Из цикла «Комментарий на свиток Эстер», темы: Аман, Ахашверош, Рав Ицхак Зильбер, Пурим, Свиток Эстер, Эстер, Мордехай, Фонд наследия рава Ицхака Зильбера
Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»
Иди, собери всех иудеев, которые находятся в Шушане, и поститесь за меня, и не ешьте, и не пейте три дня — ночью и днем, и я с моими девушками также будем поститься. И я приду с этим к царю — не по закону; и как (если суждено, чтобы) я пропала, так я пропала. (Мегила 4:16)
«Не ешьте, и не пейте три дня — ночью и днем», то есть трое суток подряд, без перерыва.
Тут интересный вопрос: уже «горит огонь», вышел приказ убить всех евреев, гонцы бегут по всем 127 областям — приказ уже идет, надо быстрей… И если она уже решила пойти — чем раньше, тем лучше! Почему она велела подождать три дня?
Но Эстер как человек верующий, человек знающий — а она была пророчица, — рассуждала так: если есть деньги, тогда любая женщина хорошая хозяйка. С деньгами она купит хороший товар, и купит дешево и достаточно. А без денег — плохая хозяйка. Из нашей истории видно, как все связано в отношениях евреев с Богом. Если евреи оторвались от Бога и Торы, то как бы она не пошла и красиво не говорила, и какие не были бы отношения у нее с царем, результат будет по сути один: или вежливый отказ, или… менее вежливый отказ.
Просто так приказа не будет против евреев. Значит, чем-то они согрешили, что-то наверху есть. А раз наверху есть, то если я пойду, не исправив греха перед Богом, ничего не поможет. Идти сейчас, не исправив, бесполезно. Надо прежде всего найти причину, и решить дело окончательно, в корне. А причина была в том, что евреи отошли от еврейства.
Среди евреев, приехавших в Землю Израиля из Вавилонии, было много смешанных браков, ранее они поклонялись идолу во время Невухаднецара, а теперь участвовали в пиру Ахашвероша.
Три дня поста… а что такое пост? Дело не только в том, что человек не ест, а главное — этот день он посвящает духовному подъему, продумывает, что он сделал неправильно и что надо исправить.
Надо исправить, а что исправить? Шимон а-Цадик сказал (Пиркей Авот 1:2): «Мир стоит на трех вещах: на изучении Торы, на служении Богу (сейчас у нас это только молитва, тогда был еще Храм) и на добрых делах». И раз вышел приказ здесь, на этом свете убивать всех евреев, значит, они чем-то рассердили Бога. И если не исправить эти три столпа еврейской жизни — бесполезно идти. Поэтому одного дня мало. На три вещи нужны минимум три дня.
И действительно: за эти три дня Мордехай много занимался народом; и особенно важным было, что около двадцать тысяч детей читали Теилим и учили Тору, — и это помогло.
«И я приду с этим к царю» — с заслугой этих добрых дел, молитв и учения. Вот для чего она просила три дня, а потом пошла.
Итак, она решила — как раз за три дня надо поправить эти дела: чтобы договориться учить детей Торе, чтобы было служение Богу — молитва, и чтобы делали добрые дела друг для друга. Она верила, что именно эти три вещи: Тора, служение Богу и добрые дела — ослабят силу Амана.
Я слышал толкование от имени рава Бенциона Альфеса: почему у евреев в Пурим принято печь треугольные сдобы и называть их оменташн?
Есть три столпа, на которых стоит все еврейство, и мы должны за них держаться: изучение Торы, служба Богу в Храме (принесение жертв) и молитва, и делание добра. В этом наша сила. Если мы будем это делать, тогда мы сможем вспомнить заслуги наших отцов: Яков учил много Торы, Авраам делал много добра, Ицхак — это служение Богу.
Написано (Дварим 7:9), что Всевышний помнит милосердие на тысячи поколений. Поэтому, если у нас будет Тора — будет у нас заслуга Яакова, а если будет у нас молитва — будет заслуга Ицхака, будут у нас добрые дела — будет заслуга Авраама. И это ослабит силу Амана. Может быть, из-за этого постановили делать подарки друг другу — мишлоах манот, что мы посылаем в Пурим, для того чтобы усилить дружбу, и давать матанот ла-эвьоним — деньги бедным.
Мордехай знал, что главная сила евреев — дети, которые учат Тору и молятся Богу. Поэтому он собрал детей и они занимались Торой. В Теилим написано: «Из уст маленьких детей Ты даешь силу». Силу против чего? «Ликвидировать врага и мстителя» (Теилим 8:3).
И нужно знать — на сегодняшний день это тоже действует. Я вспоминаю, что Хафец Хаим говорил во время коммунистов и Евсекции, которые боролись со всем еврейским, закрывали синагоги и сажали людей за соблюдение Торы: есть один способ, который внешне покажется абсолютно непонятным, но это так. Если тайно, с риском, закрыться и учить маленьких детей, это сильно ослабит советскую власть, насаждающую атеизм.
Треугольные печенья делают в знак наших трех отцов и трех столпов: Тора, служение Богу и добрые дела. Таш на иврите — ослабеть, получается, оменташн — Аман ослаб, потому что Авраам, Ицхак и Яаков за нами.
Почему Эстер не хотела идти к Ахашверошу?
«И я приду с этим к царю — не по закону; и как я пропала, так я пропала».
