Из цикла «Мишна Брахот», темы: Мишна, Трактат Брахот
АМЕН («истинно») — слово, которым отвечают на благословения и молитвы, выражая тем самым веру в то, что было услышано.
АШКЕНАЗ — еврейское название части Европы, включающей в себя Северную Францию и Германию. Соответственно этому еврейство, населяющее эту территорию (которое распространилось позже и в Восточную Европу), получило название ашке-назийского. Оно характеризуется определенными особенностями в трактовке галахи, особым укладом жизни и до недавнего времени — употреблением языка идиш в качестве разговорного языка (см. Сфарад).
БАРАЙТА («внешняя») — галаха, не включенная в Мишну и оставшаяся вне ее.
БЕЙТ ГАМИДРАШ («дом учения») — помещение, специально предназначенное для изучения Торы.
ВЕЛИКОЕ СОБРАНИЕ — высший законодательный орган, созданный Эзрой в Иерусалиме после возвращения из Вавилонского изгнания с целью упорядочить религиозную жизнь народа Израиля. Участники Великого собрания (пророки и мудрецы Торы) называются МУЖИ ВЕЛИКОГО СОБРАНИЯ. Установления Великого собрания продолжают определять еврейский уклад вплоть до наших дней.
ГАВДАЛА («разделение») — церемония, означающая окончание субботы или праздника. Этим же словом обозначается добавление в молитве «Восемнадцать» на исходе субботы или праздника, в котором содержится восхваление Всевышнего, создавшего в Своем мире явления, диаметрально противоположные друг другу, и молитва о благополучии в наступающих буднях.
ГАЛАХА («направление») — предписание, объясняющее способ исполнения заповеди Торы.
ГЕМАРА («завершение») — обширный комментарий на Мишну (см.), изучение которого ввиду его сложности является вершиной в освоении Устной Торы.
ГЕР («пришелец») — нееврей, перешедший в Иудаизм; непременное условие этого — принятие на себя исполнения всех заповедей Торы, обрезание (для мужчин) и совершение погружения в миквэ (см.).
ЗАВ (ж.р. ЗАВА) — человек, находящийся в высокой степени ритуальной нечистоты, явившейся следствием ненормального истечения из полового органа.
ЗИМУН («приглашение») — церемония, совершающаяся тремя и более сотрапезниками перед прочтением благословения после еды. Она включает в себя коллективное благословение Всевышнего, и смысл ее состоит в том, что сотрапезники объединяются вместе для прочтения благословения после еды.
КАБЕЙЦА («как яйцо») — минимум хлеба, который необходимо съесть для того, чтобы оказаться обязанным произнести некоторые благословения (около 56 г).
КАЗАИТ («как маслина») — минимум хлеба, после которого произносится благословение после еды (27 г — примерно вдвое меньше, чем кабейца (см.)).
КАРЕТ — тяжкое духовное наказание за преступление некоторых заповедей Торы, осуществляемое Самим Всевышним.
КИДУШ («освящение») — церемония, означающая наступление субботы или праздника. Ее центральный момент — произнесение над бокалом вина благословения, возвещающего наступление дня, отмеченного особой святостью.
КОГЕН — потомок Агарона, брата Моше-рабейну. Во время существования Храма корены были в нем священнослужителями; также и в настоящее время исполняются ряд особых заповедей, относящихся к когенам: в частности, они благословляют народ благословением, о котором сказано в Торе.
КРУВ — ангел, упоминаемый в Торе. Изображение крувов было частью Ковчега Завета, сделанного по указанию Всевышнего и стоявшего затем в Святая Святых Храма.
ЛЕВИТ — еврей, происходящий из колена Леви, не являющийся когеном (см.). Во время существования Храма левиты были в нем священнослужителями; также и в настоящее время исполняются ряд заповедей, относящихся к левитам.
ЛОКОТЬ — мера длины, равная 48 см.
