Из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники», темы: Христианство, Рабство, Еврейская история, Смешанный брак, Погромы, Россия
Возвращались русские полки в Москву через левобережную Украину — область запорожских казаков, далее, по Северскому Донцу и Дону через восточно-украинские степи (ныне территория Харьковской и Полтавской областей Украины), Воронежскую губернию, восточные уезды Орловской и Тульской губерний. Казаки, участвовавшие в кампании, возвращались на родину, на берега Дона и Кубани. С собой русские армейские и казачьи офицеры вели пленных поляков и евреев, которых увозили в свои имения или продавали в качестве крепостных помещикам, встречавшиеся им по дороге. Сохранились сведения о судьбе некоторых из них.
В 1748 г. в вотчине генеральши Анны Михайловны Измайловны в селе Богоявленском, оно же Хитровка Епифанского уезда Тульской провинции в качестве дворовых людей проживали евреи: Исай Макаров сын Жидков, 26 лет, Иуда Никифоров сын Поляков, 21 года, и сын умершего в России еврея Ивана Степанова шестилетний Филипп Евреинов. Кроме них в ревизской сказке числе инородцев записаны два поляка и один турок. Возможно, все они взяты в плен во время одного из многочисленных гайдамацких набегов. Сын Филиппа Иванова Евреинова Евграф в 1802 году просил губернское правление выдать ему справку о том, что его отец был записан в ревизских сказках евреем.
Лев Евдокимов сын Евреинов «жидовской нации» во время резни в Умани был взят в плен запорожскими казаками. От них он достался ротмистру И. М. Кологривову, от которого попал в услужение к майорше М. А. Зиновьевой, вотчина которой находилась в селе Локотцы Ефремовского уезда Тульской губернии. Помещица женила пленного еврея на своей крепостной девке Наталье Ивановой. Лев Евреинов, находясь у Зиновьевой и, в последствии, у ее сына в крепостной зависимости, в 1770 и 1782 годах подавал прошения в уездный суд о предоставлении ему свободы. Но помещица и ее сын представили в суд подложный документ, что Евреинов добровольно признал себя их крепостным навеки. А чтобы правда не открылась, к нему приставили караул и из имения его никуда не отпускали. Только в конце его жизни, в 1819 году, сыновья его добились свободы от крепостного рабства для всего большого семейства. Разумеется, Лев Евреинов был крещен в православие, но, тем не менее, он, его сыновья Василий, Яков и Пров, их жены и дети называли и требовали записывать себя в документах «жидовской нации».
Есть сведения, что крепостные евреи жили и в других губерниях юга России. Они женились на русских крестьянках, официально принимали православие, но они сами, их жены и дети, супруги их детей считали себя «жидовской» нации, что было отражено в ревизских сказках и других документах.
Эти люди, потерявшие родных и близких, оказавшиеся в полном одиночестве в чужих местах и отданные в крепостное рабство — казалось, они должны были бесследно исчезнуть, раствориться в массе русского крестьянства. На первый взгляд, так и произошло. Но в местах поселения плененных евреев вскоре неожиданно стали появляться и распространяться среди крепостных крестьян и однодворцев секты Моисеева Закона.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»