Темы: Неевреи, Еврейский закон, Суд, Власть, Давид Кантарович
В этой статье мы займемся, с Б-жьей помощью, вопросами, которые связаны с обращением евреев в нееврей-ские суды и другие инстанции.
Мы знаем, что в случае спора между евреями по поводу денег, имущества или других материальных вопросов, им следует обратиться в суд Торы. К нееврейским судебным инстанциям апеллировать запрещено. Этот запрет, распространяющийся даже на государственные суды Израиля, которые, выносят решения, не опираясь на законы Торы, учат из главы «Мишпатим» в книге Шмот: «И вот законы, которые положишь перед ними» — перед «ними» (старейшинами), а не перед непосвященными.
Рашбо в респонсах, и «Шулхан Арух» («Хошен Миш-пат» гл. 26) пишут, что тот, кто обращается в нееврей-ский суд, как будто отрицает истину Торы, т.к. он не надеется, что с помощью ее законов можно решить тяжбу. Однако евреи верят в силу закона Торы и полагаются на него, поэтому есть особенный запрет судиться у судьи-нееврея, тем более, если при этом отдают судьбу еврея в руки нееврейских властей. За нарушение этого запрета можно даже потерять долю в Грядущем Мире.
В качестве примера хотелось бы привести слова Ха-зон Иша в его книге «Эмуна ве битахон» (глава 3).
В комментарии «Питхей тшува», п. 17 на «Хошен мишпат», 156 приводится выдержка из книги «Яд Ша-уль» («Йоре деа», 245), где описывается случай, когда в один город пришли преподаватели из других мест, и местные учителя хотели заставить их уйти, обратившись за помощью к правителю города, и ссылались при этом на сказанное у Рамо. Автор «Яд Шауль» написал об этом пламенные слова: «То, что говорят, что к мудрецам Торы и преподавателям (Мишны и Талмуда) не относится все это… и что слова “ревность книжников умножит мудрость” относятся только к учителям маленьких детей, но не к преподавателям Мишны и Талмуда, — все это неверно…
Из этой истории мы видим, как распространялось установление закона в Израиле. Если закон Торы не на стороне новых преподавателей, то разрешается изгнать их при помощи правителя, и подобное изгнание — это исполнение заповеди Торы, даже если это делается руками нееврея. Здесь нет доноса властям, нет никакой низости и предательства (выдачи еврея в руки неевреев), напротив, исполнение заповеди воцарения закона Торы. Но если закон — на стороне новоприбывших, и разрешает им преподавать, то изгоняющий их (при помощи властей) — доносчик, и он исключает себя из еврейского народа…»
Из этих слов Хазон Иша можно понять, что мораль в этом случае зависит от закона. Подобные вопросы подобны «горам, которые висят на волоске». И «на толщину волоска» отстоят друг от друга действиями во славу Торы, и поступками, за которые можно потерять долю в Грядущем Мире.
Обсуждение этого закона можно разделить на две части. Во-первых, есть запрет судиться не по законам Торы. Во-вторых, даже когда есть решение Торы, возникают проблемы в его реализации. И в ситуациях, когда ясно, кто прав и кто виноват, что не всегда очевидно, обращаться за помощью к нееврейским властям можно лишь в исключительных случаях. Если речь идет о нарушении закона государства, то тогда никому нельзя отдавать еврея-нарушителя в руки нееврейских властей, несмотря на то, что закон государства обязывает и по Торе. По горькому опыту ведения общинных дел с нееврейскими властями известно, что им достаточно однажды предъявить претензии к евреям, для того чтобы позже уничтожить их морально, а зачастую и физически.
Таким образом, в большинстве случаев запрещено обращаться к нееврейским законам и нееврей-ским властям. Однако в некоторых случаях это позволено делать.
1. Если есть опасность для всего общества.
2. Если этот человек вышел из доверия и на него не распространяется тораническое понятие «амитеха» — «твой товарищ».
3. Если он не подчиняется еврейскому суду.
4. Если нужно пресечение каких-то действий: остановка строительства, шума, драки и другого беспре-дела.
5. Если на еврея уже подали иск в нееврейский суд, то разрешено обращаться туда, чтобы защищаться.
6. Разрешено обращаться к адвокатам, когда пишут письма, угрожая иском, и пытаются договориться вне суда.
