Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Компьютер — очень важное открытие наших дней. В какой-то мере оно даже облегчило всегдашнее проклятие человеческого рода.

Введение

«Разум для имеющих его — источник жизни» — «Макор Хаим — сехель беалав» (заглавные буквы обозначают слово «махшев» — компьютер).

Все, что сотворил Б-г в мире, сотворил Он во славу Себе, потому что написано: «Все, названное именем Моим и Мной сотворенное, во славу Себе сотворил Я и сделал» (Йешаяу 43:7).

Компьютеры в наши дни занимают важнейшее место в человеческой жизни. Мы пользуемся ими дома и в офисе, в банковской сфере, в науке, в области искусства и музыки и даже для изучения Торы настолько часто, что, кажется, без компьютера невозможна человеческая жизнь. Переворот, случившийся в нашем мире благодаря компьютерам, сделал бесполезными многие традиционные инструменты, которыми пользовались до появления компьютеров и цифровых технологий.

Оформление, управление, планирование, развитие, производство во всем его многообразии, печать и создание текстов, средства связи и медицина — везде компьютер занял главенствующее положение, с помощью него можно достичь в работе невозможного ранее уровня качества. Электронная почта заменила обычный процесс отправки писем и телеграмм. Интернет сконцентрировал информацию обо всем на свете, которая через личный компьютер доступна каждому конкретному пользователю сети. Качественный уровень преподавания в школах и образовательных центрах оценивается теперь в соответствии с уровнем компьютеризации процесса обучения. Целые энциклопедии хранятся в настолько миниатюрных устройствах, что их можно переносить с места на место в кармане. Музыканты с помощью компьютера создают музыкальные композиции высочайшего уровня, имитируя звучание редчайших инструментов. Человек может покупать что угодно в любой точке мире, не выходя их дома и даже во время путешествия. С помощью компьютеров синоптики достаточно точно предсказывают изменения погоды, что позволяет избегать множества человеческих и имущественных потерь в природных катаклизмах. Получается, использование компьютера становится основным, центральным моментом в жизни цивилизации наших дней. В этой книге мы постараемся объяснить значение данного обстоятельства в тот период, когда еврейский народ возвращается в свою землю, и попытаемся объяснить, как правильно использовать компьютер.

Это важно объяснять именно потому, что компьютер заполняет все области человеческой жизни. С одной стороны, это ведет к «компьютерной лени» (на иврите «компьютер» называют «махшев», поэтому он получил прозвище «моах шев» (дословно «мозг, сиди!»), т.е. не делай ничего. С другой стороны, компьютер способен оказать огромную помощь в любой исследовательской деятельности, в том числе в изучении Торы, и тогда его можно назвать «моах шав» (досл. «мозг, возвращайся»), т.е. работай больше, чем до этого.

Много важных вещей можно осуществить с помощью компьютера, не только ради достижения всевозможных благ для души и тела человека, но и для духовного развития. Поскольку душу человека сейчас питает, в основном, содержимое Интернета, особенно важно понять, как правильно им пользоваться, чтобы это занятие стало благословением для человека, а не наоборот, не дай Б-г, и способствовало его развитию в соответствии с тем предназначением, ради которого сотворен каждый из нас — достичь духовного совершенства.

Компьютер, как уже было сказано, — очень важное открытие наших дней. В какой-то мере оно даже облегчило всегдашнее проклятие человеческого рода: «В поте лица будешь есть свой хлеб», поскольку благодаря использованию нанотехнологий значительно снизился процент ручного труда на производстве во всем мире. Теперь тяжелую физическую работу делают компьютеры — замечательные машины, которые, к тому же, развивают все более быстрыми темпами всю человеческую культуру. В этом отношении невозможно сравнить все прежние времена с нашим. В этом есть даже нечто похожее на подготовку всего мира к вступлению в эпоху «конца дней», когда улучшается понимание того, как использовать себе во благо силы природы: силу пара, энергию жидкого и твердого топлива, электричество, солнечную, ядерную энергию и другие. Стало возможным овладение знанием, необходимым для дальнейшего развития цифровых технологий, которые в полной мере олицетворяет компьютер. Все это совпадает с предсказаниями еврейских мудрецов, в которых говорилось о тораническом понятии «конец дней». Например, Рамбам писал: «Не желали пророки и мудрецы мессианских времен ни для того, чтобы властвовать над всем миром, ни для того, чтобы угнетать другие народы, ни для того, чтобы все другие народы их превозносили, ни для того, чтобы есть, пить и радоваться; но для того желали этих времен, чтобы быть свободными для постижения мудрости Торы, чтобы никто их не преследовал и не мешал им, чтобы удостоиться доли в Будущем Мире… В это время не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни конкуренции, потому что благ будет в изобилии, и все хорошее будет доступно как песок. Весь мир будет желать только одного — познать Б-га…»

Сегодня мы видим, что компьютер становится основным помощником и облегчает жизнь человека, помогает сократить и затрачиваемое время, и физические усилия, дает возможность получать больше информации об окружающем нас мире, и это похоже на то положение вещей, которое было предсказано относительно конца дней и нашло свое выражение в «Законах Ца-рей» Рамбама.

Анализ вопросов, касающихся использования компьютера, и тех открытий, которые были сделаны с его помощью, а также выводы, к которым нам предстоит прийти на основе этого анализа — все это позволит нам еще глубже проникнуть в тайны Высшего Провидения, управляющего мирозданием. Как написал пророк Ирмияу со слов Всевышнего: «…да не хвалится мудрый мудростью своей и да не хвалится сильный силой своей, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что он разумеет и знает Меня, что Я — Г-сподь, творящий милосердие, правосудие и справедливость на земле, ибо лишь это желанно Мне, — сказал Г-сподь».

Пролог

Нужно выделить два важных вопроса, связанных с темой компьютеров:

1) Является ли технологический прогресс необходимостью, и насколько он желателен для нас? Ведь, с одной стороны, можно в качестве примера привести поколение рассеяния, когда люди достигли небывалой технологической мощи, но для чего? Из-за желания получать удовольствие от материальных источников, строить себе комфортные здания, а, в конце концов, они решили завоевать весь мир (и даже космос, как писал раби Йонатан Айбишюц). Компьютер сегодня также используется и для покорения космоса, и с целью соединить все человечество, обеспечить связь между его разнородными элементами — так было и во времена строительства Вавилонской Башни. Но, с другой стороны, сказал пророк: «Ибо тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали имя Г-пода, чтобы служили ему единодушно» (Цфания 3:9). Если мы говорим об эпохе «конца дней», то желанием Б-га в этот период является всеобщее объединение. Компьютеры используются для этой глобальной цели — для сближения, объединения, наведения мостов по всему миру. Получается, что развитие цифровых технологий в точности соответствует желанию Всевышнего, а не противоречит ему.

2) Можно сказать, что компьютеры привнесли в жизнь человечества много хорошего, и мы это видим повсеместно. Тем не менее, как, собственно, при пользовании любой вещью, при широком распространении компьютеров проявляется их порочная вредоносная сторона. Например, увлечение компьютерными играми означают прекращение изучения Торы. Кроме того, Интернет переполнен ресурсами, подрывающими основы веры. Есть страницы, которые проповедуют антисемитизм, порнографические порталы, сайты, которые демонстрируют сцены насилия, предназначенные для пропаганды идей террора и содержащие подробные руководства по организации взрывов и других мероприятий, направленных на причинение максимального вреда и ущерба людям. Поэтому в контексте темы компьютеров нужно разъяснить смысл сказанного царем Шломо: «одно против другого создал Б-г» (Коэлет 7:14).

Развитие технологий: необходимость или вред?

«…которое сотворил Всесильный сделать» (Берешит, 2:3) — с условием, чтобы человек потом продолжил созидать и заниматься всем, что поможет ему устроиться в мире и исправить его («Лев Авот»)

«Обрати нас, Г-поди, к Тебе, и мы обратимся, обнови дни наши как прежде» (завершение книги «Эйха»). Таким образом, суть обновления состоит в возвращении к тому, что было в прошлом, и более того: «Не говори: “Как случилось, что прежние дни были лучше этих”, ибо не от мудрости спросил ты об этом» (Коэлет 7:10).

Наши мудрецы поразному оценивали бурное технологическое развитие общества. Они сравнивали их время и ситуацию прежних поколений, с точки зрения технологий, их использования и отношения к ним. В частности, Абарбанель обсуждал отрывок, в котором Тора сообщает нам о поколении рассеяния: «Сказали друг другу: “Давай наделаем кирпичей и обожжем огнем”. Стали у них кирпичи вместо камней, а горная смола была у них вместо глины. Сказали они: “Давайте построим себе город и башню, главою до небес…” (Берешит, 11:3-4)». Абарбанель считал грехом поколения рассеяния то, что люди, ранее жившие в шатрах и в пещерах, не готовы были удовлетвориться своим прежним положением и уровнем жизни и приняли решение изготовить кирпичи, чтобы построить из них высокие здания для обеспечения лучшего уровня жизни. Абарбанель считает это грехом, словно соглашаясь с фразой из книги «Ховот а-Левавот»: «Каждый раз, когда мир еще больше заселяется, разум еще больше разрушается».

Гаон рав Элияу Десслер придерживался мнения, что технологический прогресс, в общем и целом, полезен человечеству. Но вместе полагал, что развитие технологий неизбежно наносит человечеству вред: самолет не только является уникальным средством для быстрого перемещения, но и инструментом для проведения разрушительных бомбардировок, средством уничтожения громадного количества людей во время авианалетов.

Рассказывали, что одна из близких родственниц Хафец Хаима примкнула к социалистам. Пытаясь оправдать себя, она ссылалась на новые реалии современности и технологический прогресс, говорила о нем, как об основном преимуществе нового времени. Хафец Хаим сказал ей: «Вы строите самолеты для того, чтобы уничтожать людей, а мы строим самих этих людей».

Рав Ицхак Йосеф Каневский говорил об автокатастрофах: «Возможно, действуй санэдрин сегодня, он запретил бы пользоваться транспортными средствами, поскольку ради обладания ими человек приносит в жертву собственную жизнь».

Изобретатель динамита Альфред Нобель, после того как стал свидетелем разрушений, произведенных с помощью его изобретения, учредил премию для людей, которые с помощью своих открытий и достижений поддерживают мир.

Приведенные примеры доказывают, что технологический прогресс, безусловно, вредит миру.

Не стоит забывать о сути идеологии строителей Вавилонской башни. Эти люди заявляли, что сам факт технического прогресса несет миру избавление, так как человек обретает счастье именно благодаря технике. Сегодня основной вектор прогресса западной цивилизации направлен именно на развитие новых технологий, которые принесут человечеству новый уровень комфорта и повысят качество жизни, при этом никто не учитывает вечные духовные ценности, благодаря которым человек достигает истинного совершенства.

Очень похоже мудрецы Талмуда характеризовали жизнь людей поколения рассеяния. Вспомним известный мидраш о строительстве Вавилонской башни. Когда сверху падал кирпич, люди оплакивали его, а если с башни срывался человек, остальные вообще не обращали на это внимания. Вывод прост и страшен: бездушный кирпич важнее обладателя живой души. Другими словами, для тех строителей технический прогресс был важнее самого человечества. Как мы уже упомянули в предисловии, изобретение компьютера во многом напоминает «изобретения» вавилонян.

Что мы можем об этом конкретно сказать?

1. О Вавилонской башне в книге Берешит написано: «И был на всей земле язык один, и слова одни» (11:1). Технологический прогресс и изобретение компьютера также сделали возможной всеобщую связь. Более того, первый компьютерный язык назывался Assembler («сборщик»); язык этот лежал в основе программирования. То же самое можно сказать и об операционных системах Dos и Windows, которые благодаря особенностям функционирования, объединяют миллионы людей.

2. Люди поколения рассеяния хотели построить высокую башню. Про компьютер тоже можно сказать, что он построен по типу «башни» — в нем один программный слой строится на основе другого: программа, отвечающая за функциональность — один слой, на ее основе — как бы «над ней» — работают программы, связанные с обработкой данных, и эти данные поступают в третий слой. Тот набор данных, который образовался в результате работы одной программы, может быть использован для запуска и функционирования другой программы — таким образом, образуются четвертый и пятый «слои». Также известно, что программа, ставшая популярной во всем мире, приводит к появлению других программ, которые строятся на ее основе. Здесь мы вновь сталкиваемся с «башенной технологией».

3. Развитие компьютеров получило размах благодаря научным программам американской организации НАСА, занимающейся исследованиями космоса. Согласно объяснению рава Йонатана Айбишюца, намерение строителей Вавилонской башни было именно таковым — завоевать космос. Они хотели направить в космос нечто, напоминающее по форме ракету, таким образом, на много лет опередив известного французского фантаста Жюля Верна, который в свое время написал книгу о том, как люди сконструировали летательный аппарат, по форме напоминающий артиллерийский снаряд, и запустили его из громадной пушки на Луну. Этот роман описал всю будущую деятельность по воплощению в жизнь мечты человечества о полетах в космос; и, в конце концов, человек достиг поверхности Луны, прилетев с Земли на космическом корабле, а непилотируемый аппарат опустился на поверхность Марса.

Вот перед нами фраза из Талмуда («Шабат» 112б), где мудрецы говорят о том, что общий уровень людей снижается от поколения к поколению: «Если первые — как ангелы, то мы — как люди, если первые как люди, то мы — как ослы, и не те ослы, как тот осел, что принадлежал раби Ханине бен Досе, а просто как ослы».

Есть еще одно место в Талмуде, в котором затрагивается та же тема («Эрувин» 53а): «Кирпич первых как вход в залу, а последних — как вход в покои (которые по размеру как половина залы), мы же — как полотно, усеянное следами от игл…»

Если по мнению мудрецов, именно так обстоят дела, то получается, что развитие технологии напрямую связано с деградацией поколений. Оценивая технологию с такой позиции, можно сделать вполне оправданный вывод, что ее развитие идет людям во вред. Теперь давайте оценим, как иудаизм относится к развитию цивилизации. Приведем ряд примеров высказываний наших мудрецов по этой теме.

Те три цивилизации, которым суждено править миром на разных исторических этапах — Эсав, Ишмаэль и Исраэль — уподоблены мудрецами трем видам животных. Эсав похож на свинью, как сказано: «Обгладывает ее (виноградную лозу из Египта) вепрь лесной» (Теилим 80:14); Ишмаэль, как написано в мидраше «Ялкут Реувени», на верблюда, а Израиль — на овцу, как сказал пророк: «Израиль — отбившаяся овца, львы отогнали ее от стада» (Ирмияу 50:17).

Как известно, у кашерного животного наличествуют два признака кашерности: пережевывание жвачки и раздвоенное копыто. У свиньи есть только раздвоенные копыта, верблюд только пережевывает жвачку, а овца обладает раздвоенным копытом и пережевывает жвачку. Если мы чисто символически определим раздвоенные копыта как знак прогрессивного устремления в будущее, а пережевывание жвачки — как знак того, что народ живет своим прошлым, то вырисовывается любопытная картина. Свинья, у которой из признаков кашерности наличествуют лишь раздвоенные копыта, становится символом прогресса, то есть главное для представителей культуры, которую олицетворяет это животное, это движение вперед, прогресс цивилизации, а прошлое представляется им чемто дряхлым и примитивным. Верблюд, который только «кашерно» пережевывает жвачку, олицетворяет народ, который ценит прошлое и живет им, а против будущего восстает. Это тоже неправильно, ибо сотворенное должно совершенствоваться. Правильный путь олицетворяет овца, которая ценит и помнит как опыт прошедших поколений, так и, в нужном случае, продвижение вперед.

Автор книги «Бейт Менуха» объяснял (книга в свое время была одобрена самим Аризалем), если говорить об обществе в целом и о мире в целом, то поколения, с одной стороны, «опускаются», а с другой — поднимаются. Действительно, мы являемся непосредственными свидетелями того, что мир сотворен как постоянно развивающаяся система. Всевышний сначала сотворил предметы неодушевленной природы, после этого — растительный мир, затем — птиц, рыб и животных, а после — человека. По мнению автора комментария «Тиферет Исраэль», даже из того, что обнаружено глубоко в земле, очевидно, что Всевышний управляет этим миром, постоянно его совершенствуя. Он пишет об этом так: «Когда исследуют слои земли, всегда видят, что более глубокие из них гораздо большего размера, чем те, что возвышаются над ними; пласты второго слоя больше, чем пласты третьего, точно так же как пласт четвертого больше, чем пласт пятого. Что же касается останков животных в этих пластах, то здесь наблюдается другая картина: самые большие в самых нижних, а дальше — чем выше, тем меньше, ибо с течением лет животные совершенствуются более» (автор имеет в виду окаменелости, которые находят в слоях земли).

Похожее развитие мы наблюдаем также в компьютерной области. Каждая новая линейка моделей представлена более компактными образцами, чем ее предшественница. Здесь мы тоже являемся свидетелями постоянного усовершенствования и самого компьютера как устройства в целом, и отдельных его деталей.

Первой базовой моделью компьютера были счеты, которые представляли собой простейшее счетное устройство из костяшек, нанизанных на палочки, которые можно было передвигать. Некоторые сегодняшние карманные компьютеры имеют размер, не превышающий половины ладони взрослого человека, но важность и значимость их для человека в тысячу раз превышает ту, что имели счеты в докомпьютерную эру.

Первые многофункциональные компьютеры были громадными машинами, занимавшими гигантскую площадь в огромных помещениях. Дальнейшее — постоянное! — развитие технологий в компьютерной области привело к тому, что мы, пользователи, имеем теперь перед собой миниатюрные модели PC, размером с небольшой чемоданчик дипломат, тонкие и легкие. Вместе с тем, качество и скорость их работы очень высоки, не менее высока их значимость в жизни современного человека.

Функция постоянного развития и усовершенствования, заложенная Творцом в мир природы, заставляет человечество двигаться вперед и постоянно развиваться. Например, большинство людей в мире сегодня уже умеет читать и писать. Однако уровень духовности не соответствует образованности и не растет вместе с ней. Конечно, в наши дни мы не смотрим с трибун как на арене рабы-гладиаторы бьются насмерть с дикими животными, что было весьма популярным развлечением в Древнем Риме, да и само по себе рабство уже давным-давно запрещено законом. Сегодня люди осознают, что любая война — это плохой вариант решения проблем; в любой развитой стране проходят акции, участники которых требуют облегчить страдания заключенных. Сегодняшний свободный мир очень «чувствителен» к угнетению и дискриминации любого рода; предпринимается множество усилий чтобы улучшить положение обездоленных людей, и в развитых странах этим профессионально занимаются специальные организации. Даже животные в последнее время получают повышенное внимание со стороны людей. Их защищают, охота ограничена, истребление животных запрещено, мир протестует против отлавливания особей, обладающих ценными мясом или шкурой. Глумление над животным становится подсудным делом. В Испании протестуют против корриды — боя быков с матадорами, и ажиотаж, который вызывало это старинное развлечение у испанцев, постепенно гаснет, сходит на нет.

Культы идолопоклонников древности, связанные с ужасающей жестокостью и разнузданным развратом, давно исчезли. Их место заняли религии, источником которых является иудаизм, с его императивом ценности человеческой жизни и с идеей посвящения себя высшей цели. Именно это требуется от последователей этих религий. Однако народам мира предстоит исправить еще очень и очень многое. По мнению Рамбама, Всевышний дал народам мира принять христианство и ислам для того, чтобы при помощи этих религий были наведены мосты между евреями и неевреями, и в будущем народам было легче принять на себя исполнение Семи заповедей потомков Ноаха. И сегодня этот «ветер из будущего» уже дует.

Иногда способность постоянно совершенствоваться, заложенная в природе, вводит людей в заблуждение. Теория Дарвина, основанная на идее постепенного развития видов животных от простых организмов к сложным, начисто отрицает веру в то, что мир создан Творцом. Можно сказать, что Дарвин удобрил почву для возникновения всего современного секулярного сознания в мировом масштабе, поскольку оно держится именно за эту теорию «эволюционного развития видов» и не желает расстаться с ней ни при каких обстоятельствах. Но если не брать в расчет отсутствие какихлибо доказательств самой теории, а просто посмотреть на нее со стороны, то мы увидим, что и эта теория указывает на тот непреложный факт, что в природе присутствует постоянное развитие.

Возвращаясь к компьютеру, скажем всем известную вещь: компьютер — вершина достижений нашей современной цивилизации. В преддверии наступления мессианской эпохи у нас появилось нечто, что принципиально облегчает многие жизненные задачи, давившие на плечи человека тяжелым грузом до того, как компьютер был изобретен. Приведем здесь слова Рамбама из его комментария на Мишну (гл. «Хелек» трактата «Санэдрин»), где он пишет непосредственно о мессианской эпохе следующее: «…В те дни людям станет нетрудно зарабатывать себе на жизнь. Ценой небольших усилий они смогут добиться значительных результатов. Это и имели в виду мудрецы, говоря: “В будущем земля Израиля будет производить испеченные хлеба и готовую одежду из тонкой шерсти” (Шабат, 30:б). Как говорят в народе о том, кому чтолибо досталось без труда: “Ему достался испеченный хлеб и готовая пища” и доказывается это сказанным в писании “Чужеземцы будут у вас земледельцами и виноградарями” (Йешаяу 61:5)».

Выводы относительно технического прогресса

С одной стороны, прослеживается связь с грехом Первого Человека, причиной которого послужили два качества: гордость и желание снять с себя рамки ограничений. Тора говорит о гордости: «…Ибо знает Всесильный, что в день, когда съедите от него, откроются глаза ваши, и будете как боги, знающие добро и зло» (Так соблазнял Хаву змей, см. книгу Берешит 3:5). Раши объясняет значение слов «будете как боги» — «будете творцами миров».

Что касается второго качества, то мудрецы говорили о нем в Вавилонском Талмуде («Санэдрин» 38б): «Адам пошел вслед за крайней плотью», то есть хотел снять с себя первоначальные ограничения, поскольку отсутствие крайней плоти приводит к обузданию страстей, а наличие, наоборот, к их разжиганию. Известно, что Адам родился уже обрезанным, и формулировка «пошел вслед за крайней плотью», если учесть желание Адама, приведшее к греху, становится понятной. Она означает, что Адам не справился со своими желаниями.

Наше время сверхбыстрого развития нанотехнологий имеет сходство с периодом, когда на земле жило поколение, называемое в нашей традиции «поколением рассеяния». Тогда люди хотели уподобить свои возможности и силы Б-жественной силе и мощи. Раши (Берешит 11:1) объясняет одну из причин постройки Вавилонской башни: «…Не вправе Он выбрать Себе высшие сферы. Взойдем же на Небеса и сразимся с Ним». При всем при этом они хотели получить от жизни максимум материальных благ и удовольствий, поэтому строили себе личные дома… А мы сегодня покупаем последние модели персональных компьютеров, которые также помогают удовлетворить наши амбиции и стремление овладеть всеми благами этого мира.

Тем не менее, в технологическом развитии есть свои плюсы. Техника помогает человеку не только в работе, но и в духовном росте. С одной стороны, увеличение машин на улицах приводит к увеличению числа катастроф со смертельным исходом, не дай Б-г, с другой — множество жизней было спасено благодаря оперативности бригад Скорой помощи, во время доставляющих больных в больницы и рожениц в родильные дома. Пожарные машины оперативно выезжают на пожар и тушат его, спасая людей от ужасной смерти. Армия, стоящая на страже безопасности нашего имущества и наших жизней, использует военную технику. Получается, не стоит мешать прогрессу, ибо преимущества для человеческого рода, с ним связанные, намного превосходят негативные факторы.

Если оценивать все это с точки зрения влияния на духовное развитие, то польза от технологий просто очевидна: благодаря автотранспорту множество евреев удостоилось вовремя попасть на уроки Торы, в синагоги, в ешивы, в миквы и в любые другие места, где они смогли исполнить заповеди. Если бы не автобусы и специальные маршрутки, трудно было бы даже представить себе, как такое огромное количество детей доехало бы до хедеров. Поистине, благословен прогресс, и все это видят!

Самолеты и вертолеты участвуют в разрушительных военных действиях, но именно они молниеносно доставляют больных на лечение, а продукты питания в такие места, куда можно добраться только по воздуху (например, в осажденные города, где гражданское население терпит лишения то недостатка продовольствия и медикаментов, а также в районы землетрясений, извержений вулканов и т.п.) С вертолетов и самолетов тушат лесные пожары, и это тоже приводит к спасению человеческих жизней.

На самолетах наш народ может вернуться в свою землю… Таким образом, самолеты являются одним из основных инструментов при собирании изгнанников. Вот пророческие слова Йешаяу (60:8): «Кто это летит, как облако, и как голуби — в окна голубятен своих»? Один из христианских священников однажды попросил раби Йосефа Каспи объяснить этот стих. Свой ответ священнику он записал в книге «Црор а-Кесеф»: пророк говорит о том, что в будущем изгнанники станут возвращаться в Землю Израиля с огромной скоростью. Сегодня мы все как раз и являемся свидетелями того, насколько быстро и просто может происходить это возвращение.

О компьютере можно сказать то же самое. С одной стороны, им пользуются чтобы развлечься, а с другой — с его помощью достигают святых целей! Компьютер помогает исследовать мир, и, с этой точки зрения, он способствует возрастанию трепета перед открывающимися тайнами творения и укреплению веры в Того, кто все создал.

В прошлом непрофессионалы совершали много ошибок при написании святых текстов. Тысячи евреев даже не подозревали, что вешают в своих домах мезузы с некашерно написанными буквами, или накладывают некашерные тфилин, в результате чего заповеди не исполнялись, а благословения произносились впустую. Сегодня, благодаря появлению компьютеров и разработке способов электронной проверки мезуз, тфилин и Свитков Торы, эти проблемы практически полностью ушли из нашей жизни.

Расщепление атома тоже пошло на пользу продвижению человечества. Известно, что развитие исследований в ядерной области изначально стимулировалось перспективой военного применения и сдерживания, однако исследования в этой области ведутся также и в мирных целях. Атомные электростанции обеспечивают электричеством значительную часть населения планеты, что ведет к уменьшению в энергетике доли нефти, а именно нефть особенно часто является причиной шантажа и вымогательств в политике и экономике. Радиоактивное облучение активно применяется в медицине, когда все остальные средства уже испробованы и пользы не принесли. Это напоминает высказывание мудрецов в мидраше «Ялкут Шимони»: «Сказал раби Йеошуа бен Леви: “В будущем нет Геинома, но Всевышний вынет солнце из футляра, и злодеи будут судимы им, а праведники от него исцелятся”.» На солнце постоянно происходят термоядерные реакции; его окружает газовая оболочка толщиной 6-7 километров — вот она-то и является тем «футляром», без наличия которого наш мир испепелился бы за секунду. Вполне возможно, что под «выниманием солнца из футляра» имеется в виду проникновение в тайны расщепления атомного ядра технологическими методами. Таким образом, человечество искусственно создает «солнце».

Рав Шимшон Рафаэль Гирш, комментируя указание Торы о двух козлах, приводимых к Первосвященнику в Йом-Кипур, пишет, что внешне эти козлы ничем друг от друга не отличались и стоили одинаково. Их ставили по обе стороны первосвященника. Тот козел, которому предстояло искупить весь еврейский народ, приносился в жертву, а второй отправлялся «к Азазелю» — в пустыню, где его сталкивали со скалы. Возможность выбрать для принесения в жертву одного или другого козла была абсолютно одинаковой. На основании этого рав Гирш делает вывод, что человек направляется к Б-гу или в противоположную сторону на основании собственного свободного выбора. Аналогичным образом, от самого человека зависит то, как он будет использовать святой язык. Несмотря на то, что Рамбам считал святой язык уже объективно таким — особым языком, обладающим определенными отличиями от других языков — по мнению Риваша (рав Ицхак бен Шешет) все зависит от того, как люди используют этот язык, что конкретно пишут его буквами. С развитием технологий наблюдается схожая ситуация. В частности, компьютер можно использовать для продолжения деятельности людей поколения рассеяния, когда знание привело людей к объединению вокруг одной разрушительной идеи. Но с его помощью того же самого компьютера можно объединиться ради исправления разрозненного мира, чтобы вернуть его к прежнему состоянию, когда был один общий язык.

«Одно против другого создал Б-г» (Коэлет 7:14)

Грех Первого Человека заключался в смешении плохого в хорошем; исправление этому — в выборе хорошего из плохого («Нефеш а-Хаим» 1).

Мы остановились на том, что компьютер используется как очень важное средство исправления мира, и что миру пошло на пользу его изобретение, но, с другой стороны, в нем скрыт громадный разрушительный потенциал — Интернет полон разврата, и вообще всего того, чем обычно подтверждается духовный упадок. Теперь настало время понять, почему все происходит именно так.

Раби Цадок из Люблина в своей книге «Комец Минха» (пар. 9) писал следующее:

«В этом мире зло перемешано с добром. Единства нет, в любой вещи соединяются две стороны… Нет целиком плохого поколения, даже у грешников есть исполненные заповеди, и нет такого праведника, который делает только хорошее и никогда не ошибается. Тем не менее, в будущем предполагается истинное отделение одного от другого, и “будет жить волк с овцой”. Истинны слова мудрецов: “В будущем мире, который ВЕСЬ исправлен, который ВЕСЬ Шабат”. И именно это утверждается в известном высказывании: “Потомок Давида придет только в том поколении, которое ВСЕ праведно или ВСЕ греховно”».

Мы видим, что в согласии с данным принципом все и происходит — в любом месте, где есть святость, присутствует также и ее противоположность — «тума». Первый стих недельной главы «Хукат», где идет речь о красной корове, гласит: «Зот хукат а-Тора» («Вот закон Торы»). В комментарии «Ор а-Хаим» объясняется, что эти слова обозначают общий закон Торы, а не только закон, относящийся к красной корове, ведь в противном случае надо было бы написать: «Зот хукат а-пара» («Вот закон о корове») или «Зот хукат таара» («Вот закон о ритуальной чистоте»). Почему же упомянута Тора в целом? Автор «Ор а-Хаим» приводит следующий пример. Были две бочки: одна наполнена землей, а другая медом. Потом их опорожнили, и оказалось, что там, где была земля, совсем немного насекомых, а в другой, которая была наполнена медом, полно насекомых, копошащихся в остатках меда. Тора сравнивается с бочкой меда, и в согласии с ее законом… после смерти человека увеличивается степень ритуальной нечистоты его тела. В связи с приведенным примером оно и понятно: тело хранило в себе б-жественную душу, и после того, как «освободилось» от нее, «мед» ее присутствия привлек множество сил «тумы», желающих полакомиться остатками влияния души на тело. Мудрецы сказали («Сукка» 52а): «В каждом, кто больше другого, еще больше соблазна». В тот период, когда мир был полон идолопоклонства, в нем также жило пророчество, но когда в результате особых мер, принятых мужами Великого Собрания, идолопоклонство сошло на нет — пророчество исчезло, что подтверждает правило «Одно против другого создал Б-г».

