Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Перенос предмета, на котором лежит мукце. Исключения из правила.

Опора в середине шабата

Мы уже писали выше, что и в середине шабата предмет может сделаться опорой для мукце, например, если уже после начала шабата на него положили мукце. В этом случае такой предмет является опорой для мукце все то время, пока мукце расположено на нем. Такая опора отличается от всех прочих тем, что после удаления с неё мукце устраняется и запрет его перемещения, и оно становится разрешённым, как и в начале. Т.е. только когда предмет сделался опорой с самого начала шабата, мы говорим, что он остается опорой для мукце и после того, как это мукце было удалено (принцип «То, что сделалось мукце в сумерки…»). И поэтому, когда какой-то предмет делается опорой для мукце в середине шабата и хотят его передвинуть, если могут стряхнуть мукце с опоры, необходимо так поступить. А после того как мукце будет удалено, разрешается переместить опору, поскольку запрета на её перемещение больше нет. А если стряхнуть мукце невозможно, тогда следует положить рядом с ним предмет более важный, чем мукце, и тогда нижний предмет сделается опорой для разрешённой и запрещённой к перемещению вещи, и опять будет разрешено эту опору перемещать, поскольку запрет перемещения с опоры снят.

Опосредованное перемещение для нужд разрешённого и запрещённого предмета (тильтуль мин ацад лецорех давар амутар веасур)

Все, что мы написали выше относительно разрешения перемещения опоры, относится к случаю, когда выполняются упомянутые выше условия. Осталось, однако, обсудить, как возможно перемещать лежащее на опоре мукце само, когда опора не запрещена для перемещения, ведь при этом перемещают и мукце?! Мы уже писали выше, что когда перемещают опору другим предметом, это не будет считаться перемещением мукце, так как такое перемещение является неудобным и называется «опосредованным перемещением» (тилтуль мин ацад), подобным перемещению килеахар яд.

Не каждое перемещение посредством другого предмета разрешили, но только такое, которое делается ради другого предмета, а не ради мукце, а мукце перемещается лишь заодно (опосредованное перемещение ради другого предмета). Но если такое перемещение осуществляется и ради самого мукце, на это разрешения нет. И хотя неочевидно, что перемещение опоры осуществляется ради мукце, тем не менее считали его перемещением мукце и назвали «опосредованным перемещением для нужд запрещённого к перемещению предмета» (мукце).

Поэтому, если на столе лежит мукце и рядом с ним лежит более важный предмет, разрешённый к перемещению, (и тогда стол не делается опорой для мукце), и хотят воспользоваться разрешённым предметом в другом месте, разрешается передвинуть туда стол, хотя на нем лежит и запрещённый к перемещению предмет. И хотя мукце в результате перемещается, тем не менее поскольку перемещение осуществляется не ради него, но ради разрешённого предмета (для использования в другом месте), разрешили делать это как «опосредованное перемещение для нужд разрешённого предмета». Но если хотим перенести стол вместе с мукце на нем в другое место, чтобы хранить мукце там, например, когда опасаются кражи и т.п., если оставить мукце на прежнем месте, т.е. когда стол перемещают ради мукце самого, сделать так не разрешили. Это считается «опосредованным перемещением для нужд запрещённого предмета», что запрещено. И не только это, но запрещено даже немного приподнять стол, чтобы стряхнуть с него мукце, если это делается для нужд мукце самого, например для того, чтобы спрятать его, поскольку это делается ради запрещённого к перемещению предмета.

И то же самое, когда разрешаем перемещать стол, в ящике которого находится мукце, и одежду, в кармане которой лежит мукце. Это разрешено, только если нет намерения перемещать мукце. Однако если перемещение осуществляется ради мукце, например, чтобы перенести его в лучше охраняемое место, это запрещено, поскольку в этом случае осуществляется «опосредованное перемещение для нужд запрещённого предмета».

И почему провели такое различие? Мы уже писали выше (п.1 в законе опосредованного перемещения), что когда осуществляем опосредованное перемещение для нужд разрешённого предмета, то, хотя вместе с ним перемещаем и мукце, поскольку назначение перемещения состоит именно в перемещении разрешённого предмета, а мукце перемещается заодно с ним, оно не называется «перемещением мукце». Однако если мы также намереваемся переместить мукце, мы относим действие перемещения и к мукце и считаем его «перемещением мукце». И хотя перемещают мукце посредством другого предмета, этого недостаточно, чтобы разрешить перемещение мукце, поскольку много раз и в будни перемещают вещи посредством другого предмета. И раз так принято делать, такое действие включается в запрет перемещения мукце в шабат.

Обязанность стряхивания

Разрешили перемещать запрещённый предмет вместе с разрешённым только тогда, когда невозможно перед этим стряхнуть запрещённый предмет. Например, когда опасаются, что стряхивание мукце испортит его или повредится другой предмет, на который мукце упадет и т.д. Однако когда можно сделать это без ущерба, запрещается перемещать мукце заодно с разрешённым предметом: в таком случае опосредованное перемещение не разрешили. (Возможно также обосновать это тем, что мы написали в предыдущем параграфе. Разрешение опосредованного перемещения строится на том, что мы не приписываем мукце действие перемещения. И хотя в результате мукце тоже перемещается, все действие не считается «перемещением мукце», поскольку нет намерения его перемещать и оно перемещается опосредованно вместе с перемещением разрешённого предмета. Такое перемещение (мукце) не считается значимым. Однако если существует возможность стряхнуть мукце и вообще не перемещать его, тогда его перемещение вместе с разрешённым предметом будет рассматриваться как необходимое для мукце тоже. В этом случае действие перемещения будет относиться также и к мукце, и оно будет расцениваться, как и остальные виды перемещения для нужд запрещённых предметов.)

Остальные виды опосредованного перемещения

Разрешение опосредованного перемещения относится не только к тому случаю, когда запрещённый к перемещению предмет перемещается вместе с разрешённым. Но любое неявное перемещение мукце, т.е. его перемещение посредством другого предмета, включается в это разрешение все то время, пока это перемещение производится не для нужд мукце. Поэтому, если мукце лежит на каком-то предмете таким образом, что этот предмет не делается для него опорой, например, когда мукце забыли там и т.п., хотя рядом с ним и не положили разрешённый к перемещению предмет, разрешается перемещать мукце посредством передвижения предмета, на котором оно лежит, если мы желаем видеть этот предмет в другом месте. И это тоже считается «опосредованным перемещением для нужд разрешённой вещи». И таков же закон, если мы хотим освободить место, которое этот предмет занимает. (Но и здесь это разрешено только тогда, когда стряхнуть мукце тяжело.) Т.е. и в этом случае, поскольку нет намерения переместить этот предмет для нужд лежащего на нем мукце и поскольку не перемещаем мукце явно, мы не относим к нему действие перемещения. На этом основывается описанное выше в п.7 разрешение перемещения косточек. И там, поскольку перемещаем мукце посредством другого предмета и перемещение не делается ради него, ибо для мукце нет никакой нужды в этом перемещении, а производим его совсем с другой целью — очистить стол, мы не относим действие перемещения к мукце, и оно разрешено как «опосредованное перемещение для нужд разрешённой вещи». По этой же причине разрешили взять разрешённую к перемещению вещь, лежащую на мукце (и возможно также положить такую вещь на мукце), даже если при этом мукце начнёт раскачиваться, а это запрещено так же, как и перемещение самого мукце. И смысл в том, что и здесь мы двигаем мукце не руками, но посредством другого предмета, и делаем это не для нужд мукце. Поэтому и такой случай включается в категорию «опосредованного перемещения для нужд разрешённой вещи».


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли