Из цикла «Мишна Шаббат», темы: Мишна, Трактат Шаббат
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ЕСЛИ НЕ ПРИНЕС НОЖ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ПРИНОСИТ В СУББОТУ ОТКРЫТО, А ПРИ ОПАСНОСТИ — УКРЫВАЕТ ЕГО ПРИ СВИДЕТЕЛЯХ. ЕЩЕ СКАЗАЛ РАБИ ЭЛИЭЗЕР: РУБЯТ ДРОВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ УГОЛЬ И СДЕЛАТЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ НОЖ. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ВЫСКАЗАЛ РАБИ АКИВА: ВСЯКАЯ РАБОТА, КОТОРУЮ ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, НЕ ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ, А ТА, КОТОРУЮ НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ.
Эта глава (как мы уже упомянули в конце предыдущей мишны) рассматривает вопросы, связанные с совершением обрезания в субботу. Первая мишна сообщает, что по вопросу о нарушении субботы ради подготовки совершения обрезания в субботу разошлись во мнениях раби Элиэзер и раби Акива.
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ЕСЛИ НЕ ПРИНЕС НОЖ НАКАНУНЕ СУББОТЫ. Если день обрезания совпадает с субботой, но могель не принес скальпель для этого еще накануне субботы, он ПРИНОСИТ его В СУББОТУ [через общественное владение] ОТКРЫТО — чтобы все видели, что он несет именно скальпель для совершения обрезания. Гемара поясняет смысл этого: могель должен так поступить для того, чтобы показать всем, насколько дорога эта заповедь Израилю и что ее исполнение оттесняет соблюдение субботы. А ПРИ ОПАСНОСТИ — во время религиозных гонений, когда неевреи запрещают евреям совершать обрезание своим сыновьям, — могель, неся скальпель, УКРЫВАЕТ ЕГО ПРИ СВИДЕТЕЛЯХ — которые подтвердят, что он принес именно скальпель для обрезания, и никто не заподозрит могеля в том, что он в субботу принес что-то другое. ЕЩЕ СКАЗАЛ РАБИ ЭЛИЭЗЕР: РУБЯТ ДРОВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ УГОЛЬ. Если нет ножа для совершения обрезания, разрешается даже срубить дерево и наколоть дров, чтобы сжечь их и получить уголь, И СДЕЛАТЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ НОЖ для обрезания [используя этот уголь для разогрева металла]. По мнению раби Элиэзера, все действия, необходимые для подготовки к совершению обрезания оттесняют исполнение субботы точно так же, как само обрезание. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ВЫСКАЗАЛ РАБИ АКИВА. Раби Акива не согласен с раби Элиэзером, считая, что в субботу запрещено приносить скальпель для обрезания через общественное владение и запрещается делать новый скальпель, ибо ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ВЫСКАЗАЛ РАБИ АКИВА: ВСЯКАЯ РАБОТА, КОТОРУЮ ВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, НЕ ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ — например, подготовка к обрезанию: поскольку возможно все сделать для этого накануне субботы, [то, если этого не сделали,] в субботу этим не занимаются. А ТА, КОТОРУЮ НЕВОЗМОЖНО СДЕЛАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ — например, само обрезание, время которого определено Торой на восьмой день после рождения, — ОТМЕНЯЕТ СУББОТУ — как говорилось выше (в конце объяснения последней мишны предыдущей главы). И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ АКИВЫ. Сформулированное им общее правило повторяется в Мишне еще раз в связи с совершением жертвоприношения песах (Псахим, 6:2) и жертвоприношением минха, которое совершает первосвященник (Мнахот, 11:3).
ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ В СУББОТУ: ОБРЕЗАЮТ, СОВЕРШАЮТ ПРИА, ВЫСАСЫВАЮТ кровь И НАКЛАДЫВАЮТ НА НЕГО КОМПРЕСС И порошок из КАМОНА. ЕСЛИ НЕ ИСТОЛОК НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ЖУЕТ ЗУБАМИ И НАКЛАДЫВАЕТ. ЕСЛИ НЕ СМЕШАЛ ВИНО С МАСЛОМ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, НАЛИВАЕТ ЭТО ОТДЕЛЬНО И ЭТО ОТДЕЛЬНО. И ПРЕДНАМЕРЕННО НЕ ДЕЛАЮТ ДЛЯ НЕГО «РУБАШКУ», ОДНАКО ОБМАТЫВАЕТ ЕГО ТРЯПОЧКОЙ. ЕСЛИ НЕ ПРИГОТОВИЛ НАКАНУНЕ СУББОТЫ — ОБМАТЫВАЕТ ПАЛЕЦ И ПРИНОСИТ, И ДАЖЕ ИЗ ДРУГОГО ДВОРА.
Эта мишна перечисляет то, что делают в субботу для обрезания.
ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ В СУББОТУ: ОБРЕЗАЮТ крайнюю плоть, СОВЕРШАЮТ ПРИА — могель надрезает и заворачивает назад тонкую кожу, покрывающую головку полового органа под крайней плотью, обнажая последнюю [и тем самым гарантируя, что в дальнейшем кожа не опустится и не уничтожит эффект обрезания], ВЫСАСЫВАЮТ кровь И НАКЛАДЫВАЮТ НА НЕГО — на место обрезания — КОМПРЕСС И порошок из КАМОНА — из семян растения «камон» (cominum cominum, «зра»), применявшегося как кровеостанавливающее и лекарственное средство. Однако необходимо приготовить этот порошок еще накануне субботы, но ЕСЛИ НЕ ИСТОЛОК камон НАКАНУНЕ СУББОТЫ, ЖУЕТ ЗУБАМИ И НАКЛАДЫВАЕТ на место обрезания, так как всякую работу [в принципе запрещенную, но которую, в крайнем случае, приходится делать в субботу], если возможно сделать иным образом, отличающимся от обычного, — делают. ЕСЛИ НЕ СМЕШАЛ ВИНО С МАСЛОМ НАКАНУНЕ СУББОТЫ — потому что этой смесью было принято смазывать место обрезания как лекарственным средством, и это тоже, в принципе, необходимо сделать еще до наступления субботы, — НАЛИВАЕТ ЭТО ОТДЕЛЬНО И ЭТО ОТДЕЛЬНО — то есть, наливают в миску вино и масло, но их не мешают, а если они перемешаются сами, — пусть перемешаются (ГАМЕИРИ, «ТОСАФОТ РАБИ АКИВЫ ЭЙГЕРА»), и затем смазывают ими место обрезания. И ПРЕДНАМЕРЕННО НЕ ДЕЛАЮТ ДЛЯ НЕГО — для обрезанного члена — «РУБАШКУ». Для того чтобы завернутая при совершении приа кожа не вернулась на свое место, на обрезанный член надевали специальную «рубашку», в «ворот» которой продевали головку члена. Эту «рубашку» запрещается, в принципе, делать в субботу, так как в этом действии есть нечто от превращения того, чем в субботу было невозможно пользоваться, в такой вид, в котором этой вещью пользоваться разрешается. ОДНАКО — если «рубашка» не была приготовлена с пятницы — [могель] ОБМАТЫВАЕТ ЕГО — обрезанный член — ТРЯПОЧКОЙ, а ЕСЛИ НЕ ПРИГОТОВИЛ даже тряпочку НАКАНУНЕ СУББОТЫ — и в том месте, где делают обрезание, нет возможности найти нужную тряпочку, — кто-то идет в другой дом, берет там тряпочку и ОБМАТЫВАЕТ ею ПАЛЕЦ, как бы одевая палец в нее — для того, чтобы вынести из дома и принести тряпочку иным способом, нежели в будни, — И ПРИНОСИТ ее. И ДАЖЕ ИЗ ДРУГОГО ДВОРА. Не только из другого дома в том же дворе разрешается принести тряпочку — несмотря на то, что жители двора не создали эйрув хацейрот, — но даже из другого двора, жители которого не создали эйрув (шитуф) с тем двором, где делают обрезание. Тем не менее, через общественное владение тряпочку запрещается проносить («Маген Аврагам», 331:1 см. также «Тосафот раби Акивы Эйгера»), однако другие авторитеты считают, что это разрешается (Гаран от имени Рамбана) — поскольку тряпочку несут, надев, как одежду (Гамеири). В Гемаре сказано, что общее положение, с которого начинается эта мишна — «ДЕЛАЮТ ВСЕ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ОБРЕЗАНИЯ В СУББОТУ», — включает в себя нечто большее, чем перечисленное в этой мишне, а именно то, что сказано в приводимой барайте: «Совершающий обрезание — все время, пока он продолжает заниматься совершением обрезания, возращается к подравниванию остатков крайней плоти — как тех, чье наличие препятствует исполнению заповеди, так и тех, чье наличие не препятствует исполнению заповеди (как будет сказано ниже, в мишне 6) перестал заниматься обрезанием — к остаткам крайней плоти, чье наличие препятствует исполнению заповеди, он возращается к остаткам, чье наличие не препятствует исполнению заповеди, он не возвращается (Шабат, 133б).
КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО КАК ПЕРЕД ОБРЕЗАНИЕМ, ТАК И ПОСЛЕ ОБРЕЗАНИЯ И ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ, НО НЕ ИЗ ПОСУДИНЫ. РАБИ ЭЛЬАЗАР, СЫН АЗАРЬИ, ГОВОРИТ: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ, — ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО (Брейшит, 34:25) “И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ”. СОМНИТЕЛЬНЫЙ И АНДРОГИНОС — НЕ НАРУШАЮТ РАДИ НИХ СУББОТУ, А РАБИ ЙЕГУДА РАЗРЕШАЕТ ДЛЯ АНДРОГИНОСА.
Эта мишна учит, что человек, вынесший что-либо из одного владения в другое подлежит наказанию за это только в том случае, если вынес так, как люди делают это обычно. Однако если он сделал это каким-либо необычным способом — тыльной стороной руки или ногой, — он свободен от обязанности принести хатат и не подлежит наказанию смертью.
КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО в теплой воде КАК ПЕРЕД ОБРЕЗАНИЕМ, ТАК И ПОСЛЕ ОБРЕЗАНИЯ в день, когда ему совершают обрезание. Некоторые комментаторы считают, что перед обрезанием не греют в субботу для младенца воду и купают его только в той воде, которая согрета еще накануне субботы после же обрезания — поскольку его жизнь подвергается опасности — разрешается даже согреть в субботу воду для его купания (ГАМЕИРИ, “ШНОТ ЭЛИЯГУ”). И ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ.
Гемара поясняет, что эти слова объясняют сказанное перед ними: КАК КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО? ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ. То есть: его купают не как обычно, а иначе — например, поливая его водой из ладони, НО НЕ ИЗ ПОСУДИНЫ — даже просто плеская на него водой (Бартанура). РАБИ ЭЛЬАЗАР, СЫН АЗАРЬИ, ГОВОРИТ: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ после обрезания, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ. Раби Эльазар, сын Азарьи, возражает первому танаю по двум пунктам. Во-первых, он считает, что МЛАДЕНЦА КУПАЮТ КАК ОБЫЧНО во-вторых, в то время как, по мнению первого таная, младенца купают только в день обрезания, раби Эльазар, сын Азарьи, полагает, что это делают даже НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ, — как в воде, согретой накануне субботы, так и в воде, согретой в субботу (поскольку жизнь младенца в опасности). ПОТОМУ ЧТО СКАЗАНО о жителях Шхема, сделавших себе обрезание, (Брейшит, 34:25) “И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ после обрезания, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ” — отсюда видно, что на третий день после обрезания подвергшийся этой операции чувствует сильные боли, и считается, что жизнь в опасности. Правда, эта цитата — не прямое доказательство, но все же хотя бы косвенное доказательство в ней содержится (как выше, 9:3). Тем не менее, вывод, к которому приходит Гемара, — что галаха соответствует словам раби Эльазара, сына Азарьи, и разрешается мыть младенца как водой, нагретой в субботу, так и водой, нагретой накануне субботы, как все его тело, так и только место обрезания — поскольку жизнь его находится в опасности (Шабат, 134б). Некоторые комментаторы так истолковывают слова раби Эльазара, сына Азарьи, КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО ДАЖЕ НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ: тем более его купают в предыдущие два дня, когда опасность для его жизни сильнее, чем на третий день, потому что сказанное в Торе “И БЫЛО: НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, КОГДА ОНИ СТРАДАЛИ ОТ БОЛЕЙ” означает, что в третий день они все еще испытывали боль (ГАМЕИРИ), или что в тот день они были особенно слабы и не были в состоянии ни убежать, ни сражаться — в то время как в предыдущие два дня, несмотря на большую опасность для их жизни, сил у них было больше (Гаран). Однако из слов Рамбама (Законы об обрезании, 2:8) следует, что намерение раби Эльазара, сына Азарьи, состоит только в том, чтобы дополнить слова первого таная и распространить их также на третий день. То есть: он также считает, что младенца моют только в день обрезания — или на третий день что же касается второго дня, то в этот день младенца не купают, так как тогда его жизнь вне опасности. И то же самое вытекает из слов Гарифа (к тому месту в Гемаре), приводящего от имени гаонов: "Галаха соответствует словам раби Эльазара, сына Азарьи, относительно третьего дня (как вывод Гемары, который мы привели выше), и тем более в первый день купают его обычным образом как перед обрезанием, так и после него, как в воде, согретой в субботу, так и в воде, согретой накануне субботы» (см. комм. Рана и Роша, так объясняющие слова Гарифа «как перед обрезанием»: а именно, только в воде, согретой накануне субботы, слова же «как в воде, согретой в субботу» относятся лишь к купанию после обрезания). СОМНИТЕЛЬНЫЙ.
Согласно одной точке зрения, это ребенок, родившийся то ли на седьмом, то ли на восьмом или то ли на восьмом, то ли на девятом месяце беременности. Различие в том, что семимесячный и девятимесячный ребенок — жизнеспособный, в то время как восьмимесячный — нежизнеспособный, и потому если восьмой день после его рождения приходится на субботу, в тот день ему обрезание не делают (Раши, Гариф). Согласно другой точке зрения, речь идет о ребенке, родившемся в пятницу уже после захода солнца, но до наступления ночи: сомнение состоит в том, что не знают, какой день считать восьмым после его рождения — то ли пятницу, то ли субботу (Гамеири, «Тосафот раби Акивы Эйгера»). И АНДРОГИНОС — обладающий как мужскими, так и женскими половыми признаками — НЕ НАРУШАЮТ РАДИ НИХ СУББОТУ и не делают им обрезания в субботу. А РАБИ ЙЕГУДА РАЗРЕШАЕТ ДЛЯ АНДРОГИНОСА нарушить субботу — то есть сделать ему в субботу обрезание. Сказано в Торе (Брейшит, 17:10): «Пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина», и раби Йегуда истолковывает: «КАЖДЫЙ МУЖЧИНА» — включая андрогиноса. Однако первый танай основывает свое мнение на другом месте Торы — (Ваикра, 12:3): «А на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть» он истолковывает так: обрезание того, кто полностью необрезанный, оттесняет исполнение субботы, — за исключением андрогиноса, который наполовину женщина, и потому его обрезание не оттесняет субботы. И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ПЕРВОГО ТАНАЯ. Наш комментарий к началу этой мишны основывается на мнениях рава Йегуды и Рабы, сына Авуга, приведенных в Гемаре. Однако Рава разъясняет эту мишну иначе: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО КАК ПЕРЕД ОБРЕЗАНИЕМ, ТАК И ПОСЛЕ ОБРЕЗАНИЯ — обычным способом в день обрезания, — И ПЛЕЩУТ НА НЕГО РУКОЙ, ОДНАКО НЕ ИЗ ПОСУДИНЫ — на третий день, совпавший с субботой, — когда его не купают, как обычно, но только плещут на него водой РАБИ ЭЛЬАЗАР, СЫН АЗАРЬИ, ГОВОРИТ: КУПАЮТ МАЛЕНЬКОГО НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ, СОВПАВШИЙ С СУББОТОЙ, — то есть, даже если этот день совпадает с субботой, младенца купают, как обычно. Однако в Гемаре сказано также, что сам Рава признает большее соответствие объяснения рава Йегуды и Рабы, сына Авуга, простому смыслу слов мишны (см. Шабат, 134б). Тем не менее, некоторые комментаторы (ГАМЕИРИ, «ТИФЭРЕТ ИСРАЭЛЬ») берут за основу своего объяснения именно слова Равы, так как Гемара приводит также барайту, подтверждающую его слова. По поводу «сомнительного» младенца, о котором говорит эта мишна, мы привели два комментария. Однако первый из них у некоторых комментаторов вызывает возражения, так как, согласно объяснению Гемары, ребенка, родившегося то ли на седьмом, то ли на восьмом месяце, обрезают в субботу. И так постановляет Рамбам: «СОМНИТЕЛЬНО, РОДИЛСЯ ЛИ ОН НА СЕДЬМОМ ИЛИ НА ВОСЬМОМ МЕСЯЦЕ, — ОБРЕЗАЮТ ЕГО В СУББОТУ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ: ЕСЛИ ОН СЕМИМЕСЯЧНЫЙ И ЦЕЛЫЙ — ЕГО И СЛЕДУЕТ ОБРЕЗАТЬ В СУББОТУ, А ЕСЛИ ОН ВОСЬМИМЕСЯЧНЫЙ — ТОТ, КТО ЕГО ОБРЕЗАЕТ, СЛОВНО [ПРОСТО] РЕЖЕТ МЯСО, ПОСКОЛЬКУ ТОТ — ВЫКИДЫШ» (Законы об обрезании, 1:14). На основании этого пишет автор «Кесеф мишнэ», что сказанное в нашей мишне о том, что ради такого младенца не нарушают субботу, относится или только к подготовке к его обрезанию и соответствует мнению раби Элиэзера о том, что, хотя обычно подготовка к обрезанию оттесняет исполнение субботы, в случае ребенка, родившегося то ли на седьмом, то ли на восьмом месяце, это не так и подготовка к обрезанию не производится в субботу (как разъясняется в Гемаре Шабат, 136а), или относится к младенцу, родившемуся в сумерках перед наступлением субботней ночи (в соответствии с приведенным нами комментарием).
ТОТ, У КОТОРОГО БЫЛО ДВА МЛАДЕНЦА, — ОДНОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ, А ВТОРОГО В СУББОТУ, — И ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ, — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. ОДНОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, А ВТОРОГО — В СУББОТУ, И ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ, — РАБИ ЭЛИЭЗЕР ОБЯЗЫВАЕТ принести ХАТАТ, А РАБИ ЙЕГОШУА ОСВОБОЖДАЕТ.
Обрезание оттесняет субботу только тогда, когда его делают вовремя, — как сказано (Ваикра, 12:3): «А на восьмой день будет обрезана его крайняя плоть». И мудрецы истолковывают так: даже если восьмой день совпадает с субботой, исполнение заповеди об обрезании оттесняет исполнение законов о субботе. Однако совершение обрезания не вовремя — то есть не на восьмой день после рождения — не оттесняет субботу. Эта мишна рассматривает вопрос о человеке, который по ошибке обрезал в субботу младенца, которого следовало обрезать в другой день, — обязан ли он принести хатат или нет.
ТОТ, У КОТОРОГО БЫЛО ДВА МЛАДЕНЦА, — например, перед могелем были два младенца: ОДНОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ — потому что восьмой день после его рождения приходился на воскресенье, — А ВТОРОГО следовало обрезать В СУББОТУ — потому что срок его обрезания выпал на субботу, — И могель ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ ПОСЛЕ СУББОТЫ, — в этом случае он ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ — обязан принести жертву хатат. Поскольку он обрезал младенца раньше восьмого дня после его рождения — то есть раньше, чем возникла обязанность исполнить эту заповедь, — он совершил такую ошибку в исполнении заповеди, в результате которой заповедь оказалась не исполненной вовсе, и потому обязан принести хатат за нарушение субботы. [Другие два младенца:] ОДНОГО из них СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ — потому что восьмой день после его рождения пришелся на пятницу, — А ВТОРОГО — В СУББОТУ — восьмой день после его рождения оказался субботой И ЗАБЫЛ, И ОБРЕЗАЛ В СУББОТУ ТОГО, КОТОРОГО СЛЕДОВАЛО ОБРЕЗАТЬ НАКАНУНЕ СУББОТЫ — и получилось, что заповедь была исполнена не в надлежащее время и не должна была оттеснить субботу (как было сказано выше), — в этом случае РАБИ ЭЛИЭЗЕР ОБЯЗЫВАЕТ принести ХАТАТ. По мнению раби Элиэзера, хотя могель ошибся из-за того, что был очень занят исполнением заповеди и исполнил ее — потому что этот младенец, как-никак, а должен быть обрезан, — тем не менее, поскольку исполнение этой заповеди не должно было оттеснять исполнение субботы, могель обязан принести хатат. А РАБИ ЙЕГОШУА от обязанности принести хатат ОСВОБОЖДАЕТ. По мнению раби Йегошуа, несмотря на то что могель нарушил субботу, совершив обрезание не вовремя (которое не должно было оттеснять исполнение законов о субботе), тем не менее, поскольку он совершил ошибку в исполнении заповеди, но заповедь все же исполнил — поскольку начиная с восьмого дня и далее есть обязанность обрезать этого младенца, — могель свободен от необходимости принести хатат. И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙЕГОШУА.
РЕБЕНОК ОБРЕЗАЕТСЯ НА ВОСЬМОЙ, ДЕВЯТЫЙ, ДЕСЯТЫЙ, ОДИННАДЦАТЫЙ И ДВЕНАДЦАТЫЙ день — НИ МЕНЬШЕ, НИ БОЛЬШЕ. КАК ЭТО? ОБЫЧНО — НА ВОСЬМОЙ РОДИЛСЯ В СУМЕРКАХ — ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДЕВЯТЫЙ В СУМЕРКАХ НАКАНУНЕ СУББОТЫ — ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК ПОСЛЕ СУББОТЫ — ОБРЕЗАЕТСЯ НА ОДИННАДЦАТЫЙ день ДВА ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯ РОШ-ГАШАНА — ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДВЕНАДЦАТЫЙ. БОЛЬНОГО РЕБЕНКА НЕ ОБРЕЗАЮТ, ПОКА ОН НЕ ВЫЗДОРОВЕЕТ.
После того как мы учили в мишне 3, что ради обрезания «сомнительного» младенца не нарушают субботу, приходит эта мишна, чтобы сообщить, что при наличии сомнения случается, что младенца обрезают иногда на девятый день после его рождения, иногда — на десятый, иногда — на одиннадцатый и даже на двенадцатый, но не позже.
РЕБЕНОК ОБРЕЗАЕТСЯ НА ВОСЬМОЙ день после его рождения, иногда — на ДЕВЯТЫЙ, иногда — на ДЕСЯТЫЙ, иногда — на ОДИННАДЦАТЫЙ И иногда — на ДВЕНАДЦАТЫЙ день — НИ МЕНЬШЕ, НИ БОЛЬШЕ — не раньше восьмого и не позже двенадцатого дня после его рождения. КАК ЭТО? ОБЫЧНО — НА ВОСЬМОЙ день. РОДИЛСЯ В СУМЕРКАХ — то ли днем, то ли ночью, например: в воскресенье после захода солнца, и неизвестно, то ли днем его рождения считать воскресенье, то ли понедельник, — в этом случае он ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДЕВЯТЫЙ день после рождения, потому что счет дней начинают с последующей за этим днем ночи, и в нашем примере — с понедельника, и получается, что, может быть, его обрезают на девятый день. Если же ребенок родился В СУМЕРКАХ НАКАНУНЕ СУББОТЫ — то есть то ли в пятницу, то ли в субботнюю ночь, — ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДЕСЯТЫЙ. Поскольку восьмой день после его рождения выпадает на субботу, однако возможно, что суббота — это девятый день и есть сомнение, производится ли его обрезание вовремя или нет, оно не оттесняет субботу и ребенка обрезают в воскресенье — возможно, на десятый день после его рождения. ПРАЗДНИК ПОСЛЕ СУББОТЫ — если в нашем примере на воскресенье приходится праздничный день, — ребенок ОБРЕЗАЕТСЯ НА ОДИННАДЦАТЫЙ день, — потому что обрезание, производимое не вовремя, не оттесняет и законы о празднике, и его совершают уже после праздника — то есть, возможно, на одиннадцатый день после рождения младенца. Если после субботы, в воскресенье и понедельник, — ДВА ПРАЗДНИЧНЫХ ДНЯ РОШ-ГАШАНА — ребенок ОБРЕЗАЕТСЯ НА ДВЕНАДЦАТЫЙ — потому что обрезание не вовремя не совершают даже во второй день Рош-Гашана, и младенца обрезают уже после этого праздника — то есть, возможно, на двенадцатый день после его рождения. БОЛЬНОГО РЕБЕНКА НЕ ОБРЕЗАЮТ, ПОКА ОН НЕ ВЫЗДОРОВЕЕТ.
Гемара объясняет, что от того дня, когда младенец оказывается совершенно здоров, отсчитывают семь полных суток — чтобы он стал крепче — и тогда совершают ему обрезание. О каком случае идет здесь речь? О таком, когда болезнь охватила все его тело однако если оказался пораженным только какой-то один орган — например, один глаз и т.п., — выжидают только столько времени, сколько нужно для выздоровления (Рамбам, Законы об обрезании, 1:16). По поводу «двух праздничных дней Рош-Гашана» объясняют, что оба дня имеют одинаковую святость, считаясь как бы одним длинным днем, и поэтому даже во второй из них совершают только своевременное обрезание однако во второй день остальных праздников (который отмечают только за пределами Страны Израиля) разрешается совершать даже то обрезание, срок которого уже прошел (Рамбам, Шах). Но есть комментаторы, которые объясняют, почему Мишна упоминает только два праздничных дня Рош-Гашана, тем, что во времена Мишны два дня праздновали только этот праздник. Однако то же самое относится и к остальным вторым дням праздников, отмечаемых за пределами Страны Израиля: несвоевременное обрезание не совершается даже во второй день остальных праздников (Рош, «Бейт-Йосеф»).
ВОТ ОСТАТКИ КРАЙНЕЙ ПЛОТИ, ЧЬЕ НАЛИЧИЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ ИСПОЛНЕНИЮ ЗАПОВЕДИ: ПЛОТЬ, ПОКРЫВАЮЩАЯ БоЛЬШУЮ ЧАСТЬ ГОЛОВКИ, И НЕ ЕСТ ОН ТРУМУ. А ЕСЛИ БЫЛ ТОЛСТ — могель ИСПРАВЛЯЕТ РАДИ ВИДИМОСТИ. ОБРЕЗАЛ И НЕ СОВЕРШИЛ ПРИА ОБРЕЗАННОГО МЕСТА — СЛОВНО И НЕ ОБРЕЗАЛ.
Эта мишна не занимается вопросом о выносе вещей в субботу, но продолжает тему, затронутую в конце предыдущей мишны: спор раби Шимона с мудрецами о работе, когда совершаемое действие не является ее целью («Млехет Шломо» на основе «Тосафот»).
ВОТ ОСТАТКИ КРАЙНЕЙ ПЛОТИ, оставшиеся после обрезания, ЧЬЕ НАЛИЧИЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ ИСПОЛНЕНИЮ ЗАПОВЕДИ — все время, пока их не удалили, обрезание считается недействительным. ПЛОТЬ, ПОКРЫВАЮЩАЯ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ГОЛОВКИ, — если от крайней плоти остались части ее верхнего края, покрывающие большую часть утолщения, опоясывающего половой орган, с которого начинается его головка. Мы уже упоминали, что удаление этих остатков крайней плоти оттесняет исполнение субботних запретов. То есть: даже уже после того, как могель в субботу прекратил совершать обрезание, он возвращается и удаляет такие остатки крайней плоти — поскольку в противном случае обрезание считается недействительным. Однако если от крайней плоти остались такие маленькие части, что они не покрывают большую часть вышеупомянутого утолщения, это не делает обрезание недействительным все время, пока могель продолжает в субботу свою работу, он удаляет эти остатки крайней плоти, но после того, как он закончил обрезание, он уже не возвращается к ним (см. выше мишну 2 этой главы). И НЕ ЕСТ ОН ТРУМУ. Если обрезанный младенец — коген, но у него остались части крайней плоти, покрывающие большую часть утолщения, с которого начинается головка полового органа, статус этого ребенка — необрезанный коген, который не имеет права есть труму. Это выводят из аналогии между жертвоприношением песах и трумой: сказано о песахе (Шмот, 12:45): «Поселенец и наемный рабочий не будут есть [мяса] его», и о труме сказано (Ваикра, 22:10): «Поселенец когена и наемный рабочий не будут есть святое», и еще сказано о песахе (Шмот, 12:48): «Но любой необрезанный не будет есть [мяса] его» — значит, как песах запрещается есть необрезанному, так и труму запрещено есть необрезанному когену. А ЕСЛИ БЫЛ ТОЛСТ — если ребенок был настолько толстым, что и после того, как вся крайняя плоть была удалена, продолжает казаться, будто кожа [находящаяся сверху от вышеупомянутого утолщения, свисает и] покрывает большую часть головки полового органа, — могель ИСПРАВЛЯЕТ обрезание, то есть срезает еще некоторую часть кожи РАДИ ВИДИМОСТИ — чтобы младенец не выглядел как необрезанный. ОБРЕЗАЛ И НЕ СОВЕРШИЛ ПРИА ОБРЕЗАННОГО МЕСТА. Выше (в мишне 2) было сказано, что ОБРЕЗАНИЕ — это удаление крайней плоти, покрывающей головку, до тех пор, пока вся головка не обнажится, а ПРИА — это надрезание и заворачивание назад пленки, покрывающей головку под крайней плотью, пока не обнажится вся плоть головки, и если могель ОБРЕЗАЛ И НЕ СОВЕРШИЛ ПРИА ОБРЕЗАННОГО МЕСТА — СЛОВНО И НЕ ОБРЕЗАЛ, и потому обязан вернуться и сделать необходимое. Несмотря на то что в начале мишны уже было сказано, что если кожа покрывает большую часть головки полового органа, обрезание считается недействительным, тем не менее, конец мишны предназначен для того, чтобы сообщить: если могель удалил всю крайнюю плоть, как следует, но не совершил приа — он не исполнил заповеди об обрезании и нарушил субботу, нанеся кровоточащую рану не ради исполнения заповеди (Гамеири см. также Тосафот к: Шабат, 137б).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.