Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Пожар, Суббота, Еврейский закон, Спасение жизни, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Материальный ущерб
Загоревшуюся скатерть разрешается вынести наружу таким образом, чтобы не было псик рейша погашения или зажигания. И необходимо остерегаться помещать ее после этого в ветреном месте, как в случае со свечами, см. выше в п.5. И хорошо положить ее в пустую ванну, чтобы быть уверенным, что от нее не загорятся другие вещи. Даже если скатерть столь велика, что не вмещается в ванну, можно сложить ее таким образом, чтобы не было псик рейша гашения огня. Но если есть возможность, лучше попросить нееврея вынести скатерть.
Если на стол упала горящая свеча и возможен пожар (но нет опасности для жизни, — ведь в случае опасности для жизни не принимаются в расчет запреты шабата, подробнее это описано
ниже), необходимо поставить рядом со столом сосуд, для которого не опасен огонь, затем наклонить стол и потрясти его, чтобы свечка скатилась с него в этот сосуд. Следует стараться стряхнуть свечку таким образом, чтобы не было псик рейша ее погашения . Речь идет только о столе, который не является основанием для мукце (см. выше в п.6). В противном случае стол запрещено наклонять из-за запрета переноса мукце, как будет описано ниже в законах мукце.
Но, если есть опасность большого убытка и невозможно обезопасить свечку без переноса мукце, тогда, возможно, следует разрешить и перенос ее руками (то же самое, если нельзя потрясти стол и по другой причине). В любом случае, если есть возможность перенести свечку изменённым способом (см. ниже в законах мукце), безусловно, лучше сделать так, поскольку это разрешено и в случае, когда нет убытка. Естественно, что подобные действия возможны только с восковой свечой. Но масляную свечу нельзя скинуть, не совершив при этом гашения, как уже было описано выше в п.6. Но то, что мы разрешили наклонить стол и т.д. — это только в случае, если нет нееврея. Если же он присутствует, необходимо попросить его перенести свечку, так как самому очень трудно сделать это таким образом, чтобы не нарушить шабат. Кроме того, посредством неев-рея разрешается переносить и масляную свечу.
Резюме (для случая, когда нет опасности для жизни): там, где есть нееврей, необходимо попросить его взять свечу. Это разрешено, даже если свеча масляная. Если же нееврея нет, то в случае, где нет большого убытка, безусловно, предпочтительнее передвинуть свечку изменённым способом. А если это невозможно, то в случае, когда стол не является основанием для мукце, разрешается потрясти стол, чтобы свеча упала в поставленный рядом сосуд, но таким образом, чтобы не было псик рейша относительно погашения свечи. Но все это разрешается проделывать только с восковой свечой, но не с масляной. А если есть опасение большого убытка, возможно, следует разрешить и прямой перенос свечи (при этом масляную свечу следует переносить очень осторожно).
Если в шабат потухла газовая горелка и газ продолжает выходить, разрешается закрыть газовый вентиль. Возможно, даже есть обязанность это сделать из-за опасности. Изначально следует сделать это неудобным способом (килеахар яд).
Тем не менее следует проверить перед этим, не перескочило ли пламя в газовую трубку и не горит ли оно теперь там: в таком случае запрещается закрывать газ, так как при этом гасится огонь. Если выяснить это невозможно, следует попросить не-еврея закрыть вентиль.
Как и во всех других запретах шабата (и во всех запретах Торы), запрет тушения действует только там, где нет опасности для жизни. Но в случае опасности для жизни, и даже только ее вероятности, гасить огонь не только разрешается, но и при этом выполняется великая заповедь. И как во всех случаях, когда жизни еврея угрожает опасность, обязаны спасать его жизнь даже путем нарушения запретов Торы. А тот, кто не прикладывает к этом всех усилий, как будто проливает кровь.
Заповедь эту стараются исполнить с помощью больших мудрецов и даже не ищут нееврея, за исключением случая, когда он присутствует на месте и уже готов немедленно приступить к тушению огня. Нельзя также гасить огонь изменённым способом, даже когда это уменьшает нарушение, если это может привести к задержке. Однако если это не вызовет никакой задержки в погашении огня, следует изначально уменьшить нарушение шабата, поскольку даже в случае опасности для жизни говорится, что, когда можно сделать ничего не нарушая, не оставляют разрешённые пути, чтобы идти запрещёнными. Но все это на условии, что в результате не произойдет задержки в спасении жизни и т.п. и опасность не возрастет.
Поэтому в наше время, когда, не дай Б-г, случается пожар, его тушат сами евреи, так как в большинстве случаев вероятна опасность для жизни. Так, например, очень часто пожар угрожает маленьким детям, которых невозможно вынести. И даже если можно их вынести, нет времени еще и одеть их должным
образом. А если на улице холодно, ребенок может заболеть, и, кто знает, вдруг это приведет к опасности для жизни, не дай Б-г. Также иногда пожар затрагивает больных и пожилых людей, которые не могут спастись сами. Кроме того, там могут быть и спящие, которых невозможно разбудить и т.п. И тем более в наших многоквартирных домах, в которых живет много семей, всегда есть вероятность, что кому-то угрожает опасность, так как точно неизвестно, кто живет в доме и т.п. Есть еще и опасность, что пламя перейдет на другие здания, не дай Б-г, и т.п.