«Мидраш Раба» содержит комментарий на слова царя Шломо: «Сказал я себе: “Умудрюсь”, но далека она от меня (мудрость)». Шломо произнес эти слова, когда, изучив всю Тору, дошел до главы о красной корове, пепел которой делает ритуально нечистыми тех, кто чист, и ритуально чистыми тех, кто нечист. Тут царь понял, что закон о красной корове не познать силами человеческого разума, с помощью которого он успешно постигал учение перед этим, что в каждой заповеди есть некие скрытые смыслы. Как бы там ни было, красная корова — классический пример того, как одна и та же вещь может одновременно служить двум совершенно противоположным целям — очищать нечистых, а чистых превращать в нечистых. Относительно всей Торы действует такой же принцип. Несмотря на то, что Тора включает в себя 613 заповедей, мудрецы Талмуда сказали о Торе в целом: «Удостоился — становится (Тора) для него эликсиром жизни, не удостоился — становится для него ядом» («Йома» 92б). Можно привести доказательство и на примере тех, кто учился в знаменитой воложинской ешиве. Из стен этого дома учения вышли такие мудрецы, как гаон рав Исер Залман Мельцер, гаон рав Аарон Бангис и другие, но также и те, кто в будущем отрекся от Б-га и от Его Торы — в числе последних знаменитый поэт Хаим Нахман Бялик.

Итак, любая сила, связанная со святостью, в этом мире неизбежно и обязательно сталкивается с противодействующей силой. Возьмем, к примеру, изобретение книгопечатания. Говорят, что появление книгопечатания было настоящим прорывом в истории человечества, открывшим людям новый путь развития. Один из ученых отметил, что книгопечатание стало культурной революцией — впервые у людей появился способ рассказать о себе потомкам. Конечно же, книгопечатание стало важнейшим средством распространения Торы, как сказано: «Выйдут наружу твои источники» (Мишлей 8:16).

Самой первой книгой, напечатанной в Европе, стал перевод Танаха на латынь, который был выпущен с целью познакомить широкие массы со Священным Писанием. Первой напечатанной на иврите книгой стал комментарий Раши на Тору, чтобы показать нам, насколько важна Устная Тора. Но прошло относительно немного времени — всего несколько десятков лет после появления первой печатной продукции — и стали тиражироваться книги, которые вообще нельзя читать, согласно еврейскому закону, и о которых в «Шулхан Арухе» написано следующее: «Притчи и творения художественного слога, повествующие о будничных вещах словами, разжигающими страсть, такие как книга Амнуэля, или книги с описанием войн, нельзя читать в Шабат, и даже в будни нельзя, это словно участие в “сборище насмешников”; это нарушение того, о чем сказано: “Не обращайтесь к идолам” — не уводите Б-га из ваших мыслей. Тем более, это касается вещей, разжигающих страсть. Ответственность лежит и на тех, кто их пишет, и на тех, кто их переводит, и понятно, что и на тех, кто печатает, вводя в заблуждение многих людей. Это относится и к продавцам, и к хранителям этих книг…»

История с изобретением и развитием компьютеров двигалась в том же направлении. С помощью компьютера делается очень много полезного и для всего мира, и для еврейского народа. Однако используется он — как, впрочем, и всякий материальный предмет — для целей дурных не меньше, чем для благих. Что поделаешь, «одно против другого создал Б-г».

Подтверждая сказанное, обратим свой взгляд на две страны, являющиеся своеобразными мировыми «духовными центрами» — это Израиль и Индия. Слава Б-гу, одна страна на другую ничуть в духовном плане не похожа. (Америку рассматривать не будем, поскольку культура там «иудео-христианская». Там подавляющее большинство населения верит в Б-га, там находится самая большая в мире — после Израиля — еврейская община; там нашли настоящее убежище беженцы из Восточной Европы в период Второй мировой войны, но и по мировым и по историческим масштабам, духовным центром эта страна не является, поскольку там установлен режим демократии и неограниченных свобод).

Израиль — святое место, это факт. А вот Индия — наоборот. В Торе написано так: «А сынам наложниц, что у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток, в землю восточную» (Берешит 25:6). Раши, объясняя, что за «подарки» дал им Авраам, привел слова наших мудрецов («Санэдрин» 91а): «Дал им средства от сил нечистоты». То есть он передал знание, как пользоваться силами, связанными со святостью, причем передал это знание в подходящей для них манере — так, чтобы они были способны его воспринять. Однако они воспользовались этой мудростью с противоположными целями и сделали саму эту мудрость нечистой — исполненной «тумы». Рав Матитьягу Глазерсон писал, что разница между названиями «еврей» («йеуди») и «индус» («оди») заключается в одной маленькой буквочке «йуд», но именно в ней содержится намек на Б-жественную мудрость и святость. Еврей связан с этой буквой, потому что традиция правильного использования сил святости перешла к нему от праотцов, а индус — нет, ибо жители Индии не чтут единого Б-га, а преклоняются перед духовными наставниками.

Совсем недавно, в 2004 году вышло алахическое постановление группы крупнейших раввинов, среди которых был и рав Эльяшив, о том, что в связи с опасением идолопоклонства следует запретить ношение париков, сделанных с использованием волос, привезенных из Индии, и многие женщины сняли тогда парики. Интересно, что в тот же самый период в Индии состоялись выборы, в результате которых партия, опиравшаяся на последователей традиционных индийских культов, представители которой занимали до того ключевые посты в государстве, неожиданно потеряла власть, и для многих это стало полной неожиданностью, потому что никакой явной причины падения этой партии на выборах не было. Одно против другого создал Б-г: возносится Израиль — падает идолопоклонник, и наоборот.

«Мидраш Раба» (глава «Хукат»), комментируя превращение нечистого в чистое («Кто сделает нечистого чистым, как не Один?») приводит пример с праотцом Авраамом, который стал основоположником истинной веры в Б-га, несмотря на то, что его отцом был один из распространителей культа служения идолам тех времен, которого звали Терах. Мидраш также подробно останавливается на теме происхождения Машиаха, предки которого жили в Сдоме. Обсуждается стих в Теилим (89:21): «Нашел Я Давида, раба Моего, елеем святым помазал его».

— Где нашел? — задает вопрос мидраш.

— В Сдоме!

Написано: «Возьми двух дочерей твоих, находящихся здесь» (Берешит 19:15) — от них произойдут моавитянка Рут и амонитянка Амони, а от них, через многие поколения — Машиах. Два народа — Амон и Моав — произошли от связи обеих дочерей Лота с их собственным отцом, что само по себе является тяжелейшим прегрешением. Тем не менее, эта связь удивительным образом все равно привела к важным положительным изменениям. Намек: числовое значение имени «Лот» — 45, что равно гематрии слова «Геула» («Избавление»), хотя в переводе с арамейского оно означает «проклятие».

Из всего этого мы можем выучить, что даже из дурных поступков произрастает благословение, святость и даже освобождение еврейского народа. Не стоит забывать, что Моше Рабейну вырос во дворце фараона. Именно поэтому в стихе уточняется: «Кто сделает нечистого чистым, как не Один?», то есть кто еще, кроме Всевышнего, может нечистое сделать чистым, да еще и угодным Ему Самому?! Так и превращается тьма в свет, и горечь становится сладостью. По этому поводу мудрецы говорили («Йома» 86б): «Раскаяние из любви превращает злонамеренные поступки раскаявшегося в заслуги, и нет лучшего превращения нечистого в чистое, чем такое». Сам грех по природе своей подталкивает человека к полному и окончательному раскаянию, а если уж он раскаялся, то может помочь раскаянию других силой своего прошлого горького опыта. Что касается обращения с компьютером, то здесь похожая ситуация: уже появились движения, выступающие за ограничение нежелательного доступа в Интернет — типичный пример очищения вещи от нежелательных примесей для того, чтобы она приносила настоящую пользу.

Предназначение праведников — переводить тьму в категорию света, а горечь обращать в сладость. Такое происходит во всех сферах, и компьютер — не исключение. Мы в силах поставить Интернет на службу святости, от которой будет лишь польза, а никакого ущерба не произойдет. «Тьма», которая окружает сейчас компьютеры и сеть, может служить указать нам путь, как заставить сеть служить на благо нам. В книге «Зоар» разбирается стих из книги Коэлет: «Видел я, что есть преимущество у мудрости перед глупостью, как есть преимущество у света перед тьмой». Там сказано, что чем больше познается тьма, тем больше осознается ценность света. Люди, знающие особенности человеческой души, должны найти способы исправления ее «темных мест».

Есть еще один важный момент, который следует особо отметить, поскольку о нем говорили знатоки Каббалы: сказано, что оболочка всегда предшествует плоду. Перед тем, как родился Авраам, должны были пройти целых две тысячи лет хаоса, но когда они прошли — наступили две тысячи лет Торы.

Государство Израиль создавалось путем отрицания Торы. Госучреждения навязывали новоприбывшим «новое», б-гоборческое мировоззрение. Приехавшим из Йемена состригали пейсы и направляли их в атеистические организации. Левое движение ратовало за лишение работы тех, кто не соглашался работать в Шабат, или, по крайней мере, стремились определить их детей в антирелигиозные учебные заведения. По свидетельству книги «Пеер адор», дошло до того, что на второй год после провозглашения еврейского государства, Хазон Иш, отправляясь на выпечку мацы, говорил «Слава Б-гу, государству уж второй год, а все еще можно печь мацу!» Радовался, что еще страна не опустилась до уровня коммунистических держав, где мацу вообще запрещали. Но вопреки всему, сегодня, с Б-жьей помощью, Израиль — мировой центр изучения Торы.

Пишущий эти строки помнит, каково было положение дел в те времена (времена его юности) с детской литературой, когда все израильские авторы, сочиняющие для детей, были несоблюдающими заповеди людьми, когда издавалось множество переводов детских книг писателей-христиан, с христианскими моделями поведения персонажей. Однако сегодня ситуация кардинально иная: появилось новое поколение писателей, создающих книги на материале Торы.

Глава первая. Чему учит компьютер?

Все, что есть в мире, сотворено во славу Создателя. И кроме этого, реализация всего творения прошла в соответствии с Торой. Мудрецы Талмуда говорят («Эрувин» 100б): «Если бы Тора не была дана, мы учились бы скромности у кошки, запрету воровства у муравья, а этическим манерам — у петуха». Есть еще высказывание мудрецов в трактате «Ктубот» (5б): «Почему у человека есть пальцы? Чтобы человек приставлял их к ушам и не слышал того, что ему не нужно слушать. Почему ушная мочка мягкая? Чтобы завернуть ее (закрыв ухо), и не слышать глупостей». Еврейские мудрецы стремились учиться на любом примере. Например, поезд учит тому, насколько дорога каждая минута, ведь если опоздал на станцию даже на несколько секунд — твой поезд ушел. Любое технологическое новшество рассматривалось понимающими людьми в качестве предмета, о котором нужно размышлять. Телеграмма учит тому, насколько важно каждое слово, ведь стоимость телеграммы варьируется в зависимости от количества правильно подобранных слов. Хафец Хаим видел в телефоне физическое воплощение слов мишны («Авот» 2.14): «Знай, что над тобой — глаз видящий и ухо слышащее» — человек говорит по телефону здесь, а голос его слышен на другом конце мира. Фотоаппарат словно подтверждает, что любое совершенное человеком действие фиксируется и не исчезает никуда, а в день суда нам покажут все наши дела, ведь они записываются в книгу нашей жизни (см. там же в «Авот»). Магнитофон также свидетельствует об этом, особенно если вспомнить случай, когда президент Соединенных Штатов был вынужден уйти в отставку после того, как его слова, записанные на пленку, подтвердили, что он говорил неправду.

Очки также дают нам повод для размышления. Молодым людям они обычно нужны для того, чтобы лучше видеть объекты вдалеке, а пожилому человеку очки помогают лучше видеть вблизи. Здесь можно сделать достаточно важный вывод: молодой человек откладывает решение жизненных вопросов на перспективу, поскольку не обладает достаточно хорошим видением сути, и Всевышний словно бы указывает ему, что надо смотреть в будущее. Проблема пожилого человека обратная — ему уже очень трудно изменить свое поведение и привычки, а его физические возможности также ограничены — вот тутто и помогают очки, которые дают ему возможность видеть реальность: здесь и сейчас он еще может показать, на что способен…

Тот же самый принцип можно применить ко всем изобретениям, техническим новинкам. Мы должны вывести из принципов их работы мудрость Торы, не больше — не меньше. Если самое центральное значение в нашей жизни сегодня занимает компьютер, то это совершенно не случайно. Давайте попытаемся перечислить основные принципы, актуальные для нас в связи с работой компьютера.

1. Важность каждого человека и каждого создания в мире

Каждый человек должен говорить: «Ради меня создан мир» («Санэдрин» 37а)

Он (Бен Азай) говорил: «Не презирай никакого человека и не считай что-либо невозможным. Ибо нет человека, у которого не было бы его часа, как нет вещи, у которой не было бы ее места». («Авот» 4.3)

Изначально компьютер появился в мире потому, что человек захотел быстрее считать. В начале люди создали обыкновенные счеты — деревянные костяшки на тонких прутьях, с помощью которых можно было считать, передвигая кругляшки. Шли годы, у людей накапливались знания, и в итоге они придумали, как создать машину, которая будет производить сложные расчеты настолько быстро, как это только возможно. Усилия по созданию такой машины венчали собой весь основной период научнотехнической революции: изобретение печати, электричества, связи и многие другие открытия. Можно даже сказать, что компьютер, известный нам сегодня, представляет собой удачную компиляцию всех научных открытий, сделанных до его создания.

Виленский Гаон свидетельствует, что все, что создано в мире, уже зашифровано в Торе намеком, то есть в виде рассказа и числового значения слов. В древности мудрецы Каббалы дали числовое значение всем буквам Торы. Компьютер сейчас устанавливает связь между намеками «маасе» («рассказ», «деяние») и «хешбон» («счет»), с помощью него она становится зримой. Эта связь существует во всех сферах жизни по всему миру. До этого уровня компьютер дорос, будучи в самом начале своей «карьеры» приспособлением для проведения математических расчетов. Умение работать с текстом, анализируя слова, сделало компьютер столь популярным в мире. (Билл Гейтс сказал, что iPad, чтобы стать понастоящему «пользовательским» аппаратом, должен обзавестись нормальной клавиатурой).

Метод работы компьютера как «электронного мозга» называется на профессиональном языке «бинарным методом», поразительно напоминающим по звучанию ивритское слово «бина» («разумение»). Это неудивительно. Мы ведь верим, что ничего не происходит просто так.

Вместе с известными производителями компьютеров каждый день трудится неприметная группа людей, разрабатывающих новые пути развития компьютерных технологий. Нет сомнения, что вскоре они вновь выведут компьютеры на очередные передовые рубежи. Любая деталь, которую каждый из них добавляет в общую картину, словно прибавляет кирпич к уже имеющейся стене, помогает машине достичь совершенства. В связи с этим вспоминается известный рассказ о раби Акиве, который заметил, что постоянно капающая вода проделала дыру в камне. Мудрец понял, что не первая капля сделала это и не последняя: чтобы в камне получилась выемка, нужна была работа всех капель, каждая из них вносила своим ударом об камень необходимое изменение, но сам по себе этот удар в последовательности прочих ударов не выглядел значительным. Так происходит и в компьютерной области.

Над развитием новых технологий и устройств работает множество людей — как популярных, так и никому не известных — но их совместный труд обеспечивает новый поворот истории. Основной вывод, который мы должны здесь сделать, состоит в том, что даже простейшие счеты при должном усилии могут изменять человеческую историю.

2. Значение эпохи, в которую возник компьютер

Компьютер развивается поэтапно. Тем не менее, стоит отметить особенности эпохи его рождения. Первый этап его развития, когда компьютер смог производить расчеты на основе бинарной электроники, пришелся на 1946 год. Первая электронная машина со встроенной внутренней памятью, немного похожая на компьютеры нашего поколения, появилась в 1948-м году. Стоит обратить внимание на две эти даты: в 1945-м завершилась вторая мировая война, которая, по мнению Хафец Хаима, была вторым этапом войны Гога и Магога.

Компьютеру, как мы уже сказали, люди многим обязаны в плане повышения комфортности собственной жизни. Именно поэтому в его появлении присутствует нечто, созвучное с признаками наступления мессианских времен. Отдельные признаки этого периода, известные нам, таковы: облегчение физического труда, освобождение времени для занятий Торой и исполнения заповедей. Люди перед приходом Машиаха будут подготавливать себя к новой эпохе1.

1 Обратите внимание на тот факт, что фирма, которая выпустила первый коммерческий компьютер для расчетов, называлась IBM. От имени Виленского Гаона (см. книгу «Коль аТор» («Голос Горлика»)) нам известно, что сочетание трех букв — «мем», «бет» и «йуд» — пускай даже в измененной последовательности (в нашем случае это «йуд», «бет», «мем») всегда означает аббревиатуру Машиах бен Йосеф. Таким образом, нам дается намек на освобождение из Изгнания. Стоит также сказать, что если порядок букв «мем», «бет», «йуд» означает силу действия «ситра деямина», т.е. меры милосердия Всевышнего, а порядок «йюд», «бет», «мем» — «ситра десмола» или меры суда. Известно, что фирма IBM во время катастрофы поддерживала нацистов (меру суда над нами), и именно эта компания стала производить компьютеры, словно бы поддерживая человечество на пути к мессианской эре.

Из журнала «Мир Торы», переводчик рав Михаэль Мирлас


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»