Из цикла «Мишна Шаббат», темы: Мишна, Трактат Шаббат
ПОЙМАВШИЙ ВОСЕМЬ ШЕРЕЦОВ, О КОТОРЫХ СКАЗАНО В ТОРЕ, И НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, А что касается ОСТАЛЬНЫХ МЕЛКИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И НАСЕКОМЫХ — НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ. ПОЙМАВШИЙ ИХ ДЛЯ чего-то НЕОБХОДИМОГО — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, БЕЗ НАДОБНОСТИ — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ. ПОЙМАВШИЙ ЗВЕРЯ И ПТИЦУ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЕГО ВЛАДЕНИИ, — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ, А НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ.
Эта мишна продолжает тему о поимке животных в субботу и также добавляет указания о тех, кто в субботу наносит животным ушибы.
ПОЙМАВШИЙ В субботу ВОСЕМЬ ШЕРЕЦОВ, О КОТОРЫХ СКАЗАНО В ТОРЕ. В разделе «Шмини» (Ваикра, 11:29-30) перечисляются восемь шерецов: крот, мышь, черепаха, четыре вида ящерицы — геккон, варан, ящерица обыкновенная и сцинк, а также [согласно комментарию Раши] один из видов летучих мышей. Итак, ПОЙМАВШИЙ ВОСЕМЬ ШЕРЕЦОВ — то есть, любого из них — И — или — НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ. ПОЙМАВШИЙ ШЕРЕЦА подлежит наказанию потому, что ловля этих шерецов — явление распространенное: на них охотятся ради их кожи а НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — потому, что в этом есть нечто от убийства живого существа. А именно: поскольку у этих шерецов тело покрыто кожей и в результате ушиба возникает кровоподтек — то есть нарушается нормальное кровообращение и кровь скапливается в одном месте (только что кожа не дает ей выйти наружу), — то, поскольку «кровь — это душа» [Дварим, 12:23)], в создании кровоподтека есть нечто от лишения жизни этого участка тела, и потому это действие рассматривается как «порождение» «совершающего шхиту» (Раши, «Тосафот», Гаран). Другая точка зрения — что ударивший шереца подлежит наказанию из-за того, что из-за кровоподтека кожа изменяет свой цвет: это «порождение» «красильщика» (Раши, Бартанура). Наконец, согласно Рамбаму, ударивший шереца сбивает его кровь с ее обычного места и потому подлежит наказанию как «разделяющий на части», что является порождением «молотильщика» (Законы о субботе, 8:7). А что касается ОСТАЛЬНЫХ МЕЛКИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ И НАСЕКОМЫХ — у которых нет кожного покрова — то НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ — если не повредил их кожу и кровь не вышла наружу. Однако если в результате удара кровь вышла наружу, то нанесший это повреждение любому из мелких живых существ подлежит наказанию как совершивший убийство (Гаран, Гамеири, Гагра). Из слов же Рамбама (Законы о субботе, 8:9) следует, что даже если в результате удара кровь вышла наружу, виновник этого свободен от наказания (см. «Магид мишнэ», там же). А в отношении поимки этих живых существ — ПОЙМАВШИЙ ИХ в субботу ДЛЯ чего-то НЕОБХОДИМОГО — например, чтобы использовать их для приготовления лекарства, — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ как поймавший животное в субботу. БЕЗ НАДОБНОСТИ — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ, потому что таких обычно не ловят (Раши, Бартанура). Другие комментаторы возражают против этого объяснения, ссылаясь на то, что если принять этот довод, следует освободить от наказания и того, кто ловит мелких животных и насекомых для какой-то цели. Причина же того, что мишна освобождает от наказания поймавшего их без нужды, заключается в том, что она соответствует мнению раби Шимона — считающего, что совершающий в субботу работу, действие которой не является его настоящей целью, свободен от наказания. Отсюда следует, что поймавший без надобности даже такие живые существа, которые обычно ловятся ради какой-то цели, — тем не менее, освобождается от наказания («Тосафот»). Есть также мнение, что то же самое относится и к восьми шерецам: поймавший кого-то из них подлежит наказанию только в том