Рош аШана — это, как мы знаем, Судный День, что известно из первой Мишны трактата Рош аШана., в которой сказано, что в этот день все проходят перед Творцом, как стадо скота во время пересчёта, т. е., по одному, и вместе с тем Творец окидывает всех единым взглядом (18а). Отсюда следует, что у суда есть два аспекта — частный и общий, т. е. Творец взвешивает поступки и состояние каждого по отдельности и всех в целом. И, понятно, суть этого Дня должна найти своё отражение в молитвах. Но, на удивление, мы не находим ни одной просьбы о нас самих в частности и о народе и мире в целом! И это требует объяснения — как могли мудрецы, которые составили молитвы, пропустить и не отразить самую суть этого страшного Дня?! Более того, видно из книги Зоhар, гл. Ноах, что даже не стоит просить за себя, а тот, кто в этот день упомянет свои заслуги перед Творцом, тому вспомнят его прегрешения! Также, по мнению Аризаля, даже нельзя просить за себя перед Творцом в этот день! Всё это требует объяснения.
Обратимся к дополнительной молитве Мусаф, которая, как известно, отражает суть каждого праздника.
Мусаф Рош аШана состоит из трёх частей — Царства, Воспоминания и Шофары.
Рош аШана 34б. Учили мудрецы: сказал Творец: «Скажите передо Мной в Рош аШана Царствования, Воспоминания и Шофары. Царствования — для того, чтобы Меня сделали Царём, Воспоминания — чтобы предо Мной восстали воспоминания о вас к лучшему, а с помощью чего — с помощью шофара». «Сказать Царствования» — имеется в виду процитировать стихи из Танаха, в которых упоминается Царство Всевышнего. Воспоминания — т. е., стихи из Священного Писания, свидетельствующие о союзах, заключённых Всевышним с нами. Шофарот — те фразы, в которых упоминается Трубный Глас.
Эта Гемара и стала источником построения молитвы. И все три части её надо говорить с соответствующим намерением (каваной). Царства — с мыслью, что, произнося эти слова, мы выбираем Всевышнего Царём над нами. Воспоминания — мы восстанавливаем Союз со Всевышним, где мы представляем вторую сторону. И, наконец, шофары — как сказали мудрецы: «с помощью чего — с помощью шофара», т. е. коронование, возведение Царя на престол сопровождается звуками шофара.
И здесь опять возникают вопросы — неужели от того, что мы произнесём в молитве эти слова, Он, Всевышний, да благословится Его Имя, станет Царём над этим миром? Неужели Он и без этого не Царь? И без того, что мы произнесёт Воспоминания, Он не вспомнит союзы, заключённые с миром и людьми? И неужели есть необходимость в трублении и, уж тем более, в воспоминании о нём?
Всевышний сотворил мир ради Собственной Славы (Масэхет Авот 6,11). Имеется в виду проявление Его царской власти. Он, конечно же, всемогущий, и Его власть безгранична. Но нет никакого смысла создавать мир, подвластный Творцу, в котором отсутствует свобода выбора, ведь и без этого Он был Царём над всем. Творя мир, Всевышний желал создать людей, обладающих свободой выбора, т. е. людей, которые могут выбрать Его Царём над собой или нет. И, если они выбирают, тогда Он действительно становится Царём в этом мире. Не может быть Царя без народа! Если мы провозглашаем Творца Царём над нами, то мы становимся Его народом! Иными словами, Он предоставил возможность выбрать Его!
Понятно, что Творец ничего не забывает. Но, когда мы вспоминаем Союзы, заключённые Творцом, мы предстаём пред Ним, как те, кто хранит его! Таким образом, мы приходим перед Творцом на суд для того, чтобы провозгласить его Царём над нами, и тем самым мы показываем свою нужность в этом мире.
И всё это скрепляет Трубный Глас — Шофар. Он сопровождает всю молитву, и также для него выделена отдельная часть в Мусафе. В чём же смысл?
Всевышний сотворил человека, вдохнув в него жизненный дух. Мудрецы объяснили, что Всевышний именно так создал человека, чтобы показать, что в человека была вложена Б-жественная сущность. Когда человек трубит в шофар, он тоже как бы отдаёт что-то от себя. При творении человека Всевышний, как мы уже упомянули, хотел, чтобы человек провозгласил Его Царём, т. е. это «вдыхание» должно было привести к Царствованию. Так же и при трублении: человек, вдыхая в шофар воздух, подразумевает, что выходящий звук провозгласит Творца Царём.
Таким образом, трубление в шофар содержит намёк на три аспекта Творения — начало, конечная цель и средство.
Творение было начато с «вдыхания» в человека живого духа, вследствие чего он стал живой душой, т. е. тем, кто может и должен провозгласить Творца Царём в этом мире. Получается, начало — это вдох, что и было творением человека, конечная цель — это Царство Творца, а средство — это сотворённый человек. И в трублении в шофар также присутствуют те же три аспекта — «вдыхание», трубный глас, выходящий из него, и сам шофар.
В заключение можно сказать, что, видимо, это то, что требуется от нас в этот День — мы должны предстать перед Творцом мира как его народ, который помнит свой завет и который провозглашает Его Царём! Мы должны уподобиться шофару в руках мастера; задача инструмента заключается лишь в том, чтобы не мешать мастеру делать своё дело. И понятно, что для того, чтобы вышел хороший звук, шофар должен быть хорошим. Так и наша жизнь, — мы готовим себя, учась, работая над собой, совершая добрые дела, к тому, чтобы тот дух жизни, который вдохнул в нас Всевышний, в конце концов дал нужный результат. А именно — посредством нас будет провозглашено Царство Творца в этом мире!
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.