Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

6 ияра, в субботу, в 9 утра ушел из жизни раввин Гершон Берман зацаль. Один из первых баалей тшува и один из первых учеников рава Ицхака Зильбера. Жизни рава Бермана хватило бы на четыре жизни. В 1972 году для того, чтобы остановить набирающую силу волну подач на выезд в Израиль, КГБ сажает молодого выпускника Университета, директора школы, по вымышленному уголовному делу за отказ служить в Советской Армии (хотя у него было освобождение, которое он получил как директор школы). Три года в уголовном лагере.

После освобождения узник Сиона Г. Берман поднимается в Израиль, где его ждет невеста. Хупа проходит в одном из кибуцев, у израильтянки, которая устраивала демонстрации в защиту узника Сиона Бермана по всему миру. Молодой поэт, литератор пишет диссертацию по поэзии Мандельштама и, казалось бы, совершенно случайно попадает на урок рава Ицхака Зильбера по Торе в одном из районов Иерусалима, Неве-Яакове. Эта встреча изменяет всю жизнь.

Долгие годы учебы в разных колелях у великого иерусалимского мудреца рава Авраама Бардаки, раввинское удостоверение, которое он получает у рава Залмана-Нехемии Гольдберга. А в 90-ые годы, когда начинается Большая Алия из Советского Союза, рав Берман ходит по району Неве-Яаков, стучится в двери, приглашает новых репатриантов на встречу субботы, устраивает их материальные дела, направляет детей и подростков в йешивы. Его жена Ципора самоотверженно устраивает субботние трапезы для сорока-пятидесяти человек, и не один раз — это длится долгие годы.

И через двадцать лет после того, как он оставил Россию, раввин Берман возглавляет общину в Новосибирске по программе Швут-Ами. Американский раввин, который до него занимал эту должность, назначил себя главным раввином Сибири. Так бывший заключенный советского уголовного лагеря становится главным раввином Сибири. Уроки в Академгородке профессорам и академикам, поездки по разным городам Сибири с лекциями, помощь посланнику рава Ицхака раву Гордону в добывании гетов для брошенных жен в Израиле.

Рав Берман переводит книги Гаона из Вильно, печатает никогда не издававшиеся на русском языке комментарии Гаона, объясняет самые сложные каббалистические агадот из Талмуда Равы бар Бар-Хана. В последние три года он готовит книги на иврите. Одна из них — недельные главы Торы — построена на глубоком постижении тайн Торы. А другая книга — «Увидеть, чтобы быть увиденным» — объясняет тайны трех глав Вавилонского Талмуда, трактата Хагига. В ней раскрывается тайна Машиаха бен-Йосефа.

Похороны рава проходили на исходе субботы главы Эмор около двух часов ночи. Собралось около ста человек. Один из друзей рава, который говорил эспед — траурную речь — сказал: «По букве Закона мы все сейчас должны были бы танцевать и петь. Ведь здесь перед нами лежит человек, который полностью выполнил свое посланничество. Он выучил у своего учителя рава Ицхака Зильбера главный урок: мы приходим в этот мир для того, чтобы выполнить волю Того, Кто нас сюда послал, — Творца мира. Если бы сейчас сюда могли прийти все те люди, на которых оказал влияние рав Берман, вокруг на много километров вся площадь была бы заполнена людьми. Нам его очень не хватает. Но несомненно, что он идет туда, куда он шел всю свою сознательную жизнь. Пусть память о праведнике будет благословенна».


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.