Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из поколения в поколение люди ослабевают духовно и физически

В третьей главе Шмона Праким пишет Рамбам: «Мудрецы прежних поколений говорили, что не только тело, но и душа может быть здоровой или больной. Признак здоровой души человека — постоянно творимое им добро, а проявление болезни души — в беспрестанных злодеяниях. Когда люди узнают о своих физических болезнях, они обращаются к врачам, которые ставят диагноз и назначают необходимое лечение. Так же и человеку с больной душой следует обратиться к мудрецам Торы — врачевателям душ… И они излечат его душу исправлением ее качеств». Так же пишет Рамбам во второй главе раздела «Мнения», сравнивая болезни души с недугами тела.

Известно, что из поколения в поколение силы человеческого тела ослабевали, и сейчас из-за множества наших грехов физическое здоровье людей подорвано. Сегодня мы подвержены всевозможным болезням и недомоганиям, чего не было прежде. Но то же самое относится и к состоянию души — ее жизненные силы не остались неизменными. Духовное здоровье человечества ухудшается с каждым поколением, и неуклонно растет число пораженных различными недугами и ранами души.

В былые времена падение уровня знания Торы и трепета перед Б-гом ощущалось только после полной смены поколения, от отцов к сыновьям и внукам. Сейчас же, в последнем поколении, из-за множества наших грехов каждые несколько лет возникают новые веяния, несущие множество изменений и бесчисленных преобразований, и сразу же становится заметной слабость душ, что проявляется в пренебрежении к соблюдению Торы, отсутствии трепета перед Небесами и пропаже воодушевления в служении Всевышнему. Духовности становится все меньше, особенно в эту несчастную эпоху, когда болезни души охватили почти все живое, да смилуется над нами Б-г!

И если мы решим узнать, что больше затронула болезнь души: почитание Торы или трепет перед Б-гом, то увидим, что утрата трепета несравнимо трагичнее. Какие бы несчастья ни постигали нашу святую Тору, как бы ею ни пренебрегали, как бы ни пустели ее врата, — все же Всевышний дал нам обещание, что «это свидетельство не забудется потомками Яакова» — обещание, защищающее нас и сегодня. Голос Яакова доносится из Домов Учения, и Врата Цийона, отмеченные Законами Торы, распахнуты настежь. Слава Б-гу, и сегодня среди нас есть люди, чистые сердцем, поддерживающие Тору прочно установленными опорами.

Но трепет перед Небесами настолько ослаб, что пал с высочайших вершин до самых низин, и от этого нет спасения, ибо не на что и не на кого опереться. Пути трепета покинуты, врата служения опустели, грех захлестнул с головой, дурные качества властвуют во всей силе и во всякое время, уничтожая и оскверняя все праведное, что осталось в нашем народе, уделе Б-га, испепеляя в огне пожарища все основы трепета и служения. Злоязычные утвердились, боящимися греха гнушаются, избегающий зла презираем, ложь рядится в одеяние правды, земля принадлежит сильному, а истина попрана.

В прошлом Тора и трепет перед Б-гом всегда шли рядом и никогда не разлучались. Все люди Торы были украшены «жемчугом трепета», соответствовавшим их мудрости. Но в наше время из-за множества грехов прочность этой связи ослабла, и узел, соединявший их воедино, распался. А ведь без трепета, упаси Б-г, в конце концов забудется и Тора, да смилуется над нами Господь!

В ответ на распространение болезней тела развивается медицина, достигая немалых высот. Ученые-медики постоянно трудятся, расширяя свои возможности и исследуя причины болезней. Благодаря мудрости, опыту и наблюдениям они постоянно создают новые лекарства. Многие желают изучать медицину — чем больше болезней, тем растет потребность во врачах и лекарствах.

Но не таков удел жизни души и ее болезней. Страдающих все больше, недуги все страшнее, защита ослабевает, а пути исцеления недоступны — нет ни «врачей», ни «лекарств», ни «снадобий», нечем «обработать и перевязать раны».

«Если бы не Б-г, Который за нас, — скажи это, Израиль!»[1] Если бы не Б-г, Который за нас, — скажите это, трепещущие перед Б-гом! Но в своей милости к нам Всевышний даже в этом порочном поколении послал учителя праведности, надежного пастыря, спасителя и наставника, дабы возвратить великому народу жизнь души, дать лекарство и снадобье больным душой и возвратить их к жизни. Это — наш учитель, наставник, величайший мудрец, Глава всего изгнания, праведный и скромный, светоч мира, известный во всех уголках земли, наш господин рав Исраэль из Саланта, да будет благословенна память праведника, чье величие, праведность, скромность и святость прославлены в мире.

