Из цикла «История еврейского народа», темы: Христианство, Антисемитизм, Рамбан, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Споры, Испания
Около шестидесяти лет альмухады сдерживали натиск христиан. В 4955 (1195) году Аль Мансур из рода Альмухадов даже разгромил армию короля Кастилии и безуспешно пытался захватить его столицу — Толедо. Но, когда вся христианская Испания объединилась под знаменем короля Кастилии Альфонсо VIII, правлению мусульман пришел конец. К тому же и Римский папа потребовал от французских рыцарей участия в войне против мусульман.
В 4972 (1212) году христианская армия разбила альмухадов, и за короткое время вся Испания, за исключением маленькой Гренады, сохранявшей независимость до 5251 (1491) года, стала христианской.
Евреи, довольные победой христиан, возвращались в Южную Испанию, где кастильцы защищали их от французских рыцарей, которые рыскали но дорогам страны. Даже Римский папа не смог убедить правителей христианской Испании лишить евреев гражданских прав. Долгое время испанские короли противодействовали этому давлению, так как понимали, что именно евреи создали и поддерживают могущество страны.
В судебных вопросах и во взимании налогов (налогов в королевскую казну и общинных налогов), в образовании и во всех аспектах внутренней жизни еврейским общинам Кастилии и Арагона была предоставлена автономия. Еврейские суды имели право присуждать к телесному наказанию и даже к смерти, правда, решения еврейского суда должны были утверждаться королем. Постепенно влияние церкви в Испании росло, а вместе с ним росла и угроза существованию еврейской общины. Священники подстрекали торговцев-христиан и мелких аристократов к антиеврейским выступлениям, и даже испанская элита поддавалась их воздействию.
Отношение к евреям становилось все более и более двусмысленным. Так, Альфонсо X (5012—5014/1252—1284) обязал евреев прикреплять к своей одежде знак позора, но, в то же время, назначал евреев на высокие государственные должности.
Священники и, особенно, монахи-доминиканцы склоняли евреев к принятию христианства. Иногда они преуспевали в этом, и зачастую вероотступники становились большими юдофобами, чем сами христиане, принимая активное участие в борьбе с евреями.
Одной из форм давления на евреев было устройство диспутов о вере. Решение о результатах дискуссии выносили король и министры. Понятно, что высокообразованные еврейские мудрецы Испании намного превосходили безграмотных монахов, но они с полным на то основанием опасались за свою жизнь и поэтому старались воздерживаться от участия в дискуссиях. Тогда священники заявляли, что раввины выказывают пренебрежение к христианской вере, и настраивали чернь против евреев и еврейских мудрецов.
В 5023 (1263) году в Барселоне состоялся самый известный диспут такого рода. Еврей-вероотступник Пабло хвастался, что легко победит раввинов. По требованию доминиканцев король Арагона приказал раби Моше бон Нахману (Рамбану) из Героны отвечать вероотступнику перед королем, вельможами и епископами.
Раби Моше просил предоставить ему свободу слова, и король дал согласие при условии, что тот не будет хулить христианство. Рамбан — выдающийся знаток Торы — с легкостью доказал ошибочность утверждения, что Ешу был Машиахом (Мессией). Утверждение вероотступника, что Mашиax уже пришел, он опроверг словами пророка Йешаяу: «И перекуют мечи на орала…» Во времена Maшиаxa все войны прекратятся, а сейчас, захотят ли короли и вельможи перекопать свои мечи на орала? Очень скоро доминиканцы поняли, что им не выстоять и начали подстрекать чернь. Тогда по просьбе евреев король прекратил диспут.
Обозленные своим поражением, доминиканцы хотели заставить евреев слушать их проповеди. Они опубликовали лживый отчет о диспуте, в котором Пабло будто бы вышел победителем. В ответ на эту фальшивку раби Моше бен Нахман написал подробную статью о ходе дискуссии, чем привел доминиканцев в ярость. Они обвинили Рамбана к оскорблении христианства и намеревались его убить, но король приказал ему покинуть страну на два года. Раби Моше бен Нахман навсегда оставил Испанию. С большим трудом он добрался до Эрец Исраэль, где и жил до своей смерти в 5030 (1270) году.
Права евреев постоянно урезались. Гражданские войны ослабили могущество королей, усилив при этом власть аристократов и священнослужителей. Евреев вытесняли с общественных должностей, лишали средств пропитания. Но евреи не теряли надежды.
Наконец, король Кастилии Альфонсо XI победил восставших против него аристократов и назначил министром финансов еврея Йосефа Бенвеништи. Возвышение Йосефа не понравилось аристократам, и один из них, Гонзало Мартинес, возбудил против него судебный процесс, обвинив министра в том, что он разбогател за счет казны. Бенвеништи арестовали, и он умер в тюрьме.
Интриган Мартинес на этом не успокоился. Он склонял короля к изгнанию всех евреев из страны и к полной конфискации их имущества. Противником этого плана оказался епископ Толедо. Тот утверждал, что годовые налоги or евреев дадут казне короля больше, чем весь еврейский капитал. Вскоре король заподозрил Мартинеса в измене и убил его.
Эпидемия чумы 5108 (1348) года, принесшая огромные страдания всему европейскому еврейству, затронула евреев Испании все же в значительно меньшей степени, чем их собратьев и Германии.
Король Педро, наследовавший Альфонсо XI, воевал со священниками, аристократами и мелкими дворянами. Евреи были верны ему и пользовались его благоволением. Однако вскоре сводный брат Педро, Энрико, встал во главе дворян. В 5129 (1369) году он убил брата, захватил трон и тут же начал мстить евреям, обложив их огромным штрафом за лояльность свергнутому королю. Снова евреев обязали прикреплять к одежде отличительный позорный знак.
Знать потребовала ужесточения репрессий, но новый король скоро понял, что для государства значительно выгоднее взять евреев на королевскую службу. Естественно, евреи-вельможи помогали своему народу, что вызывало особенную ненависть толпы. Священники требовали обратить евреев в христианство или изгнать из страны.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»