случае, когда сделал это ради какой-то нужды. Различие состоит в том, что, поскольку эти шерецы обычно безвредны, любая поимка их считается сделанной для какой-то надобности что же касается остальных мелких живых существ и насекомых, то поскольку они чаще всего вредят, иногда человек ловит их не для того, чтобы извлечь их них какую-то пользу, но только ради того, чтобы предохранить себя от них, — поэтому, имея в виду это различие, мишна говорит о таких живых существах после шерецов. Однако Рамбам, в соответствии со своей точкой зрения, постановляет, что «как восемь шерецов, о которых сказано в Торе, так и остальные мелкие живые существа и насекомые, которых ловят, — поймавший одного из всех них хоть ради надобности, хоть без нужды, или чтобы играть с ним, подлежит наказанию, поскольку сделал это сознательно потому что совершающий работу, действие которой не является его целью, подлежит наказанью за это» (Законы о субботе, 10:21). ПОЙМАВШИЙ ЗВЕРЯ И ПТИЦУ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЕГО ВЛАДЕНИИ — во владении того, кто поймал кого-то из них, — СВОБОДЕН ОТ НАКАЗАНИЯ — потому что их больше не надо ловить, они и так уже пойманы А НАНЕСШИЙ ИМ УШИБ — ПОДЛЕЖИТ НАКАЗАНИЮ, потому что у них есть кожный покров. Бартанура разъясняет, что нанесший ушиб любому из всех живых существ, о которых говорит эта мишна, подлежит наказанию только в том случае, если он сделал это ради того, чтобы использовать их кровь (например, в лекарственных целях) однако если его цель — нанести повреждение, то тут вступает в силу галаха, гласящая, что каждый, кто портит, — свободен от наказания.
НЕ ГОТОВЯТ РАССОЛ В СУББОТУ, ОДНАКО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК СОЛЕНУЮ ВОДУ И МАКАЕТ В НЕЕ СВОЙ КУСОК ХЛЕБА, И ДОБАВЛЯЕТ ЕЕ В КУШАНЬЕ. СКАЗАЛ РАБИ ЙОСЕЙ: ДА ВЕДЬ ЭТО И ЕСТЬ РАССОЛ — ХОТЬ МНОГО, ХОТЬ МАЛО! А КАКАЯ СОЛЕНАЯ ВОДА РАЗРЕШЕНА — это когда человек СНАЧАЛА ДОБАВЛЯЕТ МАСЛО В ВОДУ ИЛИ В СОЛЬ.
Эта мишна говорит о работе, подобной выделыванию кожи.
НЕ ГОТОВЯТ РАССОЛ В СУББОТУ — то есть, не растворяют много соли в большом количестве воды, добавляя немного масла, чтобы засолить в этой смеси овощи. Причина этого запрета в том, что это действие выглядит как подготовка к такой обработке овощей, в результате которой их вкус улучшится и они сохранятся в этом виде долгое время. Несмотря на то, что в принципе, обработка пищи разрешена [в отличие от обработки кожи и т.п.], мудрецы запретили готовить рассол в субботу (Гамеири). ОДНАКО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК СОЛЕНУЮ ВОДУ — растворяет в небольшом количестве воды немного соли И МАКАЕТ В НЕЕ СВОЙ КУСОК ХЛЕБА, И ДОБАВЛЯЕТ ЕЕ В КУШАНЬЕ — потому что так разрешается делать во время еды, чтобы улучшить вкус пищи. СКАЗАЛ РАБИ ЙОСЕЙ: ДА ВЕДЬ ЭТО И ЕСТЬ РАССОЛ — ХОТЬ МНОГО, ХОТЬ МАЛО! — Чем отличается рассол от соленой воды? Ведь немного соленой воды — это и есть рассол, только в малом количестве! Если мы разрешим приготовлять в субботу соленую воду, люди скажут: большая работа — запрещена, однако маленькая работа — разрешается! Поэтому запрещается делать соленую воду в любом количестве — как в большом, так и в малом, — поскольку это все равно что обработка и улучшение вкуса пищи. А КАКАЯ СОЛЕНАЯ ВОДА РАЗРЕШЕНА — это когда человек СНАЧАЛА ДОБАВЛЯЕТ МАСЛО В ВОДУ — раньше, чем всыпает в воду соль, — ИЛИ В СОЛЬ — или, наоборот, прежде всего добавляет немного масла в соль, а потом уже заливает водой, потому что масло ослабляет остроту соли, и после этого человек, делающий это, уже не выглядит как совершающий приготовления к такой обработке пищи, в результате которой она сохранится долгое время. Однако не следует сначала растворять соль в воде, а уже потом добавлять масло: в этом случае оно уже не ослабляет крепость рассола, и потому создается впечатление, что человек, его приготовивший, собирается заняться консервированием овощей — чтобы они стали вкуснее и хорошо сохранились долгое время. ОДНАКО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ЙОСЕЙ.
НЕ ЕДЯТ ЛАВАНДУ В СУББОТУ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО — НЕ ЕДА ЗДОРОВЫХ людей, ОДНАКО ЕСТ человек АДИАНТУМ И ПЬЕТ настой СПОРЫША. ЛЮБУЮ ПИЩУ ЕСТ ЧЕЛОВЕК КАК ЛЕКАРСТВО, И ЛЮБОЙ НАПИТОК ОН ПЬЕТ — КРОМЕ «ПАЛЬМОВОЙ ВОДЫ» И «КУБКА КОРЕНЬЕВ», ПОСКОЛЬКУ ОНИ ОТ ЖЕЛТУХИ ОДНАКО ПЬЕТ человек «ПАЛЬМОВУЮ ВОДУ» ДЛЯ УТОЛЕНИЯ ЖАЖДЫ И УМАЩАЕТСЯ «МАСЛОМ КОРЕНЬЕВ» НЕ ДЛЯ ИЗЛЕЧЕНИЯ.
Эта мишна рассматривает вопрос о лекарственных средствах, запрещенных в субботу. Правда, если жизни больного угрожает опасность — даже если существует лишь вероятность этого, — разрешается нарушать любые субботние запреты и делать для больного все, что требуется (Йома, 8:6, Рамбам, Законы о субботе, 2:1-3). Однако если человек чувствует недомогание, которое не представляет никакой угрозы его жизни, мудрецы наложили запрет на использование в субботу лекарственных средств из опасения, что человек истолчет в порошок лекарственные снадобья, — а это является «порождением» «мельника». Впрочем, некоторые авторитеты считают, что на больного, которому был предписан постельный режим, этот запрет мудрецов не распространяется, и ему разрешено пользоваться в субботу лекарственными средствами («Бейт-Йосеф», Рамбан, «Магид мишнэ»). Эта мишна учит, что все то, что здоровые люди едят и пьют, разрешается есть и пить тому, кто чувствует в субботу недомогание, несмотря на то что он использует это как лекарство однако то, что применяется исключительно в лекарственных целях, чувствующему недомогание запрещено есть и пить в субботу.
НЕ ЕДЯТ ЛАВАНДУ В СУББОТУ.
Лаванда (на иврите «эйзовьон») — вид иссопа, убивающий глисты в кишечнике, и мишна сообщает, что запрещается есть его в субботу, ПОСКОЛЬКУ ЭТО — НЕ ЕДА ЗДОРОВЫХ людей и совершенно ясно, что едят только в качестве лекарственного средства. Как уже упоминалось в предисловии к объяснению этой мишны, мудрецы запретили принимать лекарства против недомоганий, не угрожающих жизни больного, — из опасения, как бы, приготовляя лекарство, не стали толочь или растирать снадобья в порошок. ОДНАКО ЕСТ человек АДИАНТУМ — растение, являющееся средством от глистов в печени. Его разрешается есть в субботу, так как оно служит пищей и для здоровых людей. И ПЬЕТ водный настой СПОРЫША — помогающий в случае, если человек выпил воду, стоявшую открытой и отравленную ядом змеи, которая ее попила (Гемара). Этот настой разрешается пить в субботу, потому что и здоровые люди часто пьют его как напиток. ВОТ ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: ЛЮБУЮ ПИЩУ — которую едят также здоровые люди — ЕСТ ЧЕЛОВЕК КАК ЛЕКАРСТВО — разрешается есть в субботу человеку, чувствующему недомогание, даже если он делает это только ради излечения, И ЛЮБОЙ НАПИТОК — который пьют также здоровые люди — ОН ПЬЕТ как лекарство, КРОМЕ «ПАЛЬМОВОЙ ВОДЫ» — «мей-декалим» на иврите. Это вода из известного в Стране Израиля целебного источника, бьющего из земли между двумя финиковыми пальмами она обладает послабляющим свойством и способствует очищению кишечника. В Йерушалми приводится иная версия: «МЕЙ-ДЕКАРИМ», то есть «колючая вода» — вода, оказывающая воздействие на желчный пузырь. И «КУБКА КОРЕНЬЕВ» — напитка, приготовленного из целебных и благовонных корней растений. Эти два напитка запрещается пить в субботу, ПОСКОЛЬКУ ОНИ ОТ ЖЕЛТУХИ — как всем известно, они помогают излечиться от желтухи. По цвету лица человека, страдающего желтухой, сразу узнают, чем он болен, и если видят, что он пьет «пальмовую воду» или «кубок кореньев», сразу понимают, что он делает это только ради излечения. Гемара замечает, что «кубок кореньев» делает человека бесплодным, и поэтому этот напиток так назвали для того, чтобы люди поостереглись пить его и постарались найти иное средство от своего заболевания («Тосфот Йомтов»). ОДНАКО ПЬЕТ в субботу здоровый человек, не больной желтухой, «ПАЛЬМОВУЮ ВОДУ» ДЛЯ УТОЛЕНИЯ ЖАЖДЫ И УМАЩАЕТСЯ «МАСЛОМ КОРЕНЬЕВ» — маслом, ароматизированным благовонными кореньями, — если он делает это НЕ ДЛЯ ИЗЛЕЧЕНИЯ.
