Темы: Суккот, Рош Ашана, Шофар, Лев Кацин, Бааль Тшува
«Однажды пожилая американская еврейка поехала в Индию в поисках знаменитого гуру, — рассказывается в одной американской шутке. — После долгого путешествия она оказалась в Гималайских горах в толпе почитателей знаменитости. Сотни людей стояли в очереди для получения благословения гуру. Когда она подошла к нему, то умудрилась сказать нечто, что потрясло его, изменив всю его жизнь. Что же сказала пожилая еврейка прославленному гуру?
— Сынок, возвращайся домой!»
Я думал, что такое бывает только в анекдотах? Однако недавно я узнал об одной истории, которая получила широкую огласку в Израиле. Некоторое время назад один молодой израильтянин по имени Хаим оказался в Индии. В этом событии самом по себе нет ничего необычного. После службы в армии многие израильтяне уезжают путешествовать в Индию, Таиланд, Южную Америку и другие экзотические страны. Хаим ничего не знал о своем еврействе и в Индии он увлекся буддизмом. Однажды Хаим оказался на экзамене посвящения в тибетские монахи и предстал перед знаменитым Далай—ламой. Он великолепно отвечал на все вопросы Нобелевского лауреата, демонстрируя полную лояльность Будде.
Тогда Далай-лама задал ему неожиданный вопрос: «Вы еврей?» «Да, я приехал сюда из Израиля», — признался Хаим. «Тогда возвращайтесь домой! — воскликнул Далай-лама. — Вам не следует изменять традициям отцов. Вот вам адрес иешивы в Иерусалиме, поезжайте туда и изучайте древнюю мудрость вашего народа».
Хаим поехал в Иерусалим и преуспел в изучении Торы. Через некоторое время его нашел еврей, который предложил ему познакомиться с девушкой. Подобно Хаиму, эта девушка уехала в Индию и увлеклась там буддизмом, после чего вернулась в Израиль и стала изучать Тору. Они встретились и обручились. Тогда девушка открыла Хаиму еще один секрет. Она тоже предстала однажды перед Далай-ламой, который спросил, еврейка ли она. И получив утвердительный ответ, рекомендовал ей вернуться домой, изучать Тору и найти Хаима! Думаю, что их свадьба была праздником чуда возвращения домой, возвращения к своим корням, к самим себе, праздником, который непосредственно относится и к каждому из нас. Ведь о каждом сказано в Торе: «И возвратит Всевышний изгнанников… из всех народов, среди которых рассеял тебя Всевышний. Даже если один из твоих изгнанников будет на краю неба, то и оттуда соберет тебя Всевышний, и оттуда возьмет тебя, и приведет тебя Всевышний в землю, которой овладели твои отцы» (Дварим 28:3—5).
Каждый еврей рождается с чистой и святой душой праведника. Но когда его обижают, то и он учится обижать, когда ему делают больно, и он учится наносить боль другим. Он теряет врожденную мягкость для того, чтобы выжить в этом жестоком мире, а душа его покрывается жесткой скорлупой. Однако под этой скорлупой, как под панцирем, скрывается чистая и безгрешная душа, о существовании которой, возможно, забыл даже сам человек.
Именно потому в Рош-Хашана, слушая звуки шофара (напоминающие плач новорожденного и его мольбу о жизни), еврей прислушивается и к внутреннему голосу своей души, который призывает его к праведной жизни. Напоминающие плач звуки шофара называются ломаными, на иврите — «шварим». Они символизируют испытания и страдания человека, которые ломают скорлупу надменности и гордыни, покрывающую его душу. Слушая ломаные звуки шофара, человек и должен сломать скорлупу, под которой скрывается его душа. Этот процесс освобождения от скорлупы и проявления своего настоящего «Я» продолжается «десять дней возвращения». В Йом Кипур, подобно первосвященнику, входящему в Святая Святых Храма, еврей проникает в Святая Святых своей души, открывая в себе непорочную праведную душу. Не случайно по окончанию Йом Кипура дуют в шофар. Это напоминает о заповеди пятидесятого года йовеля (отсюда русское слово «юбилей»). «Протруби звуком шофара в седьмой месяц, в десятый день месяца, в Йом Кипур протрубите в шофар во всей вашей земле. Освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле для всех ее жителей. Это будет год “возвращения домой”, и таковым это будет для вас; и вернетесь каждый к своему владению, и каждый вернется к своей семье» (Вайикра 25:9—10).
Каждый юбилейный пятидесятый год все долги прощались, и все рабы возвращались домой на свои, проданные ранее, земли. Точно так же и сегодня каждый еврей может праздновать раскрепощение души, вырвавшейся из-под сковывающего ее панциря. И сегодня каждый еврей может вернуться к своему народу, к своей Торе, к самому себе. Эта свобода возвращения домой и отмечается звуком шофара на исходе Йом Кипура. «Ле Шана хаБаа Иерушалаим!» — «На следующий год — в Иерусалиме!». В этот момент евреи в синагоге начинают петь, предвкушая возвращение домой.
Лишь теперь мы понимаем смысл праздника Суккот, когда еврей с радостью берет символизирующий чистое сердце этрог (цитрус) и заходит в шалаш, который и символизирует возвращение домой!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ве-зот а-браха»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Перед своей смертью Моше благословляет народ.
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух