Из цикла «Свиток плачей», темы: Рав Ицхак Зильбер, Грех, Галут, Пророчество, Эйха, Ирмияу, Комментарий, Фонд наследия рава Ицхака Зильбера
Мы начинаем учить плач Ирмеяу — Эйха. Историю записал пророк Ирмеяу еще задолго до изгнания, первая глава была записана 17 лет до изгнания.
Пророк Ирмеяу пророчествовал 40 лет. И он говорил: «Горе мне, мама, что ты меня родила, я человек, которого все проклинают и ругают. Ни кому я деньги не одолжил, никому я не должен, а все меня проклинают». Почему? Потому что он предрекал от имени Бога, что если так будет продолжаться еще какое-то время — нарушение субботы, разврат, взяточничество, идолопоклонство — Бог не будет терпеть и выгонит евреев из страны. А ему говорили, что он враг страны, враг народа, ищет, что бы сказать плохое о евреях: «Мы евреи, мы — дети Авраама, Ицхака и Яакова, Бог нам обещал эту землю». А он ведет такие разговоры. Почему он так упорно ищет дурное?
История эта была такова (Ирмеяу 36:4—36:10).
Царь Иудеи Йеояким, сын Йошияу, был большой подлец.
Пророк Ирмеяу сидел в тюрьме, куда был посажен за то, что «не любит страну и своими словами только ослабляет положение в стране, наводит панику», и, если действительно есть враги, а Вавилон может напасть, зачем еще ослаблять настроение?
В 5 году его царства объявили пост, в месяц кислев.
Ирмеяу сказал Баруху, сыну Нерии, своему ученику: «Я не могу войти в Храм, я сижу (в заключении). Поэтому ты прочитай этот свиток, что Бог велел мне записать в день поста. Может быть, кто-нибудь отойдет от плохого пути, и молитва дойдет до Бога, потому что велик гнев Бога на этот народ».
Барух прочитал свиток (тогда были записаны только три главы) в комнате Гмарьяу, сына Шафана, на верхнем дворе, у входа в Храм, и весь народ слушал.
Михайяу, сын Гмарьяу, сына Шафана услышал и пошел и рассказал об этом министрам: Элишаме секретарю, Делаяу, сыну Шемаяу, Эльнатану, сыну Ахбора, Гмарьяу, сыну Шафана и Цидкияу, сыну Хананияу.
Вот что они сказали Баруху:
— Сделай следующее: возьми этот свиток, что Ирмеяу, твой учитель, записал, и приди, прочитай нам еще раз.
Он прочитал. Они очень испугались, и стали думать, рассказать ли царю. Тогда министры сказали ему:
— Ты и Ирмеяу спрячьтесь, и чтобы никто не знал, где вы.
Пришли к царю, а свиток оставили в комнате Элишамы, секретаря царя. Был там человек по имени Йеуди, он взял свиток и прочитал, и слышал царь и все министры.
Ему прочитали первую фразу: «Как сидит она одиноко, — столица многолюдная, стала она как вдова» (Эйха 1:1). Он слушает, думает — «ну и что, я все равно буду править».
Читают дальше «Плачет она в ночи, и слеза ее на щеках у нее, нет ей утешителя из всех любивших ее, все друзья ее ей изменили, стали ей врагами» (Эйха 1:2). Его это не тронуло.
«В изгнание ушла Иудея из-за бедствия и тяжкого рабства, сидела она меж народов, не находила покоя; все ее гонители настигали ее меж теснин. Дороги Циона в трауре — нет идущих на праздник, все врата ее опустели» (Эйха 1:3—4).
И это его не тронуло — «ну, все-же, я буду правителем».
Но когда прочитали пятую фразу: — «враги стали руководителями… Потому что
Бог наказал за грехи». — «Что? Я не буду царем? Кто это пишет?»
А это было в месяц кислев, по-нашему примерно декабрь. Топился камин. Йеояким сразу взял ножичек, вырезал из свитка имя Бога и бросил в огонь. И так везде — где было имя Бога, он вырезал и бросал в огонь.
Ирмеяу говорил, что это страшно: допустим, царь — негодяй, но люди, присутствующие не испугались, видя, как жгут имя Бога, не разорвали даже одежды. Это нехорошо, что-то же должно быть в душе у людей!
Эльнатан, Делаяу и Гмарьяу просили не сжигать. Но царь не послушался, он послал к своему сыну Йерахмиэлю, и Сераяу, сыну Азриэля, и Шелемьяу, сыну Авдеэля, с приказом найти писца Баруха и Ирмеяу. Но Бог сделал так, что найти их не удалось.__
После этих событий Бог сказал Ирмеяу: возьми и запиши новый свиток, и скажи про Йеоякима, царя Иудеи: «Так сказал Бог, ты обиделся, царь — сказав, почему ты написал, что придет вавилонский царь и изгонит людей и скот? Чтоб ты знал, Йеояким, что твой труп будет валяться на жаре днем и на холоде ночью» (Ирмея 36:30).
И Ирмеяу записал то, что было сожжено, и еще добавил две главы (третью и пятую).
Бог велел Ирмеяу составить этот «Плач» по алфавиту, начиная с алеф и кончая тав. Есть мнение, что народ Израиля нарушил все слова Торы от алефа до тав, и только потом был изгнан.
Мидраш приводит ремез — намек в буквах.
Говорит Бен Азай: евреи не так быстро были изгнаны, они провели 850 лет в своей стране, Бог долго ждал и посылал многих пророков, пока не дошло дело до того, что евреи стали отрицать веру в одного Бога. Это буква алеф. Числовое значение алеф — один.
Стали пренебрегать даже Десятью заповедями — можно не уважать отца, можно субботу нарушать, можно воровать — это буква йуд .
Дошло до того, что некоторые люди перестали делать обрезание. А обрезание было дано в 20-м поколении: от Адама до Ноаха — десять поколений, и от Ноаха до Авраама — десять. Всего 20 — это буква каф .
А потом и вообще перестали считаться с пятью книгами Торы. Человеку говорят:
«Слушай, в Торе написано — нельзя…» — а он отвечает: «А я не считаюсь с Торой, я неверующий!» Это буква эй.
Так получается слово « איכה » — «Как» — «Эйха», написанное с намеком:
Алеф — 1 — вера в одного Бога,
йуд — 10 — десять заповедей,
каф — 20 — обрезание,
эй — 5 — пять книг Торы.
Рав Леви говорит: есть грехи обычные, например, нельзя есть свинину, а есть грехи очень строгие — как нарушать Йом Кипур или есть хлеб в Песах, за которые положено наказание карет — когда отрезается душа от Бога, образно говоря, как дерево и отсохшая ветка. Тогда дошло дело до того, что они не боялись нарушить даже грехи, за которые полагается карет. Всего в Торе есть карет за 36 грехов. И пока евреи не нарушили все 36 таких запретов, Бог их не изгнал.
И это тоже вложено намеком в слово Эйха: сумма цифр — 36.
«В изгнанье ушла Иудея из-за бедствия и тяжкого рабства, сидела она меж народов, не находила покоя; все ее гонители настигали ее меж теснин». (Эйха 1:3)
Иудея ушла в изгнание из-за бедности и непосильной работы, они были уже под игом Вавилона: их заставляли много работать, платить дань, и кончилось тем, что они были окружены и осада продолжалась 2,5 года: от 10 тевета до 17 тамуза. И из-за голода и бедности были случаи, что люди ели человеческое мясо и были эпидемии.
«Сидела среди народов и не нашла там покоя». Те, кто ее преследует, поймали ее между теснин — а-мецарим — так называются границы виноградника или поля, узкое место.
Есть интересный мидраш, согласно которому Бог позаботился о том, чтобы было явление антисемитизма. Евреи по природе очень благодарны и в тех случаях, когда народы к ним относятся по-человечески хорошо, они очень хотят с ними сблизиться и хотят отказаться от законов о кашерной еде и от запрета на смешанные браки. «Как же так? Такие хорошие и почетные люди? А я буду еще удаляться?» И получается так, что в тех местах, где евреи слишком приближаются к окружающим народам — больше чем нужно, естественным образом появляется противоядие, возникает ненависть к евреям. Так было и в Египте. Пока евреи делали обрезание и не участвовали в праздниках идолопоклонников — их уважали, даже есть мидраш, который говорит, что платили какую-то небольшую пенсию как потомкам Йосефа. Но появились евреи, которые сказали: «Слушайте, почему мы держимся обособленно? Почему бы не участвовать в праздниках? Зачем делать обрезание, выделяться, Египет же — самая культурная страна?»
И как только они стали участвовать в праздниках вместе со всеми, сразу появилась ненависть. И то же мы видим на протяжении всей нашей истории.
Так что же говорит Ирмеяу: «Она сидит среди народов и не нашла покоя». Что значит «не нашла покоя»? Выходит, что очень хорошо, что не нашла покоя. Нашла бы покой — или растворились бы, или не пожелали бы выйти из изгнания.
Поймали ее «бейн а-мецарим» — между стенами виноградников, теснин. Эти три недели между 17 тамуза, когда враг ворвался в город, и 9 ава — днем разрушения Храма, называются «бейн мецарим». Мы сказали, что Иудея ушла в изгнание из-за бедности, что в конце концов не было возможности устоять экономически, был голод. Мидраш говорит об этом удивительную вещь: бедность они получили за то, что не хотели вспоминать выход из Египта. Нужно есть мацу, которая называется «хлеб бедности». А они ели вместо мацы хлеб. Так и получилось, что «в изгнанье ушла Иудея из-за бедности».
Бог разгневался: «Вы не хотите вспоминать выход из Египта, попробуйте быть в изгнании, будете еще проситься».
Другое объяснение: за то, что не помогали бедным, за то, что грабили бедных.
Зарплату обещали — и не додают.
Поминала (дочь) Иерусалима (в) дни бедствия своего и удручения все свое драгоценное, что было со дней давних; когда пал народ ее в руки притеснителя и нет помощника ей, на нее смотрели притеснители, смеялись над ее разорением. (Эйха 1:7)
Притеснители смотрят и смеются над ее разорением. «משבתה» — Мишбатеа — это от слова шават — «прекратился», однокоренное слово «שבת» — шаббат. Что кончились у них праздники и субботы. Нет радости праздничной. Мидраш дает еще одно объяснение. Многие евреи, которые у себя в стране нарушали субботу и праздники, попав в изгнание, стали там соблюдать. Я это видел, когда сидел в лагере. Один евсековец, какой-то молодой комсомолец в лагере старался поменьше в субботу работать. Другой сказал: 7 лет я уже не видел мацу, хочу, чтобы в этом году было все выполнено.
То же самое получилось и после разрушения Храма: евреи, будучи в изгнании, работая у неевреев, просились и хотели отдыхать в субботу и праздники, а те над ними смеялись: «У себя в стране вы не хотели соблюдать, а здесь вы хотите».
Мне рассказали, что в Голландии есть израильтяне, которые попали за какие-то преступления. И они были очень далеки от религии. А попадая в тюрьму, они просят кашерную пищу. И там смеются тоже: «У себя в стране вы это не хотели соблюдать, а здесь хотите».
«Да предстанет все зло пред Тобою, и причини им, как Ты причинил мне за все мои преступления, — ибо многочисленны стоны мои и сердце мое в боли». (Эйха 1:22)
«Да придет все их зло перед тобой и поступи с ними, как ты поступил со мной за все мои грехи». Интересно, что этот же пророк, Ирмеяу, говорит в 30 главе, что, хотя все эти враги были только орудием в руках Бога, поскольку они это делали от своей злобы (они ведь не гнали евреев за то, что те не хотели выполнять заповеди, они делали это просто по своему зверству) — решение Бога было изгнать, а они убивали детей в присутствие отцов и добавляли свое зло — было решено, что их постигнет то же самое. Так написано в Ирмеяу: все, кто тебя ели, будут сами съедены, и все, которые тебя изгнали, пойдут в плен. И это выполнилось удивительно с Вавилоном, который изгнал евреев в первый раз, он был потом побежден Персией и понес все те же наказания. А потом было сказано, что Вавилон на веки вечные будет болотом и опустится в землю. И это до сих пор так.
Есть книги 24-го года английских ученых (они есть и в советской печати — в 39 году в «Историческом вестнике»), в которых те удивляются, что в таком городе, как Вавилон, который был источником высокой культуры, — сейчас одно болото, и оно погружается на 1—2 см каждый год. Место, где был город, метра два в земле. Это на территории современного Ирака. И, как говорили пророки Йешаяу и Ирмеяу, это место останется безлюдным (Йешаяу 13:21, Ирмеяу 50:40).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.