Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Джино Бартали — один из величайших велогонщиков всех времен и народов. Слава пришла к нему в 30-е годы. В Италии распространялся фашизм, и Джино оказался перед выбором: встать на путь популизма и антисемитизма или сопротивляться. Он выбрал сопротивление. О его деятельности по спасению евреев в годы Второй мировой войны стало известно не так давно.

Джино Бартали родился в 1914 году в бедной деревушке возле Флоренции. На свой первый велосипед накопил в 11 лет — чтобы ездить на нем в школу. С тех пор велоспорт стал его призванием. Бартали перешёл в профессионалы в 1935 году и неоднократно выигрывал самые престижные велогонки, включая Джиро д`Италия и Тур де Франс.

После победы на Тур де Франс в 1938 году Итальянская федерация велоспорта пыталась повлиять на Джино, чтобы он посвятил свою победу режиму Муссолини, но несмотря на огромное давление Бартали отказался. В отместку Муссолини отказался чествовать победителя по возвращении в Италию.

В том же году в Италии по примеру Германии вводят ряд антисемитских законов. Евреев начинают исключать из школ и университетов, лишать должностей, отбирать имущество, ограничивают их свободу передвижения. И, в конце концов, начинаются аресты и подготовка к депортации. Некоторые итальянцы приветствовали официальный антисемитизм, но многие встали на путь сопротивления. В 1942 году Геббельс жаловался, что итальянцы не проявляют должного рвения, проводя в жизнь антисемитские законы.

В 1943 году немецкие войска оккупировали Италию и начались настоящие погромы и депортация в концлагеря. Но даже перед лицом опасности многие итальянцы были готовы помочь евреям. 80% итальянских евреев пережили войну, часто — благодаря помощи друзей и соседей. Бартали был из тех, кто не остался в стороне. В своей квартире во Флоренции он все годы войны прятал и помогал содержать еврейскую семью.

Одним из членов этой семьи был Шломо Голденберг-Паз. Его отец, Джакомо, был дружен с Армандо Сицци, который приходился Бартали родственником. В 1941 году, когда Шломо было всего 9 лет, ему довелось присутствовать при встрече отца с Бартали и Сицци. Шломо был слишком мал, чтобы понимать, о чем шла речь, но хорошо помнит, что Бартали тогда подписал ему на память фотографию. Эту фотографию он бережно хранит по сей день. В 1943 году, когда евреев начали отправлять в лагеря, семья Голденбергов нашла убежище в квартире Бартали, где в то время жил и Сицци. Это были страшные годы. «Укрывая нас, он подвергал опасности свою жизнь», — вспоминает Шломо.

Благодаря героизму двух религиозных лидеров — раби Натана Кассуто и кардинала Элиа Далла Коста — во Флоренции действовала подпольная организация по спасению евреев. Далла Коста укрывал евреев в своём кардинальском дворце, писал настоятелям монастырей, убеждая их принять у себя еврейские семьи. Даже после того, как несколько подпольщиков были арестованы, он продолжал, рискуя жизнью, спасать обречённых. Раби Кассуто погиб в Освенциме в 1945 году. Кардинал Далла Коста пережил войну. В 2012 году Яд ва-Шем признал его Праведником народов мира.

Далла Коста когда-то венчал родителей Бартали. В 1943 он предложил молодому чемпиону принять участие в деятельности Сопротивления. В обязанности Джино входила доставка поддельных документов для евреев, укрывавшихся по всей Италии. Под предлогом интенсивных тренировок он «наматывал» сотни километров по холмам в любую погоду, доставляя спасительные визы, паспорта и удостоверения, спрятанные в трубках и под сидением его велосипеда. Несколько раз немецкие патрули останавливали Джино, но он каждый раз объяснял, что готовится к соревнованиям и просил не трогать велосипед, поскольку машина, якобы, отрегулирована особым образом для достижения максимальной скорости.

В 1944 году велогонки были отменены и Джино стало сложнее объяснять свои поездки. В июле этого года он был арестован во Флоренции тайной полицией. К счастью, один из инквизиторов оказался бывшим армейским командиром Джино и его быстро отпустили, но некоторое время ему пришлось скрываться и пользоваться поддельными документами. Многие евреи обязаны жизнью Джино Бартали.

После войны Джино вернулся к соревнованиям и снова выиграл на Джиро д`Италия и Тур де Франс, подтвердив репутацию величайшего велогонщика всех времён. Сын Бартали Андреа вспоминает, что отец почти никогда не рассказывал о своей работе в Сопротивлении, разве что в кругу семьи. Сыну он объяснил это так: «Помогай людям, но не бахвалься этим, не ищи себе выгоды за счёт несчастья других». Он не считал себя героем: «Герои — те, кто по-настоящему страдал. А я всего лишь велогонщик». Джино неохотно давал интервью, и единственным человеком, с которым он согласился встретиться, чтобы рассказать о своей курьерской деятельности в годы войны, была Шошана Эврон, дочь раби Кассуто.

Шошана попросила о встрече от имени еврейской исторической организации Милана. Бартали был очень растроган разговором с ней и согласился рассказать обо всем, что ему известно о работе подпольной сети по спасению евреев. Его единственным условием было — не записывать интервью. Только после смерти Бартали в 2000 году миру стало известно о его героизме в годы войны. В 2013 Яд ва-Шем признал Джино Бартали Праведником народов мира.

Иветт Миллер, сайт «Эйш а-Тора»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»