Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Постановления мудрецов
Относительно шабата различают четыре вида владений: ршут аяхид, ршут арабим, маком птур и кармелит. Часть владений установлена Торой, часть — мудрецами.
Ршут аяхид
Ршут аяхид — это территория, предназначенное для личного пользования. Такая территория называется ршут аяхид, только если она окружена соответствующей оградой, как объясняет Шульхан арух. См. там, что называется огороженной территорией: высота ограды, ее длина и т.д. Несмотря на то, что по закону Торы любое место, окруженное подобной оградой называется ршут аяхид, мудрецы вывели несколько видов владений из этого статуса, поскольку они напоминают некоторыми деталями ршут арабим, и отнесли их к другому типу, как будет описано ниже.
Ршут арабим
Ршут арабим — неогороженная территория, предназначенная для прохода большого количества людей (дорога, по которой проходит много людей). Она должна иметь определённую ширину, без чего не может называться ршут арабим. Есть и еще условия, перечисленные в Шульхан арухе. И здесь мудрецы также постановили придать статус ршут арабим некоторым видам территорий (хотя по определению Торы они не являются ршут арабим), каждой по своим причинам, см. в Шульхан арухе.
Маком птур
Маком птур — это территория, которая не является ни ршут аяхид, ни ршут арабим. Уже само название указывает на ее статус: это место, в котором птурим (не только освобождены от наказания, но и разрешается это делать даже изначально) за вы-
нос предмета и за его перемещение на 4 амы. Также и здесь мудрецы вывели некоторые виды владений из статуса маком птур и дали им другой статус соответственно тому, какое устрожение они хотели ввести.
Маком птур — даже для законов дерабанан — это территория в ршут арабим (не бывает маком птур в кармелите) размером не менее 3 тефахим и шириной не более чем 4 на 4 тефаха. Но при ширине 4 на 4 тефаха она получает статус кармелита, если при этом ее высота не превышает 10 тефахов.
Кармелит
Кармелит — вид владения, который ввели мудрецы. Они назвали так те виды ршут аяхид и маком птур, которые вывели из их статуса по Торе в соответствии с нуждами своих постановлений. Не все владения кармелит имеют одинаковые законы, иногда они зависят от того, какие законы имели эти владения по Торе.
Мелаха переноса (оцаа) включает в себя два вида переноса:
а) перенос из одного владения в другое; б) перенос предмета на 4 амы в ршут арабим.
Перенос из одного владения в другое имеет место только при переносе из ршут аяхид в ршут арабим, и наоборот. Но разрешается вынести из ршут аяхид или ршут арабим в маком птур, и наоборот (однако запрещено перенести потом еще раз из маком птур в другое владение). Также нет запрета переносить предмет на 4 амы в маком птур. (Иногда изменяются законы маком птур относительно постановлений мудрецов, и эти места получают статус кармелита. Но там, где даже мудрецы оставили статус маком птур, разрешается делать все то, что разрешено по Торе в этом виде владений.)
4. Запрет переноса дерабанан
Мы уже упоминали, что есть новый вид владения, установленный мудрецами, который они назвали кармелит. То есть мудрецы придали некоторым видам владений ограничения ршут аяхид, а другим — ограничения, присущие ршут арабим.
Уже было упомянуто, что по закону Торы любое место, окруженное соответствующей оградой, является ршут аяхид. Но мудрецы ввели еще несколько условий, чтобы ршут аяхид заметно отличался от ршут арабим и не было опасности, что их перепутают. Так мудрецы определили как ршут аяхид только жилое помещение или такое место, в котором человек делает то, что обычно делают дома, и при этом оно принадлежит одному хозяину. Далее это будет разобрано подробнее.
Ршут аяхид, который также дерабанан имеет статус ршут аяхид, должен быть местом, где живут люди, или, по крайней мере, местом, предназначенным для использования подобно дому. Например, это может быть двор, которым пользуются, или сад при доме, где сидят или гуляют и т.п., такое использование называется использованием для жилья. Но карпеф — большое место, окруженное изгородью, но при этом не огороженное именно для жилья, как-то: большое поле, долина или даже большой сад, предназначенный для сельскохозяйственных работ, и т.п. И хотя карпеф окружен изгородью, так как изгородь не предназначена превратить это место в жилое, его перевели из статуса ршут аяхид в статус кармелита. Подробнее см. в Шульхан арухе.
Только владение одного хозяина может иметь статус ршут аяхид также и дерабанан. Таким образом, разрешается переносить предметы из дома во двор (и наоборот), только если в данном дворе нет больше домов, то есть двор принадлежит одному хозяину. Если же во двор выходят еще и другие дома,
такой двор считается совместным владением (то есть имеется несколько совладельцев), он немного похож на ршут арабим, и мудрецы вывели его из статуса ршут аяхид применительно к некоторым законам. Таким образом, считается, что жители подобного двора накладывают друг на друга запрет переносить предметы из домов во двор и обратно (тем более из дома в дом). Все же подобному двору не придали статуса кармелита, и соответственно, в нем разрешается переносить предметы даже больше 4 амот, но только те из них, которые находились во дворе еще до шабата (но не вносить их домой). И разрешается также переносить там ребенка, который вышел из дома сам.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»