Кроме того, что он был великим мудрецом и праведником и имел особые заслуги, он помог их обрести многим, и это невозможно переоценить. Своим Учением и трепетом перед Творцом он раскрыл глаза дому Израиля и все свои дни трудился, не покладая рук, отстраивая рухнувший Шатер Трепета, дабы вернуть его былую славу и вновь соединить ее с Торой, как всегда и было прежде в народе Израиля. Он делал все, чтобы излечить болезни души и вновь обратить сердца народа Израиля к нашему Отцу, Который на Небесах. Сладостью изречений своих уст он многих спас от греха и каждую откликнувшуюся душу оживил трепетом перед благословенным Б-гом.

Он воспитал множество учеников и посвятил им всего себя, направлял их, обучал путям Б-га и постижению истины, сеял и укоренял в их сердцах трепет перед Всевышним, праведные и достойные качества души, наставлял в путях служения. Но превыше всего была его суровая мощь: «дивен его совет, велико спасение», которое наделило заслугами поколение, излечило и заживило раны их душ и возвратило к жизни потрясающим способом: через воодушевленное изучение Мусара. Наш учитель взвесил, исследовал и привел народ к мудрости и Мусару, излечил от всех болезней души, научил спасению от ловушек и сетей дурного побуждения, введя ежедневный урок изучения книг Мусара и трепета понимающим сердцем, вдохновенными устами, голосом, пробуждающим как грусть и печаль, так и духовное восхищение. Этот путь учения несет на своих крыльях спасение и исцеление, приводящие к трепету перед Б-гом и к праведной скромности, и одаряет идущего им мудростью и знанием истины, закона и справедливости, наделяет всеми верными, ценными и возвышенными душевными качествами.

И вот наш учитель, праведный мудрец, святыня Израиля, да будет благословенна его память, которого, как огненный столп, Б-г послал перед нами осветить народу Израиля путь Торы, трепета перед Б-гом и Мусара, все дни своей жизни самоотверженно искал этои средства врачевания души — воодушевленное изучение мудрости трепета и Мусара, и прокладывал стезю для прямых сердцем и способных к постижению знания. Он также наставлял на путь этого Учения весь народ, дабы как можно больше людей приняло этот обычай и в среде Израиля усилились мудрость и трепет перед Б-гом. Хорошо известно, что его деяния всколыхнули весь мир, и Б-г пожелал даровать ему успех. С Небес нашему учителю была дарована сила спасти многих обретением заслуг и возрождением их душ. Благодаря этому испытанному методу лечения — изучению мудрости трепета перед Б-гом и Мусара — многие обрели силу, трепет перед Всевышним и достойные качества души. Изучение Торы в духе Мусара стало источником спасения их душ, согласно душевному складу и наклонностям каждого; и так приумножились Знание и трепет перед Творцом в среде Израиля.

«Праведники после смерти более велики, чем при жизни»[2]. Не счесть тех, кого рав Салантер одарил жизнью, пока был среди нас — но и после того как Святой Ковчег был от нас сокрыт, когда «праведник исчез с лица земли…»[3], не пропало его дело и продолжают действовать его добрые замыслы, направленные на благо всего народа, дабы наставить его в разумении и в трепете перед Всевышним. Все, совершенное этим праведником ради жизни души, осталось с нами и служит нашему спасению и сегодня. И хотя «прах обратился в прах», и земным взором его уже не охватить, все же живой дух нашего учителя по-прежнему среди нас, светильник Израиля не погас, свет его Учения о трепете и благой путь Мусара продолжают сиять до сего дня, озаряя путь праведных и прямых сердцем в их возвышенном служении Б-гу.

Многие из величайших учеников рава Салантера, которые пребывали «в сени его виноградника и пили чистые воды его святости», удостоились стоять перед ним и воспринять от него путь Б-га, продолжили его обычай, прилагая силы к распространению Учения своего наставника и благой стези Мусара, помогли и другим обрести заслуги, приблизили их души к изучению мудрости трепета и Мусара и напоили их водой жизни, почерпнутой из места святости, полученной от великого в Израиле, да будет благословенна память праведника, из слов его мудрости и наставлений в трепете перед Всевышним. И, слава Б-гу, изучение Мусара укоренилось во многих великих ешивах и собраниях, основанных для изучения Торы. Каждый день там углубленно изучают книги Мусара и постигают трепет перед великим и всемогущим Б-гом.

Лучи светоча Израиля и его праведности озарили Восток — Цийон и Иерусалим, ибо даже там, в Святой Земле, есть несколько избранных Б-гом из числа учеников его учеников, сидящих в Шатрах Знания и «ведущих сражение за Тору в ее вратах». Они приняли в своей среде святой обычай изучать мудрость трепета и Мусар, и их пути озарил свет — они стали великими в Торе и чистом трепете перед Небесами.

Наш учитель, великий мудрец, да будет благословенна память праведника, был бурно текущей рекой, источником мудрости, знания, трепета перед Б-гом и Мусара. Можно бесконечно рассказывать о путях его мудрости и знания в служении Всевышнему, можно без устали вспоминать его увещевания, которые, подобно меду, стекали с его уст — сладкие и прекрасные речения, врачующие душу. Однако мы не удостоились увидеть его святые слова записанными железным пером на скрижалях. Он никогда не писал книг со словами его мудрости, порожденной Знанием Торы и результатами его глубокого постижения трепета перед Б-гом и служения. Даже об изучении мудрости трепета и Мусара — о том, чего больше всего желала его душа и над чем размышляло его сердце, он написал только один труд — Игерет Амусар, который переиздавался много раз. Все это сочинение посвящено изучению Мусара. Два его наставления напечатаны в ежемесячнике Тевуна, и это — возвышенные и выверенные слова о мудрости трепета перед Б-гом и о путях совершенствования духовных качеств. Кроме этого — лишь «немного здесь, немного там», но все только об изучении мудрости трепета и Мусара.

Поэтому уже много лет назад я начал разыскивать что-либо из его святых слов о трепете перед Творцом и в особенности — об изучении мудрости трепета перед Б-гом и Мусара. Я старался и обнаружил сокровища — рукописи нашего учителя, да будет благословенна память праведника, — немногочисленные, но бесценные письма, которые он написал своим ученикам и близким, чтобы укрепить их сердца в трепете перед Б-гом — в изучении мудрости трепета и Мусара, — клад, который дороже жемчуга!

И вот я, пишущий эти строки, один из его учеников, удостоился чести стоять перед ним, «возливать воду на его руки», прислуживать ему, как слуга своему господину. Он необычайно приблизил меня, и я постоянно слышал слова живого Б-га, исходящие из уст этого чистого и возвышенного человека, уроки о путях трепета перед Всевышним и о стезе служения Ему, наставления — как касающиеся жизни в целом, так и относящиеся непосредственно к изучению мудрости трепета и Мусара, — сказанное при большом стечении народа и в узком кругу учеников, а также обращенное к ближайшим последователям, ведь он знал, что они и есть те «сосуды», которым предназначено вместить в себя его Учение. Им он посвятил всю свою душу, с ними беседовал особо, направляя их и обучая путям Б-га. И я постоянно внимательно следил за его служением, столь же святым, как и его праведность, благочестие и возвышенные качества души; они озарили меня светом Израиля и его Б-га.

Посему я счел своим долгом «выкупить его наследный удел» — собрать из разных мест все святые письма рава Салантера, чтобы они сохранились в одной книге, и распространить их, с Б-жьей помощью, по всему миру ради множества благ, которые я перечислю:

1. Его святые слова безгранично дороги всему Дому Израиля, с жадностью пьющему из источника его мудрости. Его послание Игерет Амусар переиздавалось множество раз! Поэтому, не принимая на себя обета, я решил издать, с Б-жьей помощью, его святые письма, которым возрадуется каждый, кто прям сердцем и желает исполнить волю благословенного Б-га.

2. Сегодня, слава Б-гу, многие признали необходимость изучения мудрости трепета перед Б-гом, но не удостоились узреть этот чудесный свет Израиля своими глазами. Они слышали о таком изучении только в устной передаче, поэтому публикуемые письма предназначены и для них, ибо прольют чудесный свет на мнения, взгляды и решения рава Исраэля относительно изучения мудрости трепета и Мусара, — ведь они повествуют о ценности, действенности и великой пользе такого пути. Эти письма несут в себе излечение, как солнце, разгоняющее тьму, ускоряя избавление и врачуя недуги души — а именно это и спасет мир. Однако пользу принесет только воодушевленное изучение, должное стать обязанностью для всех без исключения. Каждый, кто удостоится пробудить себя и других и сможет привлечь людей к изучению Мусара, заслужит вечную награду, поможет многим обрести заслуги и воссияет подобно сиянию жизни и будет светить, подобно вечному свету звезд. И все, что я написал в своей книге Шаарей Ор — Врата Света — об основах пути изучения трепета и Мусара, которые мы удостоились воспринять из святых уст рава Исраэля Салантера, читатель увидит в его письмах.

3. В этих письмах — не только суть путей служения Всевышнему. Они высекают из души огонь трепета перед Небесами, наполняют сердца страстным желанием изучать Мусар и проникают в самые глубины души. Перо автора — это быстрое перо писца, и его язык — чудесный язык мудреца. Всякий, кто будет внимательно читать его святые слова, преисполнится трепетом перед Б-гом и испытает желание изучать мудрость трепета и Мусар.

4. Из многочисленных писем нашего учителя мы учим, насколько самозабвенно он стремился помочь другим в обретении заслуг. Даже находясь вдалеке, рав Салантер не забывал тех, чьи души нуждались в помощи, и не скрывал от них сияния своего лица. Он без устали писал и посылал свои письма ученикам и близким, дабы укрепить их сердца в трепете перед Б-гом, придать им сил для изучения мудрости трепета и Мусара, побудить их помогать другим, воодушевить тех, чье стремление к обретению трепета ослабло, и поддержать обессиленных и спотыкающихся. И все это для того, чтобы научить их трепетать перед благословенным Б-гом и следовать Его путями все дни их жизни.

5. Есть несколько причин, по которым сердце человека иногда не приемлет бесценного изучения мудрости трепета и Мусара и он начинает выискивать в святом для Небес недостатки и изъяны, приходя к превратным суждениям. В книге Диврей Йеошуа сказано: «Существует семь внутренних причин тому, что человек перестает ощущать радость и пользу от изучения Мусара… И седьмое препятствие — это зависть. У тех, кто недостаточно занимался Мусаром и тем более у тех, кто вообще не ощутил его ценности и не увидел его света, есть много причин сторониться этого Учения. Сердца таких людей могут последовать за соблазном, проистекающим не из постижения мудрости, а из отравленного источника зависти, брызжущей искрами, как огонь, и страшной, как преисподняя. И хотя “ревность мудрецов приумножает мудрость”[4]», это верно лишь если мудрость упрочается, но не иссякает; когда трепет перед Б-гом укореняется в сердцах людей, а не покидает их.

Человек, ощутивший вкус ценнейшего изучения Мусара, сам поймет и осознает, что это — притягательное сокровище в наделе праведности, Древо Жизни, лекарство для души, свободное от всяких чуждых примесей. Такой человек не станет прислушиваться к шипению завистников, все ветра мира не поколеблят его. Но тот, кто не ощущает важности изучения мудрости трепета и Мусара, поскольку не испытал его и не насладился его светом, не сможет оценить его величайшей значимости и действенности, не постигнет его чудесного влияния. И когда такой человек услышит хулу в адрес Мусара от тех, кто изыскивают в нем недостатки и бросаются лживыми словами, ранящими подобно стрелам, он застынет в растерянности и не сможет прийти к верному суждению. Письма рава Исраэля раскроют таким людям глаза и позволят узреть солнце в зените, понять и постичь, что обязанность изучения Мусара во всех его деталях проистекает из святого источника, от истинного пастыря, величайшего мудреца, праведного, благочестивого и скромного, от света мира, святыни Израиля, да будет благословенна память праведника!

Мудрецы Каббалы представляют вселенную морем с бушующими волнами, а человека — маленьким корабликом, плывущим среди них. Об этом говорится в книге Зоар, в комментарии Виленского Гаона на книгу Йоны и в книге Бхинат Олам: Мир — это бездонное бушующее море. Но ведь есть особые школы, в которых обучают искусству управления кораблем. Капитана там учат как прокладывать курс вдали от берегов, как провести огромное судно по безбрежному океану в бурю и в шторм. И чтобы удержать маленький кораблик, плывущий по морю вселенной намеченным курсом, и уберечь его от всякого несчастья и крушения, тоже необходима глубокая мудрость. Море бушует, штормовой ветер дурного побуждения не стихает, волны страстей и извращенных душевных качеств вздымаются до Небес. Многочисленные испытания, которым человек подвергается в жизни, бросают кораблик от рифов к скалам. Каждый порыв ветра может его перевернуть и утопить в пучине вод.

Капитану, с юности постигшему искусство управления большим кораблем, перевозящим через океан тысячи людей, открыты все звезды и их пути. Он умеет совладать со шквальными ветрами и штормовыми волнами, ведя свой корабль наперекор им. Но если корабль все же сбивается с курса и начинает беспомощно кружиться, бросаемый стихией из стороны в сторону, все путники обращают свои взоры только к одному человеку — капитану, ибо только он может вывести их из бушующих вод и благополучно доставить на берег. Может ли некто, не изучавший науки мореплавания и не способный поставить парус даже небольшой яхты, состязаться с капитаном в умении укрепить мачту и парус, а тем более убедить пассажиров вверить корабль его управлению?