ЗАБОЛЕЛИ ЗУБЫ — НЕ ПРОПОЛОЩЕТ ИХ УКСУСОМ, ОДНАКО МАКАЕТ ОН в уксус свой хлеб КАК ОБЫЧНО И ЕСЛИ ИЗЛЕЧИТСЯ — ТАК ИЗЛЕЧИТСЯ. БОЛИТ ПОЯСНИЦА — НЕ РАЗОТРЕТ больное место ВИНОМ И УКСУСОМ, ОДНАКО УМАЩАЕТСЯ ОН МАСЛОМ — ТОЛЬКО НЕ РОЗОВЫМ. ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ МАЖУТ РОЗОВЫМ МАСЛОМ БОЛЬНЫЕ МЕСТА — ПОТОМУ ЧТО ТАК УМАЩАЮТСЯ ОНИ ОБЫЧНО В БУДНИЕ ДНИ. РАБИ ШИМОН ГОВОРИТ: ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ — ЭТО ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ.
ЗАБОЛЕЛИ ЗУБЫ в субботу — НЕ ПРОПОЛОЩЕТ ИХ УКСУСОМ. Запрещается набрать полный рот уксуса, чтобы избавиться от боли, потому что все сразу понимают: это сделали для излечения. ОДНАКО МАКАЕТ ОН — человек, у которого болят зубы, — в уксус свой хлеб КАК ОБЫЧНО И ЕСЛИ ИЗЛЕЧИТСЯ — ТАК ИЗЛЕЧИТСЯ.
Гемара уточняет, что и набрать полный рот уксуса запрещается только тогда, когда его затем выплевывают — так как в этом случае ясно, что делают это только для излечения однако если уксус затем проглатывают, разрешается наполнить им рот. И пишут кодификаторы законов Торы, что речь здесь идет о случае, когда зуб не болит, а только ноет однако при настоящей зубной боли, когда человек так страдает, что все его тело слабеет, разрешается применять любые лекарственные средства, чтоб уменьшить боль («Турей загав» к: «Шулхан арух», «Орах хаим», 328:32). БОЛИТ ПОЯСНИЦА в субботу — страдающий от этого НЕ РАЗОТРЕТ больное место ВИНОМ И УКСУСОМ — потому что смесью вина и уксуса поясницу растирают только для излечения, — ОДНАКО УМАЩАЕТСЯ ОН — мажет поясницу оливковым МАСЛОМ — потому что и здоровые люди часто умащают оливковым маслом свое тело, — ТОЛЬКО НЕ РОЗОВЫМ — потому что оно стоит дорого, и увидевший сразу понимает, что это делают только ради излечения. ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ МАЖУТ в субботу РОЗОВЫМ МАСЛОМ БОЛЬНЫЕ МЕСТА на своем теле, ПОТОМУ ЧТО ТАК — розовым маслом — УМАЩАЮТСЯ ОНИ ОБЫЧНО и В БУДНИЕ ДНИ — даже когда все их тело здорово. РАБИ ШИМОН ГОВОРИТ: ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ — ЭТО ЦАРСКИЕ СЫНОВЬЯ, и поэтому то, что разрешается детям царя, — разрешается каждому еврею. Гемара уточняет, что в тех местах, где розовое масло очень распространено и все люди привыкли им умащаться, разрешается и тому, у кого болит поясница, умащаться им в субботу. На основании этого постановляет Рамбам (в своем комментарии к Мишне), что галаха соответствует словам раби Шимона — при условии, что это масло используют для умащения много людей. (И вызывает удивление комментарий Бартануры, где сказано: «НО ГАЛАХА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ РАБИ ШИМОНА» см. «Тосфот Йомтов»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.