МААСЕР («десятина») — часть, отделяемая от всех плодов Страны Израиля. Т.н. «первый маасер» Тора предписывает отдавать левитам; «второй маасер» (отделяемый от части, оставшейся после отделения «первого маасера») должен быть доставлен в Иерусалим и съеден там в обстановке чистоты и святости. В случае невозможности исполнения заповеди о «втором маасере» в этом виде, Тора предписывает выкуп его, когда плоды становятся разрешенными к употреблению, а святость их переходит на деньги, которыми выкупили маасер.
МАН — пища сверхъестественного происхождения, которую получал народ Израиля в пустыне в течение сорока лет после исхода из Египта.
МЕЗУЗА — см. выше комм, к гл. 3, м. 3.
МИКВЭ — водоем, вмещающий в себя не менее 726 л, погружение в который очищает от ритуальной нечистоты.
МИНЬЯН («численность») — кворум, необходимый для произнесения некоторых молитв и благословений: десять евреев не младше 13 лет.
СФАРАД — еврейское название Испании. Соответственно этому еврейство, населявшее эту страну, получило название се-фардского. После изгнания евреев из Испании в 1496 г. они рассеялись по Северной Африке, на Балканах и в Турции, и с тех пор еврейские общины этих стран стали называться «се-фардскими». Сефардское еврейство характеризуется определенными особенностями в трактовке галахи, своеобразным укладом жизни и (в прошлом) употреблением языка ладино в качестве разговорного языка. В широком смысле понятие «сефардское еврейство» обозначает все неашкеназийские общины — в том числе и те, которые к испанскому еврейству непосредственного отношения не имеют.
САНГЕДРИН — высший судебно-законодательный орган Израиля. ВЕЛИКИЙ САНГЕДРИН заседал в Иерусалиме на территории Храмовой горы и был высшим авторитетом во всех вопросах духовной и материальной жизни народа Израиля.
ТАНАЙ, ТАНА — букв, «повторяющий», «сообщающий» (Устную Тору). Этим термином обозначаются мудрецы Торы, преемники мужей Великого собрания, воспринявшие от них традицию Устной Торы. Конец эпохи танаев — создание р. Йегудой Ганаси кодекса Мишны в III в. н.э.
ТЁВЕЛЬ — плоды, о которых точно известно, что никаких отделений трумы или маасера от них произведено не было.
ТРУМА («возношение») — часть, отделяемая от всех плодов Страны Израиля. Т.н. «великую труму» Тора предписывает отдавать когенам; левиты также обязаны отделять для когенов труму от получаемого ими маасера (см.) — т.н. «труму от ма-асера».
ТФИЛИН —кожаные кубические коробочки с вложенными в них полосками пергамента, на которых написаны четыре отрывка из Торы, в которых упоминается заповедь тфилин. Одна из них надевается на руку, другая — на голову.
ТХЕЛЕТ — дорогая шерсть голубого цвета, краска для которой добывалась из редкого морского животного.
ХАЗАН — человек, ведущий общественную молитву и являющийся л^ем самым полномочным представителем общины перед Всевышним.
ЦИЦИТ —кисти, которые Тора повелевает повязывать на углах четырехугольной одежды.
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ КНИГ
АРУХ («Словарь») — толковый словарь языка Талмуда, составленный около 1100 г. раби Натаном бен Йехиэлом из Рима. АРУХ содержит в себе также объяснение трудных мест в Талмуде и является чрезвычайно важным звеном в передаче традиции Устной Торы от гаонов Вавилона к талмудистам Европы.
БАЙТ ХАДАШ («Новый дом») — комментарий к «Арбаа турим» (см. ТУР), принадлежащий р. Йоэлю Сиркису, одному из величайших авторитетов галахи, жившему в XVI — XVII вв. в Польше. БАЙТ ХАДАШ замечателен глубиной и стройностью анализа галахи, демонстрируя необыкновенную эрудицию и проницательность автора. Название этой книги стало псевдонимом р. Йоэля Сиркиса.
ГАГАГОТ МАЙМОНИЙОТ («Примечания к маймониду») — комментарий на труд РАМБАМА (см.) «Мишне Тора», составленный в XIII в. рабейну Меиром Гакогеном, учеником рабейну Меира из Ротенбурга.
ДИКДУКЕЙ СОФРИМ («Точность [требующаяся от] переписчиков») — указатель вариантов текста Талмуда, составленный р. Натаном — Нота Рабиновичем (1835—1888), известным библиографом — исследователем литературы Торы, жившим на Украине.
КЕСЕФ МИШНЭ («Двойное серебро») — комментарий рабейну Йосефа КАРО (см.) на труд РАМБАМА (см.) «Мишне Тора», в котором вскрываются источники постановлений Рамбама и, в частности, даются ответы на «Возражения» РААВАДА (см.).
ЛЬВУШ ТХЕЛЕТ («Голубое одеяние») — комментарий на первый раздел «Арбаа турим» (см. ТУР), принадлежащий р. Мордехаю Иофе — выдающемуся авторитету галахи, кабалисту, ученому и общественному деятелю, жившему в Восточной Европе в XVI — нач. XVII вв. Стиль ЛЬВУША отличается удивительным сочетанием лаконичности и стройности в аргументации. Название труда стало псевдонимом автора.
МЛЕХЕТ ШЛОМО («Работа Шломо») — комментарий на Мишну р. Шломо Адени (1567—1625?). Уроженец Йемена, р. Шломо прожил свою жизнь в Стране Израиля в ужасающей нищете, в сплошных несчастьях и страданиях, непрерывно занимаясь Торой. Его комментарий к Мишне (над которым он трудился более 30 лет) имеет огромное значение как для правильного понимания текста Мишны, так и для выяснения галахи. В частности, оно оказало неоценимую помощь для точного выяснения текста Мишны, поскольку р. Шломо работал с рукописными экземплярами, утраченными впоследствии.
МУСАФ ГААРУХ («Дополнение к Аруху») — сочинение р. Бинь-ямина Мусафия, знаменитого врача и филолога XVII в., жившего в Германии, Дании и Голландии. В этой книге дается объяснение многим словам нееврейского происхождения, которые обошел своим вниманием автор «Аруха» (см.).
МИШНА БРУРА («Выясненная Мишна») — монументальный труд р. Исраэля-Меира Гакогена, известного под псевдонимом «Ха-фец хаим» (1838—1933). Это — новейший вариант первого из четырех разделов «ШУЛХАН АРУХА» (см.), учитывающий развитие, которое прошла галаха со времен создания «Шулхан аруха» р. Йосефом Каро.
МИДРАШ РАБА — сборник объяснений и толкований Торы, составленный в Стране Израиля в II или III в. н.э.
ТАЛМУД («Учение») — свод Устной Торы. Состоит из Мишны, излагающей галаху, и гемары — обширного комментария на Мишну, исследующего, в частности, ее происхождение из текста Письменной Торы. ТАЛМУД ЙЕРУШАЛМИ («Иерусалимский») создан в Стране Израиля в IV в. н.э., ТАЛМУД БАВЛИ («Вавилонский») — в Месопотамии в VI в. н.э.
ТИФЪЭРЕТ ИСРАЭЛЬ («Краса Израиля») — выдающийся комментарий к Мишне, созданный р. Исраэлем Лифшицем (1782—1860), одним из крупнейших раввинов Германии. В этом труде, в частности, дается новое объяснение трудных мест Мишны и разъясняется галаха в свете «ШУЛХАН АРУХА» (см.).
ТОСЕФТА («Добавление») — кодекс, включающий в себя галаху, не вошедшую в Мишну, а также более подробное изложение законов, которые Мишна сообщает кратко. Структура ТО-СЕФТЫ копирует построение Мишны по главам, трактатам и разделам.