7. Разрешено обращаться в специализированные профессиональные суды, такие как офицерский суд чести, суд алмазной биржи, и.т.п.
Остановимся подробнее на каждом из пунктов.
1. В тех случаях, когда из — за незаконных действий данного человека реально может пострадать вся еврейская община, разрешено подать на него исковое заявление в нееврейский суд. Например, когда отдельный человек занимается контрабандой запрещенных товаров без пошлины или делает фальшивые монеты, то при раскрытии таких преступлений страдают не только непосредственные нарушители, но и пособники. А так как для принято считать, что все евреи заодно, то в результате суда могут пострадать за это многие. По этой причине фальшивомонетчика надо предупредить о том, что его действия создают угрозу для всех. Если он не реагирует, то разрешено пожаловаться на него властям.
Законоучители говорят так же, что на человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться на него в полицию. («Минхат Ицхак» 8, часть 148.)
2. Как пишет Хафец Хаим, о человеке, который не соответствует понятию «амитеха», можно злословить. Так же, на такого можно подавать и в не-еврейские органы. Однако для такого решения должны быть основания. Нельзя верить слухам. Если же позиция этого человека ясна и есть неопровержимые доказательства, что его взгляды и поступки противоречат Письменной и Устной Торе, то не приходится сомневаться. Такой человек теряет все те права, которыми обладает «ами-теха» — «твой товарищ». Нельзя забывать, что пока еврей основывает свою жизнь на 13 принципах веры, он считается кашерным евреем.
3. К сожалению, не всегда верующий и соблюдающий еврейский закон человек может решить свой вопрос в суде Торы. Что делать? В таких случаях следует брать разрешение бейт дина на обращение в обычный суд. При этом надо учесть, что в случае удачного разрешения спора в Вашу пользу, можно получить с проигравшего только то, что полагается выигравшей стороне по Торе. Этот момент следует выяснить у авторитетного раввина (судьи). Автор «Хаей Адам» пишет, что в этом случае, даже если человек сам нашел какую-то цитату из наших книг, оправдывающую его позицию, лучше обсудить ситуацию с признанным знатоком закона в этой сфере, так как в денежных делах есть большой соблазн решить спорный вопрос в свою пользу.
4. Можно обращаться с жалобами в полицию, жилищный комитет или к городским властям, если наш сосед, еврей, шумит ночью или начинает что — то строить незаконно на совместной территории, в таких случаях, когда нужна лишь мера пресечения действий, ради чего и жалуются властям. Далее выяснять отношения необходимо в раввинском суде. Если же еврей отказывается судиться в бейтдине, то можно взять у еврейского судьи разрешение на обращение в гражданский суд, как мы уже говорили.
5. Если один еврей подал в суд на другого, то и у того есть право также обратиться в нееврейский суд с жалобой на одноплеменника. В этом случае его действия будут расцениваться не как обращение в суд неевреев, а как самозащита. Но по решению нееврей-ского суда ваш оппонент не должен потерять больше, чем ему было бы присуждено по закону Торы. Вместе с тем, он обязан возместить все расходы по защите и обращению в нееврейский суд, так как эти шаги были им спровоцированы.
6. Запрет судиться в нееврейском суде накладывает ограничения и на работу адвокатов. Если обращение к нееврейскому суду запрещено, то и адвокату за прещено в этом участвовать. Но договариваться вне суда адвокатам можно.
7. Теперь о специальных профессиональных судах, правила которых регламентируют профессиональную деятельность в определенной отрасли. Например, биржевой суд, который на месте определяет действительность той или иной сделки. В своей работе такие суды пользуются правилами, принятыми людьми данной профессии. Все сотрудники биржи могут обращаться туда в случае разногласий, чтобы решить спорные вопросы в соответствии с принципами профессии, и не «выносить сор из избы».
В это правило не входят суды по вопросам труда или по семейным проблемам, хотя к ним разрешено апеллировать в случае претензий к представителям учреждений или частным лицам, которые не пойдут в суд Торы.
Данная статья не претендует на полноту обзора и подробный разбор всех возможных ситуаций. Здесь обрисованы общие подходы и ключевые моменты в принятии решения об обращении в нееврейский суд. Но в каждом конкретном случае лучше спросить сведущего раввина, чтобы случайно не оказаться, не дай Б-г тем, кто теряет свои права в этом мире и свою награду в Будущем.
из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.