Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8

Шофар запутывает сатану

Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Темы: Шофар, Рав Хаим Бурштейн

В день Новолетия, Рош аШана, Вс-вышний вершит Суд над своими творениями. В этот день мы трубим в шофар, и этот звук способен побудить каждого человека в корне изменить своё состояние – и изменить весь мир.

Эта лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Еврейский взгляд на мир» была прочитана в канун Рош аШана, Новолетия, и посвящена объяснению внутреннего смысла заповеди трубления в шофар.

«Все освобождение в этом мире приходит во время трубления в шофар», – сказано в книге Зоар. Пророк Исайя сравнивает трубление в шофар с великим чудом. Пророчество сообщает, что на звук шофара придут в Землю Израиля пропавшие в земле Ассирии и отторгнутые в земле Египетской.

Рош аШана – это день воцарения Царя над всем миром. Царь вершит свой Высший Суд над всеми нами и звук шофара способен привести к небывалому изменению нашего состояния. В книге пророка Йехезкеля написано, что ангелу Гавриэлю было велено написать на лбах как праведников, так и нечестивцев, букву «тав». Этой буквой заканчивается одно из Имен Б-га «Эмет», и так Творец «подписывает Своё Имя». Нечестивцев Вс-вышний наказал за то, что они вышли за рамки Истины этого мира. А праведников Он наказал за то, что они пытались вернуть нечестивцев к истинному миру – а значит, они тоже были оторваны от жизни. То есть человек может существовать в этом мире только покуда он находятся в связи с жизнью и, в первую очередь, с аспектом истины, с именем Б-га «Эмет» (Истина).

Рамбам учит, что весь мир находится в равновесии между добром и злом. Любой наш добрый или дурной поступок способен склонить чашу весов в одну или другую сторону – так каждый из нас должен смотреть на себя. Когда трубит шофар, могут пробудиться спящие и вернуться к Истине и к Б-гу.

Есть Мидраш, где ангелы спорят – стоит ли Творцу создавать человека. Мы должны понимать, что как люди мы находимся в состоянии экзистенциального конфликта и дуальности, и в высших мирах нет согласия, имеем ли мы право на существование или нет. Если мы возвышенные, то имеем, а если материальные – то нет.

 

Какое отношение этот Мидраш имеет к празднику Новолетия? Что происходит с человеком, когда он совершает грехи? Кто был первым человеком, потерявшим образ человека? О чем кричит шофар каждому из нас?

Читайте обзор по теме Трубление в шофар

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше