Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разведчики оказались советниками. Народ, им поверивший, получил в наказание 40 лет жизни в пустыне.

Из всей речи мераглим (разведчиков, посланных евреями в Эрец Кенаан после получения Торы на Синае), из всего их «отчета» о свойствах земли, куда шел народ, всего лишь одно слово обернулось причиной для греха и наказания. Не произнеси они его (отчего, конечно, поменялся бы весь смысл «отчета») — не были бы наказаны ни они, ни народ: они — страшной смертью, народ — четырьмя десятилетиями блужданий по пустыне и в конечном счете тоже смертью, пришедшей вместо победоносного и моментального входа в обещанную землю, подобного чудесному Исходу из Египта. Одно слово произнесли они. Одно слово, часто нами употребляемое и способное перевернуть весь смысл любого высказывания.

Собственно говоря, чем согрешили разведчики? (Этот вопрос поднимается также и в первой статье нашего сегодняшнего выпуска, но несколько в другом аспекте.) Посудите сами — разведчиков послали, чтобы они донесли до народа правду о том, чего тому в будущем ждать. Они пошли и донесли. Прочтите, что наказал им Моше (Бемидбар 13:18-19): «Осмотрите землю, какова она — хороша или плоха». Раз так, то в чем их вина? Ведь они осмотрели и доложили обо всем, что в той земле хорошего и плохого. А в конце добавили: «Однако силен народ, живущий в той земле». Разве это неправда? Разве не силен был Кенаанец? Получается, что надо было прийти и сказать ложь, — так надо было поступить? Дескать, что касается туземцев, то они слабоваты, идем и завоюем их страну!

Но если задуматься, этим словом — однако — они изменили характер всего «отчета», как бы подменили его эмоциональную тональность, перевернули с «плюса» на «минус». (В оригинале употребляется слово эфес, «однако», «но», а не слово аваль, имеющее более нейтральный смысл.)

Разведчикам надо было доложить и отойти в сторону, чтобы уже Моше и Аарон, руководители народа, решали, как к этому сообщению отнестись. А они дали оценку! Выступили не свидетелями, а советниками, экспертами, заключившими: придется идти обратно в Египет, — не в пустыне же оставаться! Причем совет дали тонко, добавив одно слово ­ «однако».

К примеру, мы просим кого-то: пойди, пожалуйста, в магазин и посмотри, есть ли там талит нужного нам размера, качества, вида и цены. Он знаком со всеми нужными нам параметрами, идет, все хорошенько узнает, возвращается и докладывает: нашел талит, какой вам нужен; ткань такая-то, размер такой-то, цена — 50 шекелей. Задание он выполнил! Но если он говорит другие слова: ткань, размер и внешний вид подходят, однако цена, цена-то какая — целых 50 шекелей! — такой посланец задание не выполнил. Ибо не посланец он, а советник по покупке талитов. (Пример взят из книги «Акедат Ицхак».)

Само по себе слово «однако» ни в чем не виновато. Его просто употребили неправильно. Поставили не на то место. Без него вообще можно было обойтись. Но с его помощью разведчики сообщили народу свое мнение, поделились со своей сложившейся концепцией. Люди, которых евреи посылали, уже знали, что хотят увидеть. Главы колен, а посланы были именно они, знали, что с приходом в новую землю их авторитету придется держать экзамен; там они могут потерять власть, приобретенную во время Исхода и за месяцы блуждания по пустыне. Может быть, все останется как есть, а может, все изменится. Кто знает? Так или иначе, в новых условиях у всех будет новая судьба. Зачем рисковать? Поэтому лучше высмотреть что-нибудь такое, из-за чего нельзя будет войти в землю. Из-за чего не произойдет никаких изменений.

Земля отличная. Вот ее плоды. Но святое место уже занято.

Войти нам будет не под силу!

Разведчики оказались советниками. Народ, им поверивший, получил в наказание 40 лет жизни в пустыне. Ни один из того народа в землю не вошел.

Мы учимся, как подходить к фактам и их интерпретации. Надо уметь увидеть, что с нами делают: нам сообщают или нас убеждают? Главное, чтобы под видом сообщения не скрывалась уловка, призванная нас убедить, желающая заставить нас поступить так, как хочет кто-то другой, заинтересованный в ином развитии событий.

Мераглим 40 дней исследовали землю и решили, что они лучше остальных знают, что является пользой для народа. Они оказались «интересантами», скрывавшими свой интерес. В принципе, и они могли достойно справиться с задачей, если бы оставили свой интерес при себе и постарались быть объективными. То, что произошло, было для них испытанием. Отключиться от своего интереса очень трудно. С этим испытанием они не справились.

(В статье использован комментарий Рамбана.)


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.