Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Окончательное решение еврейского вопроса было отменено Всевышним

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»

Сказал Рава (Мегила 13б): «Нет такого специалиста по лашон а-ра (злословию), как Аман».

Аман сказал Ахашверошу так:

— Давай покончим с еврейским народом!

Тот ответил:

— Я боюсь, все-таки мы видели, что Бог их защищает.
Аман:

— Ты знаешь, они сейчас от Бога отошли, «спят они» (Игра слов: слово ישנו — ешно («имеется [народ]») можно прочитать как яшну «они спят» — не выполняют заповеди), не выполняют Его законы.

— Но у них все-таки есть мудрецы Торы!

Аман ответил ему:

— Слабоваты они все, они все — «один народ», как простые евреи, так и мудрецы — не

на должном уровне.

Но если ты думаешь, что из-за этого какая-то область опустеет — не будет людей, то знай, что они «народ рассеянный» — немножко тут, немножко там — это не будет заметно. А если скажешь: может, есть людям польза от них? — «Народ разделенный», как мул (Игра слов: מפורד («разделенный») созвучно сפירדה — («мулица») — помесь лошади и осла, которая бесплодна.), что не дает приплода.

Если же ты думаешь собрать их в одну республику — они «во всех областях твоего государства».

И «религией отличается от всех народов» — все народы имеют свои религии, но эти отличаются от всех: они не кушают и не пьют наше. Они не хотят родниться с нами, законы царя они не исполняют. Весь год у них: то суббота, то праздники, то Рош а-шана, в общем, им нельзя работать.

В мидраш Раба )Эстер раба 7:13) и в «Таргум шени» есть более полное содержание его доноса. Написано очень толково. Он подтасовывает факты, представляет их в нужном для себя свете.

Пишет Аман Ахашверошу докладную записку: «Есть один народ, рассеянный, разбросанный между народами по всем областям царя. Они гордые. Зимой они принимают теплые ванны, а летом любят прохладительные ванны. Отличаются от всех народов. Работу царя они не делают. Когда они нас видят, они плюют, смотрят на нас как на нечистых. Когда мы говорим им: надо работать, помочь государству, то они говорят — сегодня Шаббат, то они говорят — Песах сегодня. Когда им нужно, они говорят: сегодня можно торговать и покупать, когда нам нужно, они говорят: сегодня нельзя. Приходим мы к ним утром, чтобы отправить их на работу, они говорят: есть у нас закон, надо сказать “Шма Исраэль (слушай, Израиль), Бог один”. Приходим позже, они говорят: сейчас мы молимся “Шмонэ эсре”, приходим в третий час — сейчас мы едим, четвертый час приходим, они говорят: мы должны благодарить Бога за то, что мы поели. Еле-еле выгоняешь их около одиннадцати, а уже через час-два идут женщины и несут им кашу. “Ну, вы, наверное, замучились у этого глупого царя с его работой?” Раз в семь дней делают выходной — субботу. Называют его Шаббат. Приходят в синагогу, читают свои книги, проклинают царя и говорят: в этот день Бог отдыхал, сотворив мир, и велел нам отдыхать.

Раз в 30 дней примерно их женщины окунаются в воду и оскверняют все наши реки (30 дней — имеется в виду месяц, иногда месяц — это 29 дней, иногда — 30). На 8-й день они безжалостно делают обрезание своим детям, и говорят: будем отличаться от всех народов!

В месяце нисане они убирают хлебное и говорят: в этот праздник Песах Бог вывел нас из Египта. Приходят, молятся, читают свои книги, проклинают царя и министров, и говорят: как мы убираем этот хлеб, сжигаем, так пусть Бог уберет от нас эту власть, и спасет нас от этого глупого царя.

В месяце сиване они делают праздник: читают книги, проклинают царя и министров, и называют его ־ Шавуот. Бросают розы и растения, собирают яблоки и говорят: как мы собираем эти розы и яблоки, так пусть Бог нас всех соберет в Иерусалим. В этот день мы получили Тору.

Начало года — Рош а-Шана: читают книги, проклинают царя, трубят в рог и говорят: Бог вспомнит о нас хорошее, а о врагах — плохое.

Наступает пост у них — Йом Кипур, накануне они режут очень много птиц, скота и в десятый день они безжалостно мучают грудничков и маленьких детей, не дают им есть, и опять проклинают царя…»

Кстати, тут много выдумок. Евреи, например, никогда не проклинали царей, наоборот, просили, чтобы Бог давал мир в том месте, где они живут, и во всем мире, и не заставляли детей поститься. Но слов из песни не выкинешь, продолжаем читать донос.

«…Они безжалостно заставляют маленьких детей и грудничков поститься, и говорят: им прощаются грехи; читают свои книги и проклинают царя и министров. И просят у Бога, чтобы умер этот царь, называют его глупым царем.

Пятнадцатого числа они портят деревья: срывают лулавим, этрогим и разрушают многие леса, делают будочки и читают там свои книги, проклинают царя и танцуют, как козлята. Но одну вещь я не знаю: они проклинают нас или благословляют. Этот день они называют Суккот. И опять же не работают.

Так у них проходит бо́льшая часть года: то “Шаббат сегодня”, то “Песах сегодня”. Пятидесятый год они называют юбилеем, седьмой год — шмитой, двенадцать месяцев они называют годом.

Когда у них была власть, был царь Давид, который вел много войн и задумывал на нас очень много плохого. После многих поколений изгнал их царь Навуходоносор, и они в изгнании, но остались гордыми и говорят: “Мы — дети таких хороших отцов”.

Нет более бедных, чем они, некоторые делают воск, некоторые свечи, все, что продают — при этом обманывают. По законам царя не живут.

Так что не стоит этот народ оставлять в живых. Я согласен уплатить определенную сумму за каждого, это получается — десять тысяч кикар серебром».

Вот каково было предложение Амана. Давай уничтожим евреев, чтобы не было их на свете!

Ответил ему Ахашверош: это непосильная задача, не сумеешь. Я вижу из истории, что Бог их не допускает этого. Были цари сильнее и умнее меня, которые старались этого добиться и ничего у них не получилось, и над теми, кто это пытался сделать — потом все смеялись, а евреи так и остались. И нам тем более не стоит браться за это. Больше не говори на счет этого. Оставь! И с ними больше не заводись.

Интересная вещь, они ведь не дошли до понятия, что во всем мире — один Правитель, они считали, что каждый народ имеет своего бога, но «их Бог не допускает этого».

А Аман надоедает каждый день.

— Знаешь, что? — говорит. — Соберем и посоветуемся с мудрецами, колдунами, астрологами, — «академия наук»!

Собрал всех. Ахашверош говорит:

— Есть предложение: уничтожить всех евреев.

Они сказали все в один голос:

— Кто это замыслил сделать такую вещь? Евреев нельзя уничтожить. Весь мир держится на них, и они играют большую роль во всем мире, евреи являются народом духовным и есть у них учение, что они близки к Богу. Посмотри, что было с царями, которые взялись за евреев.

Но Аман говорит:

— Слушайте, вы знаете, что одно вы не учли: этот Бог их, который утопил египетского фараона в море и сделал чудеса — он уже устарел. Факт, что он устарел и нет у него силы — ведь дом его сжег Навуходоносор, вавилонский царь, евреи изгнаны, где сила Бога? Нам нечего бояться.

Когда Аман это сказал — они согласились, подписались все, и вот что они написали:

«Мир вам безграничный! Да будет вам известно, что один из великих людей, из потомков царя Агага, Аман, написал просьбу маленькую об одном народе, который презрен больше, чем все народы, они очень гордые, желают нам зла, всегда проклинают царя. Они говорят в молитвах: “Бог будет Царем навеки, и народы пропадут из Его страны” (из Земли Израиля), они говорят: придет время и будет еще Бог мстить народам, наказывать их. Кроме того, они страшно неблагодарные. Посмотрите на судьбу бедного фараона, египетского царя. Что они сделали? Они приехали в Египет, он их принял очень гостеприимно, дал им лучшие места страны, кормил их во время голода, обеспечил всех работой, они строили на его стройках. Так они придрались, какую-то ерунду выдумали: мы хотим пойти на 3 дня приносить жертву Богу, дайте нам серебряные и золотые вещи, одежду; и каждый из них нагрузил много ослов этим добром. Чем они отплатили? Буквально опустошили Египет и сбежали. Фараон услышал, что они убегают, и пошел за ними, чтобы вернуть добро. Был там у них один человек, Моше бен Амрам, каким-то колдовством взял палку, пошептал, стукнул по морю, разошлась вода, и они все прошли. Как они прошли — я не знаю, как высохла вода — не знаю. Фараон видит, что они идут, и пошел за ними — вернуть свои деньги. Как они его столкнули в море, мы не знаем, но он утонул со всей армией. И они забыли, сколько добра им сделал фараон! Какие они неблагодарные!

А что они еще сделали моим предкам, Амалеку! Амалек услышал, что они сделали с Египтом, и решил: они же опасны для мира, надо их как-то остановить! И Амалек на них напал.

Был у Моше бен Амрама ученик Йеошуа бин Нун, очень жестокий, никакой жалости не имеет, и ему Моше поручил воевать с Амалеком. Моше взял палку, пошептал на нее, поколдовал, и я не знаю, что он сделал, но они все-таки победили Амалека.

Они напали на героев Сихона и Ога, никто не мог перед ними устоять, и они их победили. Цари Мидьяна напали на них — они их тоже победили. Этот ученик Моше бен Амрама, Йеошуа, вошел в страну и занял ее, убил 31 царя. Потом пришел и напал на них Сисра. Что они сделали — я не знаю, но каким-то образом его армия утонула в реке Кишон. Первый царь их, Шауль, стал воевать с моими предками, с Амалеком, и убил много людей. Потом был у них один царь — Давид бен Ишай, после него — Шломо. Шломо построил здание, назвал его Бейт а-Микдаш, что там — я не знаю, но когда идут воевать, они входят туда, колдуют, а потом убивают и уничтожают весь мир.

Им слишком хорошо жилось, они перестали слушаться своего Бога и еще к тому же постарел их Бог, и царь Навуходоносор вавилонский сжег их дом (Бейт а-Микдаш).

Но они так и не изменились. Хотя они в изгнании, они смеются над нами и нашей верой. Поэтому мы решили бросить жребий, чтобы уничтожить их в один день, и выпало 13-е адара. Так что, когда эти донесения дойдут до вас, будьте готовы уничтожить всех: от малого до старого, женщин и детей, всех в один день, и никого не оставить».

После того как были подписаны эти бумаги и отданы Аману, Аман шел веселый со своей компанией. И тут идет Мордехай. Мордехай заметил, что еврейские мальчики идут, которые где-то учились, и пошел к ним, а Аман с друзьями за Мордехаем, послушать, что он говорит. Тогда был обычай — когда встречали еврейского мальчика, спрашивали его: что ты сейчас учил?

Подошел Мордехай к одному:

— Что ты учил?

Тот ему сказал:

— «Не бойся внезапного страха и темноты негодяев, если она наступит» (Мишлей 3: 25).

Второй сказал:

— Сегодня я учил, и с этим стихом я ушел из школы: «Вы планируйте, но сорвется. Говорите, но не получится. Потому что с нами Бог» (Йешаяу 8:10).

Третий сказал:

— А со мной учили сегодня вот что: «И до старости Я тот же, и до седины Я выдержал. Я же сделал и буду нести, пронесу вас и спасу» (Йешаяу 46:4).

Это Бог говорит евреям. Мордехай услышал и очень обрадовался, Аману же это крайне не понравилось, он подбежал к Мордехаю и спрашивает:

— Чему ты обрадовался?

Тот говорит:

— Я из слов детей понял, что все будет у нас хорошо. Ты для нас что-то плохое

готовишь — ничего не получится.

Аман очень рассердился и сказал:

— Первыми я буду убивать именно детей.

Тут есть интересная вещь. Ведь мы обыкновенно не смотрим на приметы. Ну что особенного, если сказали ему три хороших стиха? Но есть комментарий Виленского Гаона, он говорит так: Мордехай увидел, что это не случайные три стиха из Танаха, а есть здесь логическая связь.

Амалек напал на евреев три раза. Первый раз — после Исхода из Египта, народы все дрожали: самое сильное государство — Египет — не устояло, и долго бы еще никто не напал. А Амалек напал неожиданно. Об этом говорит стих «не бойся внезапного страха».

Они присмирели на время и решили напасть, но чтобы не знали, что это Амалек. Они ждали подходящего момента, ждали… Когда евреи вышли из Египта и шли по пустыне, их все время сопровождали три чуда: падал ман, была вода, а от жары их спасали Облака Славы. После смерти Аарона а-коэна — Облака Славы на время прекратили защищать евреев. И тогда амалекитяне решили напасть. Но они решили напасть так, чтобы думали о них, что это не Амалек, а кнаанейцы. И когда евреи будут молиться о защите от кнаанейцев, эта молитва им не поможет.

Написано: «И услышал кнаанеец, царь Арада… и воевал с Израилем» (Бемидбар 21:1). И написано в Торе, что евреи молились Богу: «Если ты отдашь этот народ в мою руку…» (Бемидбар 21:2).

Евреи увидели: лица врагов и одежда, как у амалекитян, а говорят, как кнааним, притворяются кнааним. Поэтому они сказали: дай нам одолеть этот народ, кто бы он ни был. Бог принял их молитву, и они победили.

Об этом — второй стих: «Вы планируйте совет — сорвется, говорите, но не получится, потому что — с нами Бог».

В третий раз Амалек напал во время Амана.

Как мы цитировали из Мидраша, Ахашверош сначала не хотел подписывать приказ убить всех евреев. Он говорил: «Я боюсь их Бога», но когда Аман сказал, что «их Бог уже устарел, факт: Храм разрушен, евреи изгнаны, все их презирают и они унижены; где же его сила?», тогда он решил: ладно, подпишу.

Об этом нападении написано: «И до старости Я тот же, и до седины Я выдержал. Я же сделал и буду нести, пронесу вас и спасу».

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше