Темы: Греки, Хашмонаим, Ханукальные свечи, Ханука, Ассимиляция, Идолопоклонство, Храм, Чудеса, Рав Яков Доктор
Знаете ли вы, когда впервые была сделана попытка объявить Тору «устаревшей»? Это произошло более двух тысячелетий назад в третьем веке до нашей эры!
В то время Земля Израиля стала провинцией большого грекосирийского государства. В представлении древних греков, все окружающие их народы являлись темными варварами, которых было необходимо учить умуразуму и просвещать. Поэтому они стремились навязать подвластным народам свою культуру, чтобы постепенно ассимилировать в своей среде. Точно так же греки решили поступить и с евреями.
Овладев Иудеей, греки принялись строить здесь стадионы, театры и школы, призывая местное население приобщаться к культуре. Тех, кто слушался, они щедро награждали, даруя им хорошие должности и деньги. Так появились первые эллинисты, в буквальном переводе «огречившиеся» евреи, отказавшиеся от своего еврейства и решившие стать греками. В основном это были представители богатой, знатной верхушки, молодежь из аристократических семей, которая проводила время в спортивных состязаниях и пирах.
Для того чтобы стать полноценным греком, необходимо было многое изменить в своей жизни: перейти на другой язык и поменять имя, став Язоном, Менелаем или Аристобулом. Нужно было также поклоняться статуям, усвоить греческие нравы и мораль, которая очень отличается от еврейской. В древней Греции процветали воровство, обман, супружеские измены и коррупция. За деньги можно было купить и продать всех и все. Царил животный разврат, который не только не скрывался, но наоборот, выставлялся напоказ в качестве нормы жизни. Были широко распространены половые извращения. В кни гах греческих писателей вы можете, например, встретить рассуждения о том, какая «любовь» предпочтительней — к мужчине или к женщине, а также разъяснения, что «в каждой есть свои достоинства и недостатки…».
Руководствуясь принципом целесообразности греки убивали больных и инвалидов. В Спарте, например, эта практика была возведена в ранг закона. Если ребенок рождался с какимлибо увечьем, его просто сбрасывали со скалы. Вот такие «просветители» претендовали на роль учителей еврейского народа!
Новоявленные эллинисты еврейского происхождения прикладывали все силы, чтобы стать истинными греками. Они воспитывали своих детей в греческом духе, и к подобному образу жизни стремились склонить всех остальных евреев. При поддержке властей они развернули активную агитацию с этой целью.
— Хватит держаться за старые книги и древние законы, — убеждали евреев эллинисты, — настало новое время, когда не существует более разницы между евреем и неевреем. Пора сбросить с себя все эти мешающие ограничения за конов Торы! Это позволит полностью раскрыть таланты человека и стать счастливым. Все разговоры про Всвышнего, Тору, святость, про особую еврейскую душу являются просто выдумкой раввинов, которые таким образом поддерживают свою власть и ради своих корыстных целей не дают людям свободу. Пора забыть все устаревшее и стать частью великого греческого народа и его великой цивилизации, приобщиться к высокому искусству и науке.
Есть известный пропагандистский прием. Любая ложь, сколь бы очевидной она ни была, при многократном упрямом и уверенном повторении становится привычной, и вскоре слушающий ее начинает сомневаться:
— А ведь, наверное, чтото в этом есть? Многолетняя пропаганда «новой жизни» с одной стороны и злобное охаивание еврейского образа жизни с другой, подкрепленные материальным подкупом, сыграли свою роль. Все чаще случались «переходы» евреев на сторону греков.
В конце концов, греки и их приспешники пришли к выводу, что настала пора переходить к активным действиям. По просьбе эллинистов, греческий царь Антиох послал в Иудею большую армию, которая вошла в Иерусалим и поднялась в Храм. Там греческие солдаты учинили настоящий погром, сокрушая все, что попадалось под руку. Греки не только разграбили и осквернили Храм, но и установили в нем статуи своих богов. Они организовали там проведение ритуалов, включавших принесение в жертву свиней.
Были приняты указы и законы, направленные на то, чтобы заставить евреев полностью оставить Тору и ее заповеди. Неисполнение этих законов каралось смертью. Было запрещено публичное чтение Торы и ее изучение, закрыты ешивы и «талмуд торы» для детей. Кроме того, греки запретили делать обрезание, отмечать Шабат и Рош Ходеш (начало нового месяца). Для того чтобы разрушить святость еврейской семейной жизни, они ввели «правило первой ночи»: первую ночь после свадьбы невеста была обязана провести в греческом лагере. По г стране бесчинствовали отряды эллинистов и солдат, которые, переходя из поселения в поселение, от дома к дому, требовали от евреев присоединиться к ним. Вначале они призывали и убеждали, а затем начали требовать под угрозой смертной казни публично съесть кусок свиного мяса и принести жертву статуе греческого идола. Тех, кто отказывался, убивали на месте.
Именно с этого времени свинина стала символом всего антиеврейского, который неоднократно, на протяжении поколений, использовали наши враги, чтобы унизить и оскорбить нас. Прячась от греков, евреи убегали в пустыни и в горы, где в пещерах и землянках продолжали жить по своим законам. Греческие солдаты охотились за ними, выслеживали и убивали. Наступили черные времена. Наш народ оказался на грани духовного уничтожения.
А теперь, уважаемый читатель, давайте сделаем небольшое отступление. Скажите, встречали ли Вы когдалибо потомственного эллиниста, который может «с гордостью» заявить, что на протяжении тысячелетий из поколения в поколение, его семья живет в соответствии с установками великой греческой культуры?
— Таких людей не существует, — скажите Вы и быть может усмехнетесь или даже рассердитесь, потому что вопрос глупый. Всем известно, что эллинисты, которых когдато было очень много, исчезли, разделив судьбу своих покровителей. Этот народ не зря называют «древними греками»: он полностью исчез, и мир знаком с древнегреческой культурой только по книгам и музейным экспозициям. А мы с вами, сегодняшние евреи, являемся евреями только потому, что наши предки в свое время не присоединились к эллинистам, а сохранили верность Торе, несмотря ни на что.
На протяжении нашей длинной истории эта ситуация повторялась неоднократно. Время от времени возникала очередная идеоло гия, которая стремилась захватить весь мир, и находились евреи, которые увлекались ею и отказывались от своего еврейства ради нового идола. Но Всевышний управляет миром очень мудро. Правда стоит твердо, а ложь всегда шатка и неустойчива, так что как бы высоко она не поднялась и сколько бы шума не наделала, ее ожидает бесславный конец. Ее еврейские последователи, если они находят в себе силы одуматься и вернуться к еврейскому образу жизни, сохраняются, а если нет — разделяют судьбу своего идола. Лишь будучи вооружен своей Бжественной Торой стоит еврейский народ непоколебимо века и тысячелетия и переживает все идолопоклоннические идеологии!
Продолжим наш рассказ и вернемся в те давние времена. Когда однажды в местечке Модиин греки, как обычно, установили своего идола и один еврейпредатель попытался принести ему жертву, произошел взрыв. Престарелый коэн Матитьяу Хашмонаи и его пятеро сыновей убили предателя и бросились на греческих солдат. Те пустились в бегство. Так началось знаменитое восстание Макабим, которое подняли шесть евреев, выступивших против целого могучего греческого царства. Эта маленькая группа ушла в горы, откуда Матитьяу обратился к евреям с призывом: «Те, кто за Бга, ко мне!». К ним стали присоединяться верные Торе евреи из тех, которые прятались в пещерах. Так образовался первый отряд восставших, который вступил в сражение с греками.
По законам природы это восстание было обречено на поражение. Малочисленные на первом этапе группы евреев, вооруженные палками и кухонными ножами, конечно, были не в состоянии противостоять профессиональной, хорошо оснащенной и обученной, превосходящей их по численности греческой армии. Ведь восставшие никогда до этого не держали в руках оружия и совершенно не умели воевать. К тому же, перед сражением они постились и долго молились, умоляя Всевышнего даровать им победу, что, без условно, должно было ослабить их физически. Однако в ответ на самопожертвование и готовность умереть ради Торы Всевышний совершил для них удивительные чудеса. Греческие солдаты, профессионалы своего дела, откормленные и здоровые, вооруженные до зубов, привыкшие убивать и разрушать, при виде этих евреев, которые атаковали их с молитвами, в ужасе разбежались, бросив оружие. После нескольких таких чудесных побед народ словно очнулся от спячки, и люди стали активно присоединяться к восставшим. Образовалась целая армия, которая принялась освобождать Страну. Греки неоднократно пытались взять реванш и посылали в Иудею армию за армией. Но ни их передовое военное искусство, ни особое построение войска фалангой, ни колесницы и боевые слоны, ни поддержка эллинистов, которые с оружием в руках воевали на их стороне, не помогли.
— Ты передал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки малочисленных, и нечистых в руки чистых, и злодеев в руки праведных, и преступных в руки занимающихся Торой Твоей, — говорим мы в молитве.
Маккавейские войны закончились полной победой евреев в 141 году до н.э. Когда повстанцы, отвоевав Иерусалим, вошли на территорию Храма, у них почернело в глазах. Храм был настолько разгромлен и разрушен, что его нужно было отстраивать заново. Евреи страстно желали сию же минуту возобновить служение Всвышнему, но такой возможности, увы, не было. И тут произошло чудо. Один из коэнов обнаружил кувшин чистого оливкового масла, которое было предназначено для зажигания Храмовой Меноры. Кувшин был запечатан личной печатью Первосвященика Йоханана, жившего еще до оккупации, что гарантировало его ритуальную чистоту. Это, безусловно, было явлением сверхъестественным, ведь за годы правления греков в Храме не сохранилось ни одного целого уголка, все было методически разрушено и осквернено. Этому кувшину просто неоткуда было там взяться. Поняв, что произошло чудо, и Всвышний особым образом благоволит к нашему народу, Макабим принялись сооружать временную Менору, чтобы зажечь ее в тот же день с наступлением темноты. Были возражения, что может быть, несмотря на это чудо, стоит подождать еще неделю, пока приготовят дополнительное чистое масло, ведь масла в этом кувшине хватит только на одну ночь, а затем все равно придется прерывать службу. Но Хашмонаим были убеждены, что Бг обязательно совершит новые чудеса для евреев. Поэтому они велели вынести построенную ими Менору из обычного ее места во двор, чтобы там ее могли увидеть все, и зажечь ее.
Действительно, Бг опять послал евреям великое чудо. Вместо одной ночи Менора ярко горела восемь ночей подряд — до тех пор, пока не приготовили свежее оливковое масло, и можно было вернуться к обычному порядку служения.
Это событие произошло двадцать пятого числа месяца Кислев. Через год, оценив все эти события, мудрецы установили в их честь новый праздник — Хануку. Как и все в еврействе, это название имеет несколько смыслов. Согласно пшату, смыслу простому и непосредственному, название Ханука означает — «хану ка» — то есть остановились, прекратили воевать 25 числа. Еще один вариант: новоселье, начало работы Храма после его восстановления.
Начался период расцвета еврейского народа и новое раскрытие Торы, когда открылись и стали известны целые пласты Бжественной мудрости.
Ханука — праздник света, побеждающего темноту ночи. В самые страшные периоды своей истории евреи знали, что как бы тяжело и беспросветно ни было, внутри самой густой тьмы всегда сохраняется островок света, уголок чистой и неиспорченной веры. Это праведные и святые евреи, которые силой своей праведности помогают нам не потерять дорогу и победить любую тьму, так же как это произошло тогда — в дни Хануки.
В глубине души каждого еврея, чтобы он ни натворил, тоже всегда сохраняется огонек чистой веры, опираясь на который, можно подняться и очиститься. Не важно, что тьмы гораздо больше, и выглядит она сильнее: «Меат ор дохе арбе мин ахошех» — «Совсем немного света прогоняет тьму».
