Темы: Грех разведчиков, Лашон а-ра, Земля Израиля, Шлах, Реувен Пятигорский
Из всей речи мераглим (разведчиков, посланных евреями в Эрец Кенаан после получения Торы на Синае), из всего их «отчета» о свойствах земли, куда шел народ, всего лишь одно слово обернулось причиной для греха и наказания. Не произнеси они его (отчего, конечно, поменялся бы весь смысл «отчета») — не были бы наказаны ни они, ни народ: они — страшной смертью, народ — четырьмя десятилетиями блужданий по пустыне и в конечном счете тоже смертью, пришедшей вместо победоносного и моментального входа в обещанную землю, подобного чудесному Исходу из Египта. Одно слово произнесли они. Одно слово, часто нами употребляемое и способное перевернуть весь смысл любого высказывания.
Собственно говоря, чем согрешили разведчики? (Этот вопрос поднимается также и в первой статье нашего сегодняшнего выпуска, но несколько в другом аспекте.) Посудите сами — разведчиков послали, чтобы они донесли до народа правду о том, чего тому в будущем ждать. Они пошли и донесли. Прочтите, что наказал им Моше (Бемидбар 13:18-19): «Осмотрите землю, какова она — хороша или плоха». Раз так, то в чем их вина? Ведь они осмотрели и доложили обо всем, что в той земле хорошего и плохого. А в конце добавили: «Однако силен народ, живущий в той земле». Разве это неправда? Разве не силен был Кенаанец? Получается, что надо было прийти и сказать ложь, — так надо было поступить? Дескать, что касается туземцев, то они слабоваты, идем и завоюем их страну!
Но если задуматься, этим словом — однако — они изменили характер всего «отчета», как бы подменили его эмоциональную тональность, перевернули с «плюса» на «минус». (В оригинале употребляется слово эфес, «однако», «но», а не слово аваль, имеющее более нейтральный смысл.)
Разведчикам надо было доложить и отойти в сторону, чтобы уже Моше и Аарон, руководители народа, решали, как к этому сообщению отнестись. А они дали оценку! Выступили не свидетелями, а советниками, экспертами, заключившими: придется идти обратно в Египет, — не в пустыне же оставаться! Причем совет дали тонко, добавив одно слово «однако».
К примеру, мы просим кого-то: пойди, пожалуйста, в магазин и посмотри, есть ли там талит нужного нам размера, качества, вида и цены. Он знаком со всеми нужными нам параметрами, идет, все хорошенько узнает, возвращается и докладывает: нашел талит, какой вам нужен; ткань такая-то, размер такой-то, цена — 50 шекелей. Задание он выполнил! Но если он говорит другие слова: ткань, размер и внешний вид подходят, однако цена, цена-то какая — целых 50 шекелей! — такой посланец задание не выполнил. Ибо не посланец он, а советник по покупке талитов. (Пример взят из книги «Акедат Ицхак».)
Само по себе слово «однако» ни в чем не виновато. Его просто употребили неправильно. Поставили не на то место. Без него вообще можно было обойтись. Но с его помощью разведчики сообщили народу свое мнение, поделились со своей сложившейся концепцией. Люди, которых евреи посылали, уже знали, что хотят увидеть. Главы колен, а посланы были именно они, знали, что с приходом в новую землю их авторитету придется держать экзамен; там они могут потерять власть, приобретенную во время Исхода и за месяцы блуждания по пустыне. Может быть, все останется как есть, а может, все изменится. Кто знает? Так или иначе, в новых условиях у всех будет новая судьба. Зачем рисковать? Поэтому лучше высмотреть что-нибудь такое, из-за чего нельзя будет войти в землю. Из-за чего не произойдет никаких изменений.
Земля отличная. Вот ее плоды. Но святое место уже занято.
Войти нам будет не под силу!
Разведчики оказались советниками. Народ, им поверивший, получил в наказание 40 лет жизни в пустыне. Ни один из того народа в землю не вошел.
Мы учимся, как подходить к фактам и их интерпретации. Надо уметь увидеть, что с нами делают: нам сообщают или нас убеждают? Главное, чтобы под видом сообщения не скрывалась уловка, призванная нас убедить, желающая заставить нас поступить так, как хочет кто-то другой, заинтересованный в ином развитии событий.
Мераглим 40 дней исследовали землю и решили, что они лучше остальных знают, что является пользой для народа. Они оказались «интересантами», скрывавшими свой интерес. В принципе, и они могли достойно справиться с задачей, если бы оставили свой интерес при себе и постарались быть объективными. То, что произошло, было для них испытанием. Отключиться от своего интереса очень трудно. С этим испытанием они не справились.
(В статье использован комментарий Рамбана.)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.