Темы: Кашрут, Бенцион Меламед
Тора запрещает евреям есть насекомых. Но, как известно, они почти всегда находятся в ягодах и фруктах. По этой причине просто необходимо проверять подобную пищу на наличие насекомых. Однако может случиться всякое.
Например, дети очистили яблоки и перемололи их в комбайне. После этого в отходах обнаружили кусочки червяка, который, скорее всего, был протерт вместе с яблоками. Или же хозяйка перемолола ягоды с сахаром, только после этого вспомнив, что не проверила их на наличие жучков. В этой статье я постараюсь объяснить, можно ли есть то, что было приготовлено таким образом. А, кроме того, ответить на вопрос, разрешено ли изначально полагаться на последующую обработку (измельчение) фруктов и ягод и не уделять проверке на наличие насекомых должного внимания. Общее правило таково: когда в еду попадает что-либо некошерное, она сохраняет статус разрешенной, если количество кошерных компонентов в составе блюда было в 60 раз больше, чем запрещенных. Но если есть причина предполагать, что червяк, попавший в приготовленную еду, все еще цел, то, несмотря на то, что занимаемый им объем в 60 раз меньше, чем объем всех остальных компонентов, мудрецы запретили есть такое блюдо. Однако в нашем случае нет смысла опасаться этого, поскольку червяк был размолот вместе с яблоками. А вот можно ли изначально положиться на то, что пищу перетрут, и ее объем будет больше, чем объем червяка в 60 раз — об этом нужно говорить более подробно.
Начнем со слов «Шулхан Аруха» («Йоре Деа», глава 99, параграф 5): «Запрещено преднамеренно отменять не-кошерность еды, размешав ее внутри кошерной так, что в готовом блюде будет содержаться меньше 60 частей некошерной пищи по отношению к кошерной». По мнению Рашбы и Рана, которых приводит «Бейт Йосеф» (там же), Тора разрешила это делать, но мудрецы «создали ограду» и запретили. Что привело мудрецов к такому решению? Раби Мордехай Яфе1 пишет так («Левуш Малхут», раздел «Орах Хаим», глава 626, комментарий 2): «Если есть возможность снять запрет с некошерной еды, например, размешав ее в 60 долях разрешенной пищи, то этот запрет может стать незначительным в глазах людей, и они позволят себе есть некошерную пищу, [даже] не отменив предварительно запрета». Однако раби Йеу-да Лейбуш Ландау («Яд Йеуда», «Йоре Деа», глава 99, комментарий 14) объясняет иначе. Он говорит: «Поскольку нужно разбавить некошерный компонент в соответствующем его объему соотношении с кошерными продуктами, очень просто ошибиться и не добавить [столько, сколько нужно]».
Раавад спорит с Рашбой и Раном. Он считает, что снимать с пищи статус запрещенной с помощью разбавления ее в 60 частях разрешенной запрещено Торой. «Быть не может, — пишет Раавад, — чтобы Тора разрешила искусственно отменять запрет, ведь если это так, то у нас просто не останется запретов. Любую запрещенную еду можно будет съесть, разбавив ее в разрешенной один к шестидесяти». Раби Шимон Софер («Хатам Софер», «Хошен Миш-пат», вопрос 22) пишет, что спор между Рашбой и Раном с одной стороны и Раавадом с другой относится только к случаю, когда мы смешиваем две жидкости, и в результате образуется новая однородная жидкость, в которой кошерного компонента содержится в 60 раз больше, чем некошерного. По мнению Рашбы, Тора изначально разрешает отменять данным способом запрет на употребление продукта в пищу, поскольку при смешении в нужной пропорции запрет считается исчезнувшим полностью. Но когда перед нами два сухих продукта, запрет обязательно остается, и лишь статус продукта изменяется — он становится разрешен ным. И поэтому даже Рашба согласится, что отменить запрет на некошерный сухой продукт нельзя согласно Торе, а иначе непонятны слова Торы о том, что падаль надо бросить собаке. Ведь Тора не повелела бы нам отдавать животному дорогой продукт2, если бы было можно спасти его для еды с помощью «размешивания» в 60 таких же кусках кошерного мяса.
Постановление Шаха соответствует мнению Раш-ба, т.е. он относит эту ситуацию к запретам мудрецов. (Шах, раздел «Йоре Деа», глава 99, комментарий 7.) Таким образом, запрещено варить кусочек некошерного мяса в овощном супе в соотношении один к шестидесяти, несмотря на то, что в результате такой варки мясо не сделает остальной суп некошерным. Также нам будет запрещено перетирать малину с целью перетереть жучков, которые находятся в ягодах, то же самое с червивыми яблоками, даже если малины или яблок в 60 раз больше, чем муравьев или червячков.
Перейдем к следующему вопросу. Если мы не бросали запрещенный продукт в приготовляемую пищу, а он упал туда случайно, и количество еды не превышало его объем в 60 раз, что делать? Если этот некошерный продукт запрещен Торой, как, например, кусок некошерного мяса, упавший в наш кошерный суп, то по всем мнениям нельзя добавлять в суп кошерные продукты, чтобы довести соотношение до одного к шестидесяти. Однако если продукт запрещен мудрецами, как, например, кошерный кусок мяса, сваренный неевреем (запрет «бишуль акум»), и упавший в кошерный суп, то здесь возникает спор между «Шулхан Арухом» и Рамо. Согласно постановлению «Шулхан Аруха», можно добавить в это блюдо такое количество разрешенных ингредиентов, чтобы их общий объем был в 60 раз больше, чем объем куска мяса, сваренный неевреем. Однако Рамо запрещает даже в этом случае.
Как поступить, если еврей все-таки сделал это? Ответ таков: тот, кто не знал, что это делать запрещено, или не знал, что продукт некошерный, и поместил его «внутри» кошерного так, что соотношение некошерного и кошерного продуктов составило один к шестидесяти, может есть это блюдо. Если человек знал, что это делать запрещено, но все же сделал это, то ему, его домочадцам, а также тому, для кого он приготовил еду, мудрецы запретили есть это блюдo. Несмотря на то, что фактически здесь нет запрещенной еды, мудрецы оштрафовали такого человека. Ему также запрещено продавать это блюдо. Однако можно отдать его третьему лицу, для которого эта еда не готовилась. Можно также продать его нееврею. Поэтому если вы не знали, что нельзя не обращать внимания на червячков, перемалывая ягоды или растирая яблоки, то вам можно есть такое фруктово-ягодное пюре. Но только сейчас, на первый раз.
Еще один вопрос:
— Как поступать, когда мы сомневаемся, есть внутри фрукта червяк или нет? Нужно отметить, что речь идет о ситуации, когда мы сделали необходимую проверку, иначе мы попадаем в закон о тех, кто знает, что есть большая вероятность присутствия жучков и преднамеренно пытается аннулировать их в этом блюде. Итак, речь идет о тех, у кого осталось сомнение в чистоте продукта даже после проверки, и мы не исключаем возможности, что в большом количестве ягод все еще находится какой-нибудь жучок. Так обычно и происходит, когда вы собираетесь заготавливать их на зиму. Или же есть подозрение, что жучок упал в вязкую жидкость, такую как варенье, но невозможно это проверить. Можно ли перемолоть эти ягоды, чтобы не оставалось ни доли сомнения в кошерности нашего продукта, так как после помола жучки будут аннулированы?
Тут мнения законодателей разделились. Раби Йо-сеф Теумим («Йоре Деа», глава 99, «При Мегадим», «Сифтей даат» комментарий 7) пишет, что запрет аннулировать некошерный ингредиент является запретом мудрецов. В данном случае, поскольку мы сомневаемся, есть ли здесь вообще эти запрещенные ингредиенты, могли бы сказать, что это «софек де-рабанан» (сомнение в отношении ситуации, попадающей под постановление мудрецов). А у нас есть важное правило: если мы сомневаемся, есть ли здесь запрет мудрецов, можно облегчить. Однако, пишет «При Мегадим», все же есть причина устрожить и отменить аннулирование, даже когда мы сомневаемся, наличествует ли здесь вообще запрет. Мы помним, что согласно книге «Левуш Малхут» мудрецы опасались разрешать разбавлять некошерный продукт, чтобы, в конце концов, не ели его неразбавленным. А по «Яд Йеу-да» мудрецы запретили из-за того, что очень легко ошибиться в расчете объема и не замешать в запрет необходимое для аннулирования количество разрешенного. Обе эти причины присутствуют и в ситуации, когда мы сомневаемся, остались ли в ягодах еще жучки. Однако раби Шабтай а-Коэн («Йоре Деа», глава 114, Шах, комментарий 21) пишет, что в данной ситуации можно облегчить, как велит нам вышеприведенное правило. Поэтому сегодня принято, что перемолоть эти ягоды разрешено.
До этого мы рассматривали только запрет смешивать некошерную еду с кошерной, с целью отменить некошерность части продуктов. Однако если вы смешиваете продукты без намерения отменить некошерность части из них, несмотря на то, что это происходит, тут нет никакого запрета! Раби Йосеф Каро приводит следующий пример («Шул-хан Арух», «Йоре Деа», глава 84, параграф 13): «Вам надо растопить мед, чтобы он стал жидким, и его можно было бы процедить через сито. В банке с медом вы видите муравьев. Хотя при варке муравьи придадут привкус меду, и этот привкус уничтожится в меду, которого больше в шестьдесят раз, разрешено растопить мед вместе с муравьями. Это можно сделать, поскольку ваша цель — сделать мед жидким, ведь иначе невозможно будет процедить его (и очистить от частичек воска и других примесей), а не для того, чтобы аннулировать муравьев внутри меда».
Но здесь есть два условия:
Если нет другого способа добиться той же цели. То есть невозможно процедить мед, предварительно не растопив его («Шулхан Арух», там же, а также «При Мегадим» «Мишбецот Заав», комментарий 18).
Если некошерная еда уже попала в кошерную, потому что добавлять ее туда своими руками нельзя. Респонсы Нода бе-Йеуда «Тиньяна», вопрос 56).
Такой подход открывает совершенно новые возможности. Если у нас есть ягоды, и мы хотим растереть их с сахаром, то нужно промыть их настолько тщательно, насколько это возможно, и замочить в воде, чтобы всплыли жучки. После этого, несмотря на большую вероятность того, что насекомые все-таки остались, можно спокойно молоть ягоды с помощью блендера. Ведь все это мы делаем не для того, чтобы «закошерить» жучков, а для того, чтобы есть блинчики с брусникой, растертой в сахаре. Или же нам надо приготовить фруктовое пюре к приходу гостей. Мы проверяем яблоки и не находим там червячка. Значит, даже несмотря на наше опасение, что он там может находиться (ведь мы нашли части червячка в очистках), нам разрешено перемолоть фрукты блендером.
Законодатели очень часто используют выученный нами закон. Особенно для того, чтобы поставить экшер на продукты, выпускаемые современными фабриками.
С разрешения журнала «Мир Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.