Это мы видим на примере Хануки.
Законы и обычаи праздника
Ханука — это светлый, добрый праздник, который любят и дети, и взрослые. В эти восемь дней в синагогах произносят специальные молитвы, включающие в себя благодарственную песнь Алель, а также читают Тору. Центральная заповедь праздника, которую евреи исполняют дома, состоит в зажигании ханукальных свечей.
Свечи устанавливают в ряд в специальном светильнике, который называется «ханукия». Для зажигания огней Хануки годятся любые свечи, лишь бы хорошо горели. Но лучше всего использовать, конечно, стаканчики с оливковым маслом, ведь именно с этим маслом произошло чудо в Хануку.
В первый вечер праздника зажигают одну свечу, во второй — две, в третий — три, и так по возрастающей все восемь вечеров. Первая свеча — крайняя справа, если смотреть на светильник. Каждая новая свеча устанавливается левее от нее. Именно ее всегда зажигают первой, а потом ту, что рядом с ней, и так далее… Вместе с ханукальной свечой зажигают еще одну — служебную. Ее называют «шамаш». Эту свечу устанавливают отдельно, не в общем ряду свечей. В светильнике для нее выделено отдельное место.
Свечи зажигают с выходом звезд, и, конечно, все домашние стараются к этому времени быть дома, рядом с ханукией, чтобы услышать благословения и увидеть, как глава семьи зажигает свечи. Это большая радость для всех. Свечи должны гореть не менее получаса. В пятницу, перед Шабатом, свечи зажигают до захода солнца, перед зажиганием шабатних свечей. Поэтому они должны быть достаточно объемными, чтобы продолжали гореть минимум полчаса после выхода звезд. Об этом нужно помнить, приобретая свечи к празднику.
Согласно ашкеназской традиции, каждый мужчина в семье зажигает свою ханукию: отец и все мальчики. Если домашние условия позволяют, лучше установить светильник у одной из дверей, с тем, чтобы мезуза была справа, а ханукальные свечи — слева, и человек, входя в комнату, был бы окружен со всех сторон заповедями.
Перед зажиганием свечей произносят благословения:
1) Благословен Ты Гoсподь Бог наш Царь вселенной, Который освятил нас своими заповедями и повелел нам зажигать ханукальную свечу.
2)Благословен Ты Гoсподь Бог наш Царь вселенной, сделавший чудеса отцам нашим в те дни, в это время.
3) В первый вечер праздника говорят еще третью благословение:
Благословен Ты Гoсподь Бог наш Царь вселенной, что дал нам жизнь, и поддерживал нас и позволил нам дожить до этого времени.
В праздник Ханука евреи жертвуют больше средств на благотворительность, чем обычно, предпочитая отдавать цдаку на поддержание изучения Торы, ведь именно ее свет, в первую очередь, стремились погасить греки. Заповеди этого праздника создают особую атмосферу святости, это время особого милосердия Свыше, когда благосклонно принимаются многие молитвы. Стоит использовать эту возможность и попросить своими словами у Всевышнего о том, что вас волнует.
Ханука — семейный праздник, специально предназначенный для того, чтобы больше общаться со своими детьми и рассказывать им поучительные истории из жизни нашего народа в разные его периоды, укрепляя преемственность поколений. Принято дарить детям денежные подарки — «хануке гелт». У этого обычая есть и кабалистический смысл.
Традиционная кухня на праздник, кроме «суфганиот» — пончиков, получивших широкое распространение в Израиле — включает в себя различные блюда, приготовленные на масле. Например, «латкес» — оладьи из тертой картошки. На Украине были приняты также и «греченкес» — особые блинчики из гречки.
Устраивают также отдельную молочную трапезу в память о героической женщине Йеудит, которая накормила греческого военачальника сыром, напоила его вином, а усыпив, убила его, чем помогла повстанцам победить врага.
Веселого и светлого вам праздника! Ханука самеах! Агит Ханике!
Из журнала Мир Торы
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.