То же самое происходит при плавании хрупкого кораблика нашей жизни. Наш учитель, да будет благословенна его память, — это капитан, с юности изучивший искусство мореплавания и способный провести корабль через стихию с помощью мачт и парусов мудрости трепета и Мусара, которые изучал все дни своей жизни. Он знает направления бурь, поднимаемых ветрами дурного побуждения, и умеет противостоять им, не допуская крушения. Он состарился, следуя путями трепета и Мусара, и проложил для нас путь в водах бушующего океана, чтобы волны не захлестнули наш корабль и он не погрузился в бездну страстей и дурных качеств, подобно слитку свинца в пучине, ведь спасение — в изучении мудрости трепета перед Б-гом и Мусара. Кто осмелится состязаться с этим человеком? Только к нему мы устремляем свои взоры, только его голосу внемлем, лишь к его советам прислушиваемся, в его свете мы движемся, следуя прямым путем его благих наставлений, обучаясь трепету перед Б-гом и следуя Его путями, дабы удостоиться блага во все дни своей жизни.

И вот, поскольку этих святых писем немного, я решил дополнить книгу другими сочинениями. Моя цель — пробудить сердца к трепету перед Б-гом изучением мудрости трепета и Мусара. Эти добавления таковы:

1. Сборник святых писем нашего учителя я дополнил высказываниями, которые мы слышали из его святых уст, двумя сочинениями, ранее опубликованными в ежемесячнике Тевуна, и посланием Игерет Амусар — чтобы все, написанное им, было собрано в одном издании. Кроме того, здесь же будут напечатаны два письма наставника нашего учителя — великого мудреца, рава Йосефа Зунделя из Саланта, благословенной памяти.

2. Изложение хоть немногого из необъятного о величии мудрости, трепете перед Б-гом, праведности и благочестии нашего учителя — святыни Израиля, о путях и обычаях его служения и нескольких его святых речей о путях Б-га и духовном совершенствовании. В конце будет немного сказано о величии его наставника, великого мудреца, нашего почитаемого святого учителя рабби Йосефа Зунделя из Саланта, благословенной памяти.

3. Составленное мною объемное сочинение об обязанности изучения мудрости трепета перед Б-гом и Мусара призвано объяснить, что основы этого Учения — в вершинах святости, в словах мудрецов Талмуда и выдающихся праведников прошлого. В нем также рассказывается о деяниях праведника, святыни Израиля, благословенной памяти, по изучению и распространению мудрости трепета и Мусара — «праведник — что он содеял и что привнес». Этот труд повествует о всех путях и тонкостях изучения, воспринятых из его святых уст; о том, как благодаря ему изучение Мусара распространилось по миру, да будет благословенна память праведника.

4. Подготовленные мною несколько сочинений о трепете, Мусаре и путях раскаяния, полезные для стремящихся исполнить волю благословенного Б-га.

Всем частям книги даны соответствующие названия. Все слова учителя, благословенной памяти, собрание его писем и другие его святые речения названы «Ор Исраэль» («Свет Израиля»), а сочинения о его путях и способах святого служения — «Нетивот Ор» («Пути Света»).

Мои собственные сочинения названы так: книга о путях изучения трепета и Мусара — «Шаарей Ор» («Врата Света»), а сочинения о трепете и Мусаре, которые я удостоился постичь, — «Кохавей Ор» («Звезды Света»).

И да будет на то воля нашего Отца, Который на Небесах, чтобы «Свет Израиля» стал светом для всего мира и многие ступили на озаренный нашим учителем путь благих наставлений; чтобы распространилось Знание и община Израиля приблизилась к Б-гу! Пусть свет Знания усиливается, пока не придет предуготованный день, когда им наполнится вся земля и все люди вострепещут перед почитаемым и грозным Б-гом. И да удостоимся мы служить Ему плечом к плечу, все евреи как один!

Таковы слова его ученика, написанные в понедельник, 23 Тевета 5660 (1900) года, здесь, в Ковно.

Ицхак, сын великого мудреца, нашего учителя, раввина Шломо Блазера, в прошлом — раввин столичного города Петербурга.


[1] Теилим 124:1.

[2] Хулин 7б.

[3] Миха 7:2.

[4] Бава Батра 21а.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.