Если кто-то изнасиловал замужнюю женщину, она остается дозволена мужу. Если она насильно взята в гарем, она сама старается избежать, сколько может. Но если приходит машина из КГБ и говорят: садитесь, пожалуйста, это называется — она добровольно идет или нет? Ведь она знает, что если даже будет бороться — это не поможет. То же самое с Эстер. Она никогда не шла к царю по своей инициативе. Если ее вызывали в гарем, она являлась вынуждено. Она сама старалась никаких действий не делать. Поэтому она была как бы изнасилована. Но она сомневалась: может быть, если пойти с просьбой к царю, а он захочет от нее что-то еще, это будет считаться, что она сделала по своему желанию, добровольно? Это она подразумевала под своими словами: пока меня царь сам вызывал, я считалась как изнасилованная, но теперь, если я сама пойду, когда меня не вызывают, я уже пропала для себя. Поэтому она сказала: «как я пропала» из семьи отца, «так я пропала» и для мужа.
Сказал раби Леви: когда Эстер вошла в дом Ахашвероша, от нее отошел руах а-кодеш (дух пророчества). Тогда она сказала: Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил? Неужели ты относишься к человеку, который делает такое вынужденно, как к тому, кто идет добровольно? (Настоящая причина была в том, что там были идолы.)
И сказала ему Зереш, жена его, и все друзья его: пусть приготовят дерево высотой пятьдесят локтей, и утром скажи царю, и пусть повесят Мордехая на нем, и веселым иди к царю на пир. Понравилось это Аману и сделал он дерево. (Мегила 5:14)
Бедный Аман целую ночь мучился, делал из дерева виселицу, примерялся, как она будет выглядеть, как повесить, пятьдесят локтей — это около 25 метров!
Эстер же Бог дал симпатию, и Ахашверош велел подойти к скипетру, а она пригласила его на пир, и назавтра еще раз.
Интересно, что она думала, когда приглашала царя с Аманом. Зачем? Зачем Амана, он же враг!
Талмуд приводит двенадцать мнений (Мегила 15б):
Эти великие люди иногда могли иметь достоверные сведения через «явление Элияу». Это не пророчество, это пониже, как руах а-кодеш. И когда Рабе бар Авуа открылся пророк Элияу, спросил его Раба бар Авуа: мудрецы сказали нам двенадцать мнений о том, что могла думать Эстер, приглашая Амана, — а что думала Эстер на самом деле? Ответил ему пророк: все, что сказали эти мудрецы — все эти причины имели место.
И зависть хотела вызвать, и хотела, чтоб он был под рукой, и хотела, чтобы слишком возвысился, и держала близко, чтобы не восстал. Все, что они думали — она действительно имела в виду.
Сказал раби Леви: злодеи все думают, как вырвать с корнем еврейство, и каждый имеет свой план. И говорит — я учту ошибки прежнего. Эсав сказал: Каин был дурак, он убил брата при жизни отца, хотя знал, что у отца еще будут дети. Я сделаю умнее: когда умрет отец, тогда убью брата Яакова. Фараон сказал: Эсав был дурак, он не учел, что пока он будет ждать смерти отца, чтобы убить Яакова — потомство Яакова размножится, и станет народом. А я буду убивать всех мальчиков сразу, как родятся. Сказал Аман: Фараон был дурак. Он велел «всех мальчиков бросать в воду»! А девочки что? Выйдут замуж и будут еще евреи. Я же уничтожу всех.
Гог из страны Магог в будущем скажет: дураки были прежние, они старались ликвидировать еврейский народ, а я буду ликвидировать веру в единого Бога. Я возьмусь за Бога. Чтобы забыли о Боге. Говорит Бог: злодей, ты Мной хочешь заняться? Есть у меня достаточно молний и громов. Придет время, «будет Всевышний царем над всем миром» (Зехарья 14:9).
Мидраш спрашивает: почему Бог так возвысил Амана? Зачем это нужно было? Написано, что в конце концов «злодеи пропадут, а враги Бога — это как те бараны, которых откармливают (чтобы потом зарезать)» (Теилим 37:20). Для этого злодей Аман стал очень важным, чтобы сильнее пасть.
И Мидраш приводит очень хорошее сравнение. У одного нееврея были ослица с осленком и свинья. Он давал свинье есть без меры, сколько та хочет, а вот ослице и осленку — в меру. Как-то осленок сказал ослице: «Что он за дурак! Мы столько работаем, а он дает нам в меру. А свинья ничего не делает — он дает ей без меры». Ответила ослица: «Увидишь, что будет». Когда пришел праздник «Календа», свинью взяли и зарезали.
Когда после этого насыпали ячменя перед ослицей и осленком, малыш стал бояться и не хотел есть, тогда ослица ему и говорит: «Не думай, что ты будешь есть и тебя тоже зарежут — ее зарезали именно потому, что она ничего не делала, она только для того и нужна была, чтобы ее откормить и съесть. А мы работаем — и нам дают еду, чтобы могли работать». То же самое с этими негодяями: им дали безграничное возвышение, чтобы они потом сильнее пали.
После того как Аман построил виселицу, он пошел посмотреть, что делает Мордехай, и увидел, что Мордехай сидит в бейт а-мидраше (в месте, где учатся) вместе с детьми, занимаются Торой, молятся, плачут. Около двадцати тысяч детей были организованы Мордехаем на учение и молитву. Аман велел сторожить их и сказал: когда будем убивать евреев, в первую очередь будем убивать детей, а потом повешу Мордехая. Матери приносят им есть хлеб и воду: «вас, наверное, убьют скоро, хоть поешьте раньше». Дети кладут руки на книги и говорят: мы клянемся жизнью Мордехая, нашего учителя: не будем есть, умрем так. И их крик, их молитва дошла до небес. Все, что делается внизу — решается прежде наверху. Мудрецы образно говорят об этом так: эти приказы, которые были подписаны против евреев, были запечатаны глиняной печатью — Бог ее разломал и навел на Ахашвероша страх.
[1] Раби Элазар Модаи — тот, который впоследствии был убит во время восстания Бар Кохбы (Мидраш Эйха 2:4).
Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.