Все сказанное выше справедливо в случае опасности для жизни или ее вероятности. Но если известно, что в данном месте никакой угрозы жизни нет, когда, например, речь идет о доме, далеко удаленном от другого жилья, и также известно, что в этом доме больше нет людей, тогда возвращается запрет тушения, и, подобно другим законам шабата, запрещено еврею нарушать шабат даже во избежание ущерба. И, как и в других запретах шабата, в подобной ситуации запрещено попросить нееврея совершить в шабат для еврея запрещённую Торой ме-лаху даже при материальном ущербе. Но здесь разрешается сказать ему так, как это разрешается в других подобных случаях в шабат, то есть таким образом, чтобы понял сам, что от него хотят, чтобы он потушил пожар. Например, позвать его на место пожара (не нарушая при этом шабат), не прося его тушить огонь. И даже если зовущий его еврей знает, что придя, нееврей поймет, что от него ожидают тушение пожара, все же, поскольку его не просят напрямую тушить пожар, в этом случае не нарушается запрет амира леакум (просьбы к нееврею сделать для еврея запрещённую тому мелаху).
Упомянутое выше запрещение просить нееврея совершить во время пожара запрещённую мелаху, касается только спасения имущества. Если же есть опасность, что сгорят свитки Торы и Танаха, тфилин, мезузы, святые книги, молитвенники и т.п., разрешается для их спасения напрямую попросить не-
еврея совершить запрещённую в шабат мелаху, даже если при этом необходимо нарушить запрет Торы. Поэтому разрешается просить нееврея (в случае необходимости) вынести их даже в общественное владение, чтобы спасти от огня, и тем более разрешается просить вынести их в те владения, в которые запретили вынос мудрецы. А в случае, когда невозможно вынести их даже в общественное владение, можно также разрешить просить нееврея погасить огонь. Если же там нет нееврея, разрешается также еврею вынести святые книги и.т.п. в место, за-прещённое для выноса мудрецами из-за отсутствия эрува. Но в место, запрещённое мудрецами по причине отсутствия ограды, не разрешили еврею выносить даже святые книги и.т.п.
Известно, что такова природа человека: в момент, когда внезапно возникает угроза большого ущерба, мысли его путаются, он впадает в панику и не в состоянии взвешенно обдумывать свои поступки. Поэтому мудрецы опасались, что при возгорании пожара в шабат человек помчится спасать свое имущество, и в спешке с легкостью забудет о шабате, и нарушит его запреты. И по этой причине, хотя в других вопросах иногда разрешили делать кое-какие запрещённые вещи в случае возможного большого ущерба, при пожаре в шабат не только не разрешили делать то же самое для спасения своего имущества, но даже запретили такие вещи, которые в прочих случаях разрешали и без угрозы ущерба. И все это из опасения, что если позволить спасать при пожаре в шабат имущество какими-то разрешён-ными способами, то человек настолько погрузится в спасение своего имущества, что в спешке забудет о шабате и начнёт спасать имущество путем нарушения шабата. Поэтому запретили выносить вещи даже в такой двор, где разрешается переносить вещи с помощью эрува. Но все-таки разрешили переносить вещи в собственный двор или в чужой дом, объединенные с его домом в частное владение посредством эрува.
Не всякое имущество запретили спасать в шабат: эта гзера не относится к еде, необходимой для трапез шабата, см. в Шуль-хан арухе дополнительные детали этих законов.
Все это относится к случаю, когда пожар случился в его доме. Однако если пожар случился в соседнем доме, и человек опасается, как бы он не перекинулся и на его дом, не запретили мудрецы спасать свое имущество разрешённым способом. И почему разрешили? Поскольку огонь еще не добрался до его дома, человек не впал в панику, и тогда этот запрет лишается основания. В таком случае разрешили и перенос мукце, так как не распространили запрет мукце на случай внезапного ущерба. И подобным образом разрешили другим людям спасать его имущество, так как они не находятся в таком же напряжении и, очевидно, не придут к нарушению шабата.
Велики наши мудрецы, познавшие человеческую природу и раскрывшие нам, до какой степени может довести человека стресс, что есть необходимость запретить здесь вещи, которые разрешены по основному смыслу закона. И даже в случае предотвращения большого ущерба опасались, что в панике, не дай Б-г, придут к нарушению шабата.
И мы должны из этого выучить, что необходимо сохранять спокойствие в любом положении, что паника и растерянность могут привести к большим проблемам и, в частности, в вещах, имеющих прямое отношение к реальной опасности для жизни.
Запрещено сказать в шабат нееврею, чтобы тот зажег свечу. И даже в месте, где уже горит свеча. И не только запрещено просить его зажечь свечу, но мы обязаны остановить его, если он по собственной инициативе придет зажечь свечу еврея. И здесь, как и в остальных запретах шабата, если нееврей придет безо всякой просьбы со стороны еврея и зажжет для него свечу, запрещено хоть как-то использовать ее. И все же закон зажигания неевреем свечи для еврея отличается от других запретов шабата; если в этом месте есть горящая свеча, которую не зажег нееврей, разрешается пользоваться светом свечи, которую зажег нееврей по собственной инициативе, потому что считается, что в этом случае мы не пользуемся исключительно светом зажженной им свечи. И, как и во всех прочих запретах шабата, здесь закон меняется, если речь идет о больном человеке или исполнении заповеди, и следует спросить об этом раввина.
Читайте обзор на тему Запреты Субботы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»