ТОСФОТ Р. АКИВЫ ЭЙГЕРА («Дополнительные комментарии р. А. Эйгера») — см. ЭЙГЕР в указателе имен.
ТОСФОТ АНШЕЙ ШЕМ («Дополнительные комментарии знаменитых людей») — компиляция, в основе которой лежит сборник, составленный в XVIII в. р. Йегудой-Лейбом Фридляндом. При последующих изданиях Мишны компиляция дополнялась комментариями, заимствованными из трудов позднейших авторов.
ТОСФОТ ЙОМ-ТОВ («Дополнительные комментарии Йом-това») — дополнение к комментарию Мишны БАРТАНУРЫ (см.), созданное р. ЙОМ-ТОВОМ ЛИПМАНОМ Гелером (см.). На самом же деле это сочинение далеко выходит за пределы того, что скромно названо «дополнением» другого комментария, представляя собой фундаментальный труд, посвященный разъяснению трудных для понимания слов Мишны, выяснению галахи и объяснению мест в Мишне, которые представляются противоречащими друг другу.
ТОСФОТ ХАДАШИМ («Дополнительные комментарии новых [авторов]») — компиляция комментариев, в основе которой лежит сборник, составленный в XVIII в. р. Шимшоном-хасидом (Бло-хом), раввином Альтоны (г. Гамбург), и р. Шаулом Левенштам-мом, гл. евр. судьей г. Амстердама. В последующих изданиях Мишны к этим комментариям прибавлялись новые, заимствованные из книг позднейших авторитетов Торы.
ТУР, полностью — АРБ А А ТУРИМ («Четыре ряда»), галахичес-кий кодекс, созданный р. Лаковом бен Ашером (ок. 1270 — 1343), который был сыном РОША (см.) Свое название труд получил потому, что весь материал в нем был распределен в четыре основных тематических раздела. Название труда стало псевдонимом автора.
ХИДУШЕЙ МАГАРИХ («Открытия [в Торе, сделанные] Магари-хом») — сборник комментариев и примечаний, принадлежавших р. Йоэлю-хасиду (Фрумкину?) из г. Мстиставль (евр. Амчи-слав), одному из величайших литовских гаонов XVIII в.
ХИДУШЕЙ РАШАШ — см. РАШАШ в указателе имен.
ШНОТ ЭЛИЯГУ («Учение Элиягу») — комментарий ВИЛЕНСКО-ГО ГАОНА (см.) на первый раздел Мишны «Зраим», отличающийся одновременно необыкновенной глубиной и новизной подхода. Комментарий ориентирован на объяснение Мишны с позиции Талмуда Йерушалми, чем достигается двоякая цель: содержание Мишны показывается в совершенно новом свете и одновременно разъясняются многие места в Талмуде Йерушалми, представлявшиеся для исследователей неразрешимой загадкой.
ШУЛХАН АРУХ («Накрытый стол») — сочинение р. Йосефа Каро (1488—1575), одного из величайших авторитетов галахи, принятое всем еврейским народом в качестве основного, наиболее авторитетного кодекса законов Торы.
ЭНЦИКЛОПЕДИА ГАТАЛМУДИТ («Талмудическая энциклопедия») — издание, выходящее с 1947 г., основанное р. Меиром Берлином (Бар-Иланом), ставящая своей целью выяснение галахи и объяснение всех ее понятий с указанием первоисточников.
АЛБЕК, р. Ханох (1890 — 1972) — исследователь Талмуда, профессор Иерусалимского университета, автор комментария к Мишне и редактор нескольких научных изданий раввинской литературы.
БАРТАНУРА (правильнее — Бертиноро), р. Овадья (втор. пол. XV — нач. XVI вв.) — создатель самого распространенного комментария к Мишне (наподобие комментария РАШИ (см.) к Торе). С 1488 г. — раввин г. Иерусалима, сделавший очень много для поднятия духовного уровня еврейской общины.
ВИЛЕНСКИЙ ГАОН, р. Элиягу (1720 — 1797) — гениальный талмудист, комментатор Торы, Мишны, Гемары и «Шулхан аруха», один из величайших духовных руководителей еврейства в последнее время.
ЙОМ-ТОВ ЛИПМАН, р. Гелер (1579—1654) — выдающийся талмудист, авторитет галахи, кабалист, поэт, раввин и духовный руководитель еврейских общин Восточной Европы (в частности, Праги и Кракова) в тяжелейшие времена Тридцатилетней войны и хмельниччины.
ИОНА, рабейну, «Геронди» (ок. 1200 — 1263) — один из выдающихся авторитетов Торы Испании и Прованса, знаменитый своими сочинениями по этике.
МАНОАХ, рабейну (втор. пол. XIII в.) — один из так. наз. «мудрецов Прованса», автор комментария к «Мишне Тора» Рам-бама, дошедшего до нас лишь частично.
РААВАД, р. Аврагам бен Давид из г. Поскьер в Провансе (ок. 1125—1198) — один из величайших талмудистов (о котором говорили, что он способен «охватить весь Талмуд единым взглядом»), знаменитый своими «комментариями-возражениями» на книги величайших галахических авторитетов — в частности, РАМБАМА (см.).
РАМБАМ, р. Моше бен Маймон (1135—1204) — величайший кодификатор законов Торы, ученый, врач и философ; уроженец Испании, после долгих скитаний ставший личным врачом султана Египта; автор комментария к Мишне, галахического кодекса «Мишне Тора» («Яд гахазака») и философского труда «Путеводитель заблудившихся». Духовный руководитель еврейства как своего поколения, так и всех последующих веков вплоть до нашего времени.
РАШАШ, р. Шмуэль Страшун (1794—1872) — один из выдающихся талмудистов Литвы, известный своими примечаниями-комментариями к ТАЛМУДУ и МИДРАШУ (см.), изданных под названием «Хидушей Рашаш» («Открытия [в Торе, сделанные] Раша-шем»).
РАШБА, р. Шломо бен Адрет (1235 — ок. 1310) — один из величайших галахических авторитетов, знаменитый своими ответами на галахические вопросы (так. наз. «респонсы»); раввин г. Барселона (Испания), духовный руководитель всего еврейства своего поколения.
РАШИ, рабейну Шломо Ицхаки (1040 — 1105) — величайший комментатор Торы и Талмуда, «учитель, у которого самое большое количество учеников» — потому что изучение и Письменной Торы, и Устной немыслимо без его объяснений. Уроженец г. Труа (Франция), во время странствий во всему тогдашнему еврейскому миру впитавший в себя всю традицию Торы, раввин г. Труа до конца своих дней. Одна из личностей Иудаизма, непререкаемо признанных идеальными.
РИФ, рабейну Ицхак Альфаси (1013—1103) — один из величайших авторитетов галахи и комментаторов Талмуда. Жил в Алжире и Марокко, в 1088 г. бежал в Испанию и основал йеши-ву в г. Лусена, что ознаменовало собой перемещение центра Торы из Северной Африки в Испанию. Вместе с РАМБАМОМ (см.) РИФ заложил основу для всего развития галахи вплоть до наших дней.
РОШ, рабейну Ашер (ок.1250 — 1327) — величайший талмудист и авторитет галахи, вместе с РАМБАМОМ (см.) и РИФОМ (см.) определивший все развитие галахи вплоть до нашего времени. Духовный руководитель германского еврейства своего поколения, в 1303 г. бежал в Испанию, где стал раввином г. Толедо и был признан непререкаемым авторитетом Торы своего времени.
ТУР — см. ТУР в указателе названий книг.
ЭЙГЕР, р. Акива (1761—1837) — раввин и глава йешивы в г. Познани (совр. Польша), автор многочисленных трудов по галахе, один из крупнейших авторитетов Торы последнего времени. Активный борец против реформы иудаизма и, в частности, против модернизации молитв и отказа в них от священного языка (иврита).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.