Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Пурим, Маараль, Эстер, Изучение Торы, Еврейские качества, Геула, Заслуги
6:6 Величие Торы больше величия священства и царской власти, ибо царская власть имеет тридцать примет, священство — двадцать четыре, Тора же приобретается исполнением сорока восьми требований. И вот их список: постоянное изучение; восприятие на слух; проговаривание вслух; понимание сердцем; разум сердца; страх; трепет; скромность; радость; чистота; прислуживание мудрецам; уточнение (изученного в обсуждении) с товарищами; разбор с учениками; спокойствие; Писание; Мишна; частичный отказ от торговых занятий; частичный отказ от всех обычных занятий; частичный отказ от наслаждений; частичный отказ от сна; частичный отказ от бесед; частичный отказ от легкомысленного поведения; долготерпение; доброе сердце; доверие к (словам) мудрецов; (безропотное) принятие страданий. (Изучающий Тору) знает свое место; радуется своему уделу; строит ограду для своих слов; (ничего) не считает своей заслугой; любим; любит Б-га; любит людей; любит (дела) милосердия; любит прямоту; любит упреки; и отдаляется от почета; и не гордится изученным; и не радуется (получению права) поучать; и тянет ярмо вместе с товарищем; и судит его в заслугу; и наставляет его на истинный путь; и устанавливает мир (в отношениях) с товарищем; и изучает Тору спокойно; задает вопросы и отвечает; узнает и добавляет; изучает, чтобы преподавать; и изучает, чтобы исполнять; прибавляет мудрости своему учителю; и восстанавливает логику услышанного; и все передает от имени того (от кого услышал). Вот, ты знаешь, что тот, кто передает нечто от имени того, кто это рассказал, приносит в мир Избавление, согласно сказанному (Эстер 2:22): «И рассказала Эстер царю от имени Мордехая».
Сорок восьмое — все говорить от имени того, кто сказал это. Эта (привычка) также теснейшим образом связана с Торой. Все отрывки из Торы ученик должен произносить, указывая, от кого он их слышал, а не крадя их (и выдавая за свои). Даже Б-г произносит слова Торы, указывая, от кого они были услышаны (Гитин 6б): «Эвьятар, Мой сын, вот что говорит…» А в мидраше (Бемидбар раба 19) говорится так: «Когда Моше (во время получения Торы на Синае) поднялся в Небеса, он услышал голос Б-га, Который сидел и занимался отрывком о “рыжей корове”. Он говорил так: “Элиэзер, Мой сын, так говорит: “Эта корова должна быть двухлетней”. Сказал Ему Моше: “Властелин мира! И Вышний, и нижний миры принадлежат Тебе, а Ты сидишь и произносишь слова Закона, услышанные из уст человека из плоти и крови?!” Сказал ему Святой, Благословен Он: “Моше! В будущем в Моем мире появится праведник, который начнет рассуждение о “рыжей корове”. Это будет раби Элиэзер, который полагает, что эта корова должна быть двухлетней”.” Этот мидраш вызывает недоумение: в чем же состоит ответ, который Б-г дал Моше? Решение заключено в словах мидраша, что раби Элиэзер “начнет” разбор отрывка о рыжей корове. Вот что мидраш имеет в виду.»
Достижения разума для каждого человека свои. Поэтому Б-г объяснил Моше, что это достижение соответствует именно раби Элиэзеру и согласуется с великой силой его разума.
Отрывок о рыжей корове требует глубочайшего постижения, и раби Элиэзер был на него способен. Поэтому мидраш и объясняет, что раби Элиэзер начал говорить о ней первым и сказал, что она должна быть двухлетней. Б-г дал каждому человеку тот разум, который был изначально предназначен именно для него, и потому сказал, что закон следует мнению раби Элиэзера. Б-г сказал Моше так: «Я сотворил в Своем мире праведника и мудреца, разум которого специально создан для того, чтобы постичь заповедь о рыжей корове и сделать вывод, что она непременно должна быть двухлетней». В этом и состояла причина того, что Б-г изрек этот закон от имени раби Элиэзера. Б-г наделил каждого человека своей особой сутью, и точно так же каждого Он наделил своим особым разумом и особой способностью к постижению. Поэтому постижение каждого человека зависит от разума, вложенного в него Б-гом, и поэтому Б-г изрекает закон от имени того, кто его произнес.
И не только об этом случае мы это знаем. Наши мудрецы сказали в трактате Хагига (15б), что Б-г произносит слова закона от имени всех мудрецов, кроме раби Меира, который обучался Торе у Элиши-чужака. Они имеют в виду, что Элиша-чужак, оставивший принятый порядок, не принадлежит более и к порядку наделения мудрецов разумом, который установил Б-г. Поэтому он и называется «чужаком», то есть, «тем, кто остался снаружи». А, значит, не подобает, чтобы из уст Б-га прозвучал закон, который раби Меир воспринял от чужака Элиши.
Когда мидраш говорит, что закон о рыжей корове Б-г произносит от имени раби Элиэзера (и больше ни от чьего), он имеет в виду, что способностью постичь его обладал только раби Элиэзер. Однако другие законы не были предназначены только для одного мудреца, поэтому высказывали их многие, и Б-г тоже произносил их от имени этих многих мудрецов. Только закон о рыжей корове был предназначен лично для раби Элиэзера, поскольку для его постижения требовалась особая сила разума. Поэтому мидраш поясняет, что раби Элиэзер был тем из потомков Моше, кому — единственному из людей — была раскрыта тайна рыжей коровы. Ведь стих (Бемидбар 19) сказал о ней: «И пусть возьмут для тебя…» А от него и раби Элиэзер унаследовал (способность постичь) эту тайну.
Тем не менее, каждый закон (сохраняет связь) с мудрецом, который его высказал. А потому каждое достижение в Торе подобает связывать с тем, кто его добился: ведь именно ему это достижение соответствует. Если человек не станет поступать так, он нарушит порядок Торы, по которому (Б-г) определил каждому мудрецу (те законы, которые будут повторяться от его имени).
Мидраш говорит: «Всякий, кто приписывает слова раби Элиэзера раби Йеошуа, а слова раби Йеошуа — раби Элиэзеру, как будто уничтожает мир». Мидраш имеет в виду то самое, о чем мы говорим: достижения раби Элиэзера (в Торе) предназначены (Б-гом) именно для раби Элиэзера, а достижения раби Йеошуа — именно для раби Йеошуа. Поэтому тот, кто их перепутал, изменил порядок Торы, который Б-г определил для мудрецов, а изменение порядка Торы, вне всякого сомнения, ведет к разрушению мира.
Однако слова мишны о том, что необходимо все говорить от имени сказавшего, имеют и другое объяснение. Если изучающий Тору (позволит себе) не обращать на это внимания, он будет невнимательным и к содержанию слов мудрецов, будет путать их. И истинность этого объяснения доказывается в другом месте.
Вот, ты знаешь, что тот, кто пересказывает нечто от имени сказавшего, приносит в мир Избавление. Здесь возникает вопрос: а откуда мишне известно, что спасение, посланное через Эстер еврейскому народу, было определено именно этим? Кроме того, награды, которые дает Б-г, всегда следуют принципу «мера за меру», — каким же образом передача услышанного от имени сказавшего позволяет удостоиться Избавления? Следует знать, что когда Б-г дарует Избавление, Он желает, чтобы все знали, что именно Он сделал это, и не говорили бы, что (Дварим 32:27) «не Б-г сделал все это», а они сами достигли избавления своей мудростью и мощью. Ты увидишь это в рассказе об Исходе из Египта (Шмот 7): «И узнают египтяне, что Я — Б-г, когда Я выведу их из земли Египетской». Поэтому, если бы Эстер не обладала этой способностью связывать каждое событие с тем, с кем его следует связать, она могла бы, Б-же упаси, сказать евреям: «Это все я сделала своей великой мудростью», — чтобы возвыситься и возгордиться. Тогда она не была бы достойна того, чтобы через нее евреи обрели Избавление: ведь Б-г желает, чтобы всем стало известно, какое добро и какое милосердие Он проявляет к Израилю! Но Эстер рассказала царю Ахашверошу (о заговоре) от имени Мордехая, хотя могла бы поставить этот рассказ себе в заслугу, чтобы подольститься к царю. Поэтому она оказалась достойной привести в мир Избавление: теперь стало ясно, что она не станет приписывать заслугу себе, а отдаст ее благословенному Б-гу. Ведь не вызывает сомнения, что Эстер понимала, что все происшедшее совершено Б-гом.
(Вывод, который делает мишна, основан на том, что в приведенном стихе есть слова, которые не требуются для передачи простого смысла). Достаточно было написать просто: «И было рассказано царю от имени Мордехая». Ведь Писание хотело всего лишь сообщить нам, что царь знал, что обязан спасением Мордехаю, и поэтому спросил царедворцев (Эстер 6:3): «Какой почет воздали и как возвеличили Мордехая за это?» Поэтому не было никакой необходимости говорить, что «Эстер рассказала царю…» Значит, все же упомянув Эстер, стих хотел раскрыть, чем Эстер заслужила то, что Избавление пришло к евреям через нее. Он дает нам понять, что причина в том, что Эстер рассказала все царю от имени того, кто рассказал ей самой, а не присвоила заслугу себе. Так стало ясно, что и за Избавление она станет благодарить Того, Кто даровал его, и не поставит его себе в заслугу.
То, что способность передавать услышанное от имени сказавшего является условием Избавления, Писание (не случайно) раскрыло нам именно в рассказе об Эстер. Причина этой связи состоит в желании Б-га, чтобы все знали о том, что Избавление приходит от Него. Во времена же Избавления от египетского рабства все и так знали, что это Избавление послано Б-гом.
Ведь это Избавление сопровождалось великими знамениями и чудесами, так что имя Б-га прославилось повсюду! Но во время чуда Пурима ни знаков, ни знамений не было вовсе, и поэтому люди могли подумать, что это Избавление послано не Б-гом, и Эстер имела возможность приписать его себе. Избавление от греческого ига во время победы Хашмонаим тоже сопровождалось общеизвестным (ханукальным) чудом с маслом для Меноры, и все поняли, что именно Б-г дал евреям силы победить греков, и никто не говорил, что (Дварим 8:17) «моя сила и мощь моей руки сделала» все это. При этом же Избавлении, во времена царя Ахашвероша, никаких чудес, как уже сказано, не происходило, поскольку Избавление это было послано евреям в изгнании, в начале эпохи «сокрытия Б-жественного лика». Поэтому оно и не могло сопровождаться явными чудесами, как более позднее Избавление во времена Второго Храма. В другом месте мы объясняли, что имя женщины, с которой связано это Избавление, Эстер, происходит от слова «сокрытие», поскольку и само Избавление было скрытым и лишенным каких бы то ни было явных признаков. Поэтому, если бы Эстер не (обладала привычкой) передавать услышанное от имени сказавшего, она не была бы достойна послужить посредником для Б-жественного Избавления. И по этой же причине во всем тексте Свитка Эстер ни разу не встречается Имя Б-га: чудо этого Избавления совершилось тогда, когда лик Б-га был скрыт от нас.
Теперь тебе стало ясно, что подразумевала мишна, сказав, что тот, кто пересказывает нечто от имени рассказавшего, приносит в мир Избавление.
И теперь у тебя есть ответ еще на один вопрос: как же получилось, что многие неизменно передавали все от имени сказавших, а Избавления в мир не привели? Мишна и не имела в виду, что каждый из них непременно должен привести Избавление; она лишь сказала, что, когда Б-г решает привести в мир Избавление, Он использует для этого тех, кто передает услышанное от имени сказавших; а причина этого тебе уже разъяснена.
Однако и без этого объяснения вопрос нетруден. Народ Израиля всегда нуждается в Избавлении, и Б-г (всегда) приводит его через такого человека, который передает услышанное от имени сказавшего.
И тебе следует знать, что слова мишны тот, кто пересказывает нечто от имени рассказавшего, приносит в мир Избавление заключают в себе глубочайший смысл. Избавление, которое такой человек приводит в мир, состоит в том, что он возвращает слова, находящиеся сейчас в чужих руках, тому, кому они по праву принадлежат. Поэтому и Израилю через него приходит Избавление: сейчас народ Израиля подвластен чужим, а через него он может выйти из-под этой чужой власти и вернуться к Тому, Кому он принадлежит поистине. А принадлежит он, несомненно, благословенному Б-гу. И даже если этот человек не приводит полного Избавления, все же благодаря ему тяготы Израиля облегчаются; а любое смягчение давления чужих народов и властителей тоже есть Избавление Израиля. И мы уже разъяснили, что Б-г определил каждому его собственную мудрость, а потому возвращение произнесенного тому, кому оно принадлежит, — это великое достижение и высшее Избавление. Поэтому мишна и утверждает, что тот, кто пересказывает нечто от имени рассказавшего, приносит в мир Избавление; и это объяснение тебе следует очень хорошо понять.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.