали, что, скорее всего, ему придется встать, взять костыли и, хромая, отправиться за другой скрипкой или новой струной.
Но он этого не сделал. Он закрыл глаза и сделал знак дирижеру продолжать играть. Оркестр начал с того места, где остановился. А скрипач играл в этот вечер с необыкновенной страстью, силой и чистотой. Невозможно исполнять симфоническое произведение только с тремя струнами, но в тот вечер Ицхак Перлман отказался это признавать. Было видно, как он модулирует, меняет исполнение «в голове». Казалась, что он перенастраивает струны, чтобы извлечь новые звуки, которые они никогда не издавали раньше.
Когда он закончил исполнение, вацарилась гробовая тишина. Затем весь зал встал, все начали аплодировать, подбадривать его, кричать, показывая, кто как может, как высоко они оценили то, что увидели сегодня. А скрипач, улыбнувшись, вытер пот со лба, попросил о тишине и сказал — не гордо, но тихо и задумчиво: «Вы знаете, задача артиста иногда состоит в том, чтобы определить, сколько музыки ты все еще можешь извлечь из того, что у тебя осталось».
Ицхак Перлман великолепно справился с «несовершенством». И это послание мастера всем нам. Натали Портман увидела то, что сочла несовершенством своей страны, и выбрала унизительный, разрушительный для себя способ реагировать…
И ее реакция свидетельствует о том, что эта премия — не для нее, еще больше, чем ее отказ от премии…
Бенджамин Блех, сайт Эйш а-Тора, переводчик Мириам Нирман
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.