Из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»», темы: Молитва Амида, Еврейская молитва, Давид Штайнойз, Святость, Ангелы
Ты Кодойш,
И имя Твоё — кодойш
И кдойшим изо дня в день восхваляют Тебя Благословен, Ты, Г-сподь — Б-г кодойш!
Слово «кдуша» встречается в этом благословении четырежды в разных формах. Что же оно означает?
Если спросить маленького ребёнка: что называется хорошим в его жизни, он скажет: конфеты, вафли, шоколад и прочие сладости.
Подросток на тот же вопрос ответит: «Путешествия и успех в играх». По мере взросления ответ усложняется. Оказывается, в жизни есть что-то лучше, чем сладости, и важнее, чем успех. Идеалом становится праведность, добрые поступки, углублённое изучение Торы, скрупулёзное соблюдение заповедей.
Многие, отвечая на поставленный вопрос, коснутся вещей столь важных, что все материальные блага и даже сама жизнь, поставленные на чашу весов, не смогут их перевесить.
Всевышний и даримое Им благо — вот что важнее всего. Ощутить это — значит понять, что такое кдуша.
Характернейший пример — чувство, испытываемое к свитку Торы. Его духовную ценность нельзя выразить деньгами. Таким образом, Кдуша — глубинное, не поддающееся измерению, чувство неограниченного добра. Кдуша — неотрывная привязанность к душе. Человек, удостоившийся этого чувства, испытывает ни с чем не сравнимую радость.
В каждом из нас светится Б-жественная душа. Чтобы почувствовать, «коснуться» её, нужно усилие. Усилие по удалению духовной нечистоты. У человека, погружённого в эту нечистоту, нет ощущения кдуши. Но достаточно чуть-чуть приподняться, как душа просыпается и связь налаживается. Чтобы понять, что же такое кдуша, нужно почувствовать, услышать в себе Б-га — источник духовности.
Это можно сравнить со светоощущением. Любая радость зажигает в человеке «лампочку». Праздничный стол — 40 ватт, рождение ребёнка 500 ватт. Но иногда человек испытывает такую радость, такую близость к Создателю, словно зажглась в нём лампочка на миллионы ватт. Сила этого света не соотносима с обычными эмоциями. И это кдуша. Каждая капля этого чувства — раскрытие Всевышнего в этом мире.
В предыдущих благословениях Всевышний предстал перед нами в качестве источника неограниченного Добра. Не будь этого, третьего, благословения, могло бы сложиться впечатление, что Всевышний похож на любящего, преданного Друга. Но это умаление Его сущности, ибо в действительности масштабы и значение блага, ежесекундно получаемого от Него, столь непомерны, что свет лампочки в миллион ватт потерялся бы в Его свете. Это добро нельзя сравнить ни с каким другим, полученным от кого бы то ни было. Нет в этом мире аналога этого Добра. Так, ценность жизни не может сравниться с важностью какого бы то ни было материального объекта.
Объясняют Мудрецы: есть три уровня кдуши:
Кдуша, достижимая в этом мире. Кдуша, изначально доступная ангелам. И высшая святость самого Творца, познать которую в этом мире не в состоянии никто.
Первый из перечисленных уровней вполне нам доступен.
Второй, относимый к ангелам, при определённом усилии может быть также обретён нами.
Но высшая, Б-жественная кдуша — удел Мира Грядущего.
И это также подобно свету. Глаз способен выдержать лишь ограниченную его интенсивность, но яркость, превышающая предельный уровень, ослепляет. Свет Всевышнего столь велик, что восприятие его возможно только в Будущем мире.
Ты Кодойш
אתה קדוש
Здесь говорится о высшей духовности, присущей Творцу, доступной нам только в Будущем мире.
И имя Твоё кодойш
ושמך קדוש
Эту святость можно обрести, ощущая и наблюдая присутствие Всевышнего в этом мире.
И кдойшим изо дня в день восхваляют тебя
וקדושים בכל יום יהללוך סלה
Святость, присущая ангелам, не полна, если мы, со своей стороны, не пытаемся её достичь. Хофец Хаим пишет[1], что Небеса полнятся поющими ангелами, но и они, по словам мудрецов[2], не могут воспеть Всевышнего, если к их хору, отсюда, из этого мира, не присоединимся и мы.
Если еврей в один прекрасный день, идя по улице, ощутит безмерную доброту Всевышнего, — ангелы немедленно подхватят это чувство, превратив в возвышенную песню. Каждый наш духовный порыв находит отклик в вышних мирах.
Оказавшись впоследствии в этих мирах, мы увидим сонмы ангелов, жаждущих воспевать Всевышнего, с нетерпением ждущих, чтобы ещё один еврей, подняв голову от рутины, вознёс благодарение Творцу. Нам станет жаль, что там, в прошлом, не сознавали исключительной важности этих тончайших чувств, превращаемых ангелами в возвышенные гимны. Мы пожалеем о каждом дне, каждой утраченной минуте, когда даже робкий духовный всплеск порождал высокие волны песнопений. Мы увидим, как время, посвящённое разговору с Творцом, обратилось в сверкающее море святости.
Третье благословение завершается:
Благословен, Ты, Предвечный — Б-г кодойш!
ברוך אתה ה" הקל הקדוש
Здесь, называя Всевышнего «Б-г кодойш», мы подразумеваем Его абсолютное, всеобъемлющее Милосердие.
Основная тема третьего благословения — любовь к Всевышнему и к Его Неизмеримой Духовности, называемой Кдуша.
Эта любовь проявляется в трёх видах.
Первый — любовь как ответ на Его доброе отношение к нам, милосердие и жалость.
Второй — любовь к Его святости. Это чувство человека, углублённого в молитву, относящегося с трепетом к знакам Его внимания, ищущего возможности приблизиться к Творцу. Он часто приходит к Стене Плача, ибо ощущает там Присутствие Всевышнего. Он любит проявления святости в этом мире.
Третий путь — самый возвышенный — любовь к желанию Творца. Это значит не просто любить милосердие Всевышнего или Его святость, но ставить во главу угла Его требования к нам и цель в этом мире. Это означает: желать то, что желает Всевышний, и любить то, что любит Он. В сущности, это и называется «принятием ига Небес».
Сказанное — высшее проявление любви, и труднее всего достижимое. Любить не отдельные свойства, но все Его проявления в целом. Любить всё, что бы не происходило в этом мире. Ибо во всём — сквозит желание Творца.
Иллюстрация к этому благословению — свиток Торы. Его ценность и святость невозможно оценить в рамках этого мира. Тора — это желание Всевышнего. Любовь к Торе — это квинтэссенция любви к Нему.
[1] Шмират Алашон, Хатимат асефер, перек 1
[2] Тана Дебей Элияу, Зута, перек 21
Перевод Ривки Клейман, литературная обработка рава Александра Красильщикова
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.