Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Джино Бартали — один из величайших велогонщиков всех времен и народов. Слава пришла к нему в 30-е годы. В Италии распространялся фашизм, и Джино оказался перед выбором: встать на путь популизма и антисемитизма или сопротивляться. Он выбрал сопротивление. О его деятельности по спасению евреев в годы Второй мировой войны стало известно не так давно.

Джино Бартали родился в 1914 году в бедной деревушке возле Флоренции. На свой первый велосипед накопил в 11 лет — чтобы ездить на нем в школу. С тех пор велоспорт стал его призванием. Бартали перешёл в профессионалы в 1935 году и неоднократно выигрывал самые престижные велогонки, включая Джиро д`Италия и Тур де Франс.

После победы на Тур де Франс в 1938 году Итальянская федерация велоспорта пыталась повлиять на Джино, чтобы он посвятил свою победу режиму Муссолини, но несмотря на огромное давление Бартали отказался. В отместку Муссолини отказался чествовать победителя по возвращении в Италию.

В том же году в Италии по примеру Германии вводят ряд антисемитских законов. Евреев начинают исключать из школ и университетов, лишать должностей, отбирать имущество, ограничивают их свободу передвижения. И, в конце концов, начинаются аресты и подготовка к депортации. Некоторые итальянцы приветствовали официальный антисемитизм, но многие встали на путь сопротивления. В 1942 году Геббельс жаловался, что итальянцы не проявляют должного рвения, проводя в жизнь антисемитские законы.

В 1943 году немецкие войска оккупировали Италию и начались настоящие погромы и депортация в концлагеря. Но даже перед лицом опасности многие итальянцы были готовы помочь евреям. 80% итальянских евреев пережили войну, часто — благодаря помощи друзей и соседей. Бартали был из тех, кто не остался в стороне. В своей квартире во Флоренции он все годы войны прятал и помогал содержать еврейскую семью.

Одним из членов этой семьи был Шломо Голденберг-Паз. Его отец, Джакомо, был дружен с Армандо Сицци, который приходился Бартали родственником. В 1941 году, когда Шломо было всего 9 лет, ему довелось присутствовать при встрече отца с Бартали и Сицци. Шломо был слишком мал, чтобы понимать, о чем шла речь, но хорошо помнит, что Бартали тогда подписал ему на память фотографию. Эту фотографию он бережно хранит по сей день. В 1943 году, когда евреев начали отправлять в лагеря, семья Голденбергов нашла убежище в квартире Бартали, где в то время жил и Сицци. Это были страшные годы. «Укрывая нас, он подвергал опасности свою жизнь», — вспоминает Шломо.

Благодаря героизму двух религиозных лидеров — раби Натана Кассуто и кардинала Элиа Далла Коста — во Флоренции действовала подпольная организация по спасению евреев. Далла Коста укрывал евреев в своём кардинальском дворце, писал настоятелям монастырей, убеждая их принять у себя еврейские семьи. Даже после того, как несколько подпольщиков были арестованы, он продолжал, рискуя жизнью, спасать обречённых. Раби Кассуто погиб в Освенциме в 1945 году. Кардинал Далла Коста пережил войну. В 2012 году Яд ва-Шем признал его Праведником народов мира.

Далла Коста когда-то венчал родителей Бартали. В 1943 он предложил молодому чемпиону принять участие в деятельности Сопротивления. В обязанности Джино входила доставка поддельных документов для евреев, укрывавшихся по всей Италии. Под предлогом интенсивных тренировок он «наматывал» сотни километров по холмам в любую погоду, доставляя спасительные визы, паспорта и удостоверения, спрятанные в трубках и под сидением его велосипеда. Несколько раз немецкие патрули останавливали Джино, но он каждый раз объяснял, что готовится к соревнованиям и просил не трогать велосипед, поскольку машина, якобы, отрегулирована особым образом для достижения максимальной скорости.

В 1944 году велогонки были отменены и Джино стало сложнее объяснять свои поездки. В июле этого года он был арестован во Флоренции тайной полицией. К счастью, один из инквизиторов оказался бывшим армейским командиром Джино и его быстро отпустили, но некоторое время ему пришлось скрываться и пользоваться поддельными документами. Многие евреи обязаны жизнью Джино Бартали.

После войны Джино вернулся к соревнованиям и снова выиграл на Джиро д`Италия и Тур де Франс, подтвердив репутацию величайшего велогонщика всех времён. Сын Бартали Андреа вспоминает, что отец почти никогда не рассказывал о своей работе в Сопротивлении, разве что в кругу семьи. Сыну он объяснил это так: «Помогай людям, но не бахвалься этим, не ищи себе выгоды за счёт несчастья других». Он не считал себя героем: «Герои — те, кто по-настоящему страдал. А я всего лишь велогонщик». Джино неохотно давал интервью, и единственным человеком, с которым он согласился встретиться, чтобы рассказать о своей курьерской деятельности в годы войны, была Шошана Эврон, дочь раби Кассуто.

Шошана попросила о встрече от имени еврейской исторической организации Милана. Бартали был очень растроган разговором с ней и согласился рассказать обо всем, что ему известно о работе подпольной сети по спасению евреев. Его единственным условием было — не записывать интервью. Только после смерти Бартали в 2000 году миру стало известно о его героизме в годы войны. В 2013 Яд ва-Шем признал Джино Бартали Праведником народов мира.

Иветт Миллер, сайт «Эйш а